Потребности, связанные с движением внутрь, рецептивные потребности

Потребности, связанные с движением внутрь, рецептивные потребности - student2.ru

Для поддержания своей жизнедеятельности человек нуждается в проник­новении внутрь его границ различных веществ, информации, энергии. В этом случае его психические или физические границы должны становиться прони­цаемыми. В не меньшей степени человек нуждается в защите своего внутрен­него пространства, и психического и физического, от всего опасного и чуже­родного. В этом случае его границы должны быть закрыты. Очевидно также, что, как агрессивные потребности человека нуждаются в адаптации, приспо­соблении к внешней среде, социализации, так и все, проникающее внутрь, нуж­дается в «индивидуализации», в приспособлении к конкретным потребностям конкретного человека. Иными словами, все поступающее извне требует ак­тивной переработки. Требует агрессивного воздействия. Перлз обратил на это внимание в своей догештальтисткой книге «Эго, голод и агрессия». Даже ма­теринское молоко не является готовым к проникновению во внутреннюю сре­ду организма. Оно адаптируется с помощью различных ферментов. И Перлз первый провел аналогию между физическим актом разжевывания и размель­чения пищи и психологической обработкой информации. Оба этих процесса позволяют отделять съедобное от несъедобного.

ПРИМЕР

Эта работа — не образец для подражания. Этот этап, возможно, не са­мый удачный в моем профессиональном росте. И это — достаточно яр­кая иллюстрация абсолютной рецептивности.

Ко мне обратилась пожилая женщина с нарушениями сердечного ритма, вдова достаточно «большого лица». Ее болезнь можно было бы списать на возрастные изменения в сердце, если бы нарушения не усиливались при лю­бых «плохих.» словах, сказанных в адрес этой женщины. Сказанных кем угодно — соседкой, прохожим на улице, пассажиром в троллейбусе и т.д. Из беседы выяснилось, что при жизни мужа эта женщина была абсолютно защищена от внешнего мира и обеспечена всем необходимым. Муж: выполнял функцию подвижных и агрессивных внешних границ, она получала все в «готовом» виде. Она тут же, при первой встрече, проявила полное доверие ко мне как к терапевту! Совершенно не зная меня, она сказала, что готова принять все, что я ей предложу, поскольку это наверняка пойдет ей на пользу. Но ведь с ней сложнее, чем с грудным младенцем! Тот, по крайней мере, выплюнет все, что будет для него невкусно, и заплачет, если его слишком туго спеле­нать. Ведь я могу предложить ей нечто непригодное вовсе не со зла, а про­сто по недоразумению. Я не могу ориентироваться в ее потребностях луч­ше ее самой. Я огляделся в рабочем кабинете, надеясь найти что-то совер­шенно непригодное. Мой взгляд упал на кусочек мыла. Я подал мыло этой женщине: «Съешьте его, пожалуйста». — «Вы думаете, мне поможет?», --- спросила она. — «Не знаю, давайте попробуем».

Каково же было мое изумление, когда она откусила это мыло и начала его жевать!

«Ну, как вам?» — нашел, что спросить я. — «Противно, сил никаких нет»,-ответила она с гримасой немыслимого отвращения. — «Что хочется сде­лать?», — я продолжил оставаться гештальтистом. — «Хочется выплю­нуть». — «Так сделайте это». «А можно?», —робко спросила она. — «Как хотите», —-я умудрялся сохранять «рабочую» атмосферу. Она встала, подошла к умывальнику и долго плевалась. А потом призналась, что давно не испытывала такого облегчения. Она может быть впервые в жизни по­зволила себе что-то отвергнуть!

Внутренние потребности

Потребности, связанные с движением внутрь, рецептивные потребности - student2.ru

Жизнедеятельность организма подразумевает цикличность множества различных процессов: начиная от незаметных биохимических и заканчивая более осознаваемым чередованием сна и бодрствования, напряжения и рас­слабления, левополушарной и правополушарной активности и т. д. Есть люди, которые умудряются блокировать и эти потребности. У меня было достаточно много клиентов, которые воспринимают усталость, как проявление болезни. Американский мастер тайчи Боб Клейн, человек, умеющий виртуозно управ­лять своей энергией, приноровился регулировать себя таким образом, чтобы спать один раз в неделю. Через некоторое время этот абсолютно здоровый че­ловек начал страдать от невероятно сильных болей в позвоночнике. Все его приемы и навыки не помогли справиться с этой болью. Когда он вернулся к обычному ритму чередования активности и отдыха, боли прошли. Боб пришел к выводу, что есть пределы, которые не стоит переступать.

Многие болезни, в том числе и заболевания позвоночника — на самом деле игнорирование своей усталости. Неважно, как болезнь возникает, но пос­ле своего возникновения болезнь неизбежно встраивается в отношения чело­века с миром. И есть люди, для которых болезнь оказывается спасительной, она спасает человека от сгорания, от полного самоуничтожения. В моей люби­мой игре с задаванием себе необдуманных вопросов такие люди с удивлением для себя произносят: «Если я перестану болеть и стану совершенно здоровым я потеряю...ЖИЗНЬ!». Конечно, человеческая жизнь намного дешевле идеа­лов «корпоративной струны». Уж в нашей-то стране это хорошо известно.

ПРИМЕР

Я видел, как горел на моих глазах один из клиентов бизнес-консультирова­ния. Он проходил терапию у другого терапевта. Как сказала жена этого человека, «все болезни укладывают его в постель». Если болезнь позволяла оставаться ему на ногах, — он продолжал работать. Но и в постели можно работать — он весь день разговаривал по телефону. В конце концов, его организм создал достаточно редкое заболевание, — к вечеру он почти ут­рачивал возможность членораздельно говорить и двигаться без посто­ронней помощи. Если бы диагноз ставил я, то назвал бы его болезнь — НЕМЫСЛИМАЯ УСТАЛОСТЬ.

Бенджамин Хофф в своей замечательной книге «Дао Пуха» описывает современное общество, как общество Щасвирнусов — странных существ, одер­жимых навязчивой идеей экономии времени, в итоге они тратят его все без остатка. Вот что пишет сам Хофф:

Оглядываясь ни несколько лет назад, мы видим, что первые Щасвирнусы в Америке, пуритане, практически заработалась до смерти, не получив ни­чего в награду за свои громадные усилия. Они фактически умирали от го­лода, пока .мудрые обитатели этой земли не научили их некоторым вещам, позволяющим работать в гармонии с ритмами земли. Сейчас ты сажаешь растения; сейчас ты отдыхаешь. Сейчас ты обрабатываешь почву: сейчас ты оставляешь ее в покое. Пуритане никогда не понимали вторую часть, никогда в нее не верили.

И это — бесконечная погоня за призраком. Чаще всего — за иллюзией признания, но этому будет посвящена отдельная глава. Если человек упорно и тяжело работает, — ему НИКОГДА не будет легко. Это самообман. Ведь един­ственное, чему он обучается — процессу упорной и тяжелой работы. И ниче­му другому. Если кто-то хочет легкости, стоит приобретать ее прямо сейчас — не ждать завтрашнего дня. Если удастся это сделать, все существо приобретет совершенно другой навык и будет к нему стремиться.

Печально наблюдать, что и психотерапия, и духовные пути могут превра­титься в изнурительную пытку. На всех психотерапевтических конференциях я вижу людей с воспаленными глазами, посещающих все группы, презентации и лекции, попадающих в итоге в больницы. Ведь лекарство и яд отличаются не качеством, а количеством, — это давно известно в медицине.

Боюсь, не исполнены ли сейчас мои слова снобизмом? Я тоже вырос на этом поле.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ВСЕЙ ГЛАВЫ

Если есть любое болезненное или просто непонятное ощущение в теле, позвольте ему разлиться, захватить все тело, отдайтесь этому ощу­щению целиком и полностью, займите ту позу, которая соответствует это­му ощущению, а не противоречит ему.

Попробуйте любым возможным способом войти в это чувство всем сво­им существом, а не только одним участком тела. Обычно люди, имеющие хронические неприятные или болезненные ощущения где-либо, боятся этого упражнения. Им кажется, что оно должно усилить боль. На самом деле, все происходит наоборот. Если человек концентрирует неосознанную энергию в одном участке своего тела, энергия может сделать одну-единственную вещь — вызвать болезнь. Это напоминает способность линзы фокусировать луч солнечного света. Если свет фокусировать, он прожжет листочек бумаги. Если убрать линзу — листочек будет просто освещен, возможно слегка (!) нагреется. Не пытайтесь усилить ощущение!!! Просто уберите линзу. Как говорил один из моих учителей, если слезы сгорают в желудке — они вызыва­ют язву. Но на лице — слезы, это просто слезы.

Если позволить всему происходить, включаются естественные меха­низмы саморегуляции — энергия найдет оптимальный выход, человек опозна­ет свое состояние, узнает свою потребность в этом состоянии и сможет о ней как-то позаботиться. Это перестанет быть тупой и безликой болью. Например, если человек отдастся целиком ощущению боли в сердце, пере­станет концентрировать эту неопознанную энергию в одном месте, он мо­жет войти в состояние гнева или печали, это могут быть запретные, избе­гаемые состояния, но это перестанет называться и чувствоваться как боль. Из этих состояний возможны другие действия, кроме приема таблеток.

2. Когда вы отдались этому ощущению, попробуйте осознать, что это за чувство. Если осознать чувство сложно — определите вектор по­требности, для этого воспользуйтесь своим воображением. Представьте себе, что могло сделать это чувство или ощущение более приятным:

а) в каком случае вам становится комфортнее — когда вы что-то дае­те, или наоборот, что-то получаете;

б) может быть, вы не хотите принимать что-либо, или, напротив, от­давать;

в) и, наконец, может быть, вы не позволяете себе какое-нибудь состоя­ние — собранное или расслабленное, сильное или уставшее, энергичное или плавное, сексуальное, или безликое и т.д.

Этот этап очень деликатный. Люди часто путают свои потребнос­ти. Например, вы гневаетесь на кого-то и хотите поколотить. Но гнев очень обманчив. Он возникает и в адрес нападающего на вас человека, тогда ваша потребность — в защите своих границ. Проявление гнева может остано­вить нападение. Однако гнев и злость возникают и в адрес того, кто не дает вам любви и признания. В этом случае происходит печальная подмена. Гнев вряд ли поможет вам получить больше любви и признания. Скорей всего, он оттолкнет и испугает вашего партнера. Может быть, уместней искать признания другим способом? Если бы люди осознавали, что в основе ненавис­ти лежит потребность в любви, в мире было бы гораздо меньше насилия.

Наши рекомендации