Биологическая и социальная компоненты наследственности здоровья
Наследственность человека в эволюционном, популяционном и индивидуальном планах не что иное, как результат взаимодействия исходной наследственности и окружающей среды. Человек как биологический вид формировался в процессе длительной эволюции путем изменения генотипа, обретавшего под постоянным воздействием факторов окружающей среды все новые качества. Развитие каждого индивида также результат взаимодействия генотипа и среды. Отсюда следует, что к нарушению в развитии человеческого организма могут в равной степени привести как изменения наследственности, так и многочисленные трансформации среды его обитания.
Проблема загрязнения окружающей среды занимает в наши дни особое место. Еще в середине позапрошлого века один из друзей А. И. Герцена, живший тогда заграницей, жаловался в письме к нему, что «Москва-река — де уже стала не та: вот осетра в ней поймать еще можно, а стерлядочки уже нет...»
Существует более трех десятков лекарственных препаратов, способных спровоцировать действие мутантного гена. При приеме их быстро разрушаются эритроциты. Болеют преимущественно мужчины, потому что этот признак рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой. Это далеко не единственная мутация, вызывающая повышенную чувствительность к лекарствам. Другие мутации провоцируют остановку дыхания, гипертермические реакции, аллергии и другие серьезные осложнения.
Загрязнение атмосферы выхлопными газами транспортных средств, многочисленными заводами и фабриками в крупных городах — серьезная гигиеническая проблема глобального масштаба. Усугубляется ситуация еще и курением.
Медицине известны и весьма курьезные случаи экогенетических реакций, например, на вещества, которые у большинства из нас ассоциируются только с положительными эмоциями. У некоторых людей (все они носители мутаций) шоколад и определенные сорта сыра вызывают тяжелейшую мигрень. Биохимический механизм этой странной реакции, вызывающий спазм сосудов, уже расшифрован.
Примеров «рассекречивания» генетической чувствительности к пищевым продуктам достаточно много. Взять хотя бы ту же непереносимость молока. У тех, кто страдает данным эффектом, после употребления этого, казалось бы, диетического продукта возникает «дискомфорт» в кишечнике. Объясняется это тем, что их желудочно-кишечный тракт не продуцирует фермент лактазу, в результате чего молочный сахар (его биохимическое название — лактоза) не расщепляется. Им начинает «подкармливаться» гнилостная микрофлора, образуются газы, усиливается перистальтика. Отсюда и дискомфорт, вызванный вздутием кишок.
То, что свойства человека приобретаются под влиянием социальной среды (окружение, школа, воспитание) не вызывает сомнения. Можно выделить три ключевые момента в проблеме значения биологических предпосылок для развития личности путем социальной преемственности: 1) влияет ли ген напрямую на развитие личности; 2) влияет ли социум также напрямую на развитие личности (школа, семья, коллектив); 3) влияет ли социум на развитие личности опосредованно, через гены.
Вот что по этому поводу сказал выдающийся генетик Д. К. Беляев в своем докладе на XV Международном генетическом конгрессе (Дели, 1983г.): «… социальная среда, в решающей степени формируя общественное сознание, не отменяет и не может отменить межличностную генетическую изменчивость и генетическую уникальность индивидуума. Социум не может играть роль абсолютного деспота в формировании человеческой личности, поскольку его императивы, под воздействием которых человек находится независимо от собственного желания, сталкиваются с императивами генов, которые человек также не выбирает по своему желанию».
Генетика поведения делает большие успехи, главные открытия в ней еще впереди. Понимание процессов развития человека осложняется тем, что в этих целях используют в качестве модели лишь его наследственно обусловленные особенности поведения (часто психические болезни), что не позволяет сделать адекватных заключений о формировании умственного развития в норме.