Достоверность разности между двумя сравниваемыми величинами
При оценке достоверности разности результатов исследования в двух группах нередко
приходится решать вопрос, является ли это различие существенным, обусловленным действием
разных факторов (например, методов лечения, вакцинации и т.д.) или вызвано случайными
колебаниями.
Достоверность разностимежду двумя относительными величинами определяются по форму
ле:
где Р1 иР2 - показатели, полученные при выборочных исследованиях m1 и m2 -соответствующие
ошибки.
Оценка достоверности разности средних арифметических проводится по
формуле, где M1 и M2 - сравниваемые средние величины; m1 и m2 - ошибки
сравниваемых средних величин.
Полученный критерий t оценивается по общепринятым правилам: если t³ 2, то различие
показателей следует считать достоверным, т.е. оно соответствует вероятности безошибочного
прогноза, равной 95% (Р <0,05)
Пример: Сравнение результатов лечения пенициллином и тетрациклином больных рожистым
воспалением.
Виды антибиотиков | Число наблюдаемых больных | Имели рецидивы | |
абс. число | % | ||
Пенициллин | 15,0 | ||
Тетрациклин | 7,6 |
Разность показателей = Р1 - Р2 = 15% - 7,6% = 7,4%. Действительно ли тетрациклин более
эффективен при рожистым воспалении? Можно ли быть уверенным в том, что при применении
этих антибиотиков и большой группы больных тетрациклин будет давать лучшие результаты,
чем пенициллин?
Достоверность выводов необходимо обосновать статистическим расчетом. Для этого:
1) Вычислить среднюю ошибку (m) для каждого показателя:
2) Оценить достоверность различий частоты рецидивов заболеваний в двух группах:
Разность между показателями (7,4) превышает ошибку (5,3) меньше чем в 2 раза, что не
позволяет признать различие показателей достоверным. Поэтому большую эффективность
тетрациклина по сравнению с пенициллином при лечении рожистого воспаления нельзя
считать доказанной.
В медицинской литературе чаще вероятность достоверности выражается не критерием t, а
уровнем значимости (P) , который является дополнением доверительной вероятности до 100%
(или до 1,0). Так вероятности 95% (0,95) соответствует уровень значимости 0,05 (1,0 - 0,95 =
0,05), вероятности 99% - 0,01 (1 - 0,99=0,01), вероятности 99,9% - 0,001 (1 - 0,999=0,001).
Стандартные значения критерия Стьюдента (tst)
V | t1 | t2 | t3 | V | t1 | t2 | t3 |
n | 0,05 | 0,01 | 0,001 | n | 0,05 | 0,01 | 0,001 |
12,71 | 63,66 | 637,0 | 2,08 | 2,83 | 3,82 | ||
4,30 | 9,93 | 31,60 | 2,07 | 2,82 | 3,79 | ||
3,18 | 5,84 | 12,94 | 2,07 | 2,81 | 3,77 | ||
2,78 | 4,60 | 8,61 | 2,06 | 2,80 | 3,75 | ||
2,57 | 4,03 | 6,86 | 2,06 | 2,79 | 3,73 | ||
2,45 | 3,71 | 5,96 | 2,06 | 2,78 | 3,71 | ||
2,36 | 3,50 | 5,41 | 2,05 | 2,77 | 3,69 | ||
2,31 | 3,36 | 5,04 | 2,05 | 2,76 | 3,67 | ||
2,26 | 3,25 | 4,78 | 2,04 | 2,76 | 3,66 | ||
2,23 | 3,17 | 4,59 | 2,04 | 2,75 | 3,65 | ||
2,20 | 3,11 | 4,44 | 2,02 | 2,70 | 3,55 | ||
2,18 | 3,06 | 4,32 | 2,01 | 2,68 | 3,50 | ||
2,16 | 3,01 | 4,22 | 2,00 | 2,66 | 3,46 | ||
2,15 | 2,98 | 4,14 | 1,99 | 2,64 | 3,42 | ||
2,13 | 2,95 | 4,07 | 1,98 | 2,63 | 3,39 | ||
2,12 | 2,92 | 4,02 | 1,98 | 2,62 | 3,37 | ||
2,11 | 2,90 | 3,97 | 1,97 | 2,60 | 3,34 | ||
2,10 | 2,88 | 3,92 | 1,96 | 2,59 | 3,31 | ||
1,96 | 2,86 | 3,88 | ¥ | 1,96 | 2,58 | 3,29 | |
2,09 | 2,85 | 3,85 | |||||
5% | 1% | 0,1% | 5% | 1% | 0,1% |