Материалы для самоподготовки
Министерство здравоохранения республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный медицинский университет»
Кафедра пропедевтики внутренних болезней
Обсуждено на заседании кафедры пропедевтики внутренних болезней
«___» августа 2016
Протокол № __
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения занятия со студентами
I курса лечебного факультета, факультета подготовки специалистов для зарубежных стран, медико-диагностического факультета
по основам медицинского ухода
Тема № 1 (занятие №1, 2):
Введение в дисциплину «Основы медицинского ухода». Обеспечение инфекционной безопасности в учреждениях здравоохранения.
6 часов
Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний
Цель занятия
Получить представление об основных учреждениях здравоохранения амбулаторного и стационарного типа, понятие об инфекционной безопасности, принципах и значении санитарно – противоэпидемического режима в учреждениях здравоохранения, понятие о внутрибольничной инфекции, асептике и антисептике, изучить основные методы дезинфекции и стерилизации.
Требования к исходному уровню знаний
Студент должен знать
1. Основные типы учреждений здравоохранения амбулаторного и стационарного типа.
2. Государственные и отраслевые нормативные правовые (законы и инструкции) и организационно – распорядительные документы (приказы Министерства здравоохранения Республики Беларусь), регламентирующие санитарно – противоэпидемический режим в учреждениях здравоохранения.
3. Понятие о внутрибольничной инфекции.
4. Основные методы стерилизации и дезинфекции.
5. Современные дезинфицирующие средства, их применение.
6. Понятие об асептике и антисептике.
Студент должен уметь
1. Применять на практике знания о санитарно – противоэпидемическом режиме в лечебных учреждениях.
2. Готовить дезинфицирующие растворы.
3. Применять знания основных нормативных документов, регламентирующих санитарно – противоэпидемический режим в учреждениях здравоохранения.
Контрольные вопросы
Занятие №1
1. Определение понятия «медицинский уход».
2. Роль ухода за пациентами в лечебном процессе. Врач как организатор квалифицированного ухода за пациентами.
3. Основные типы учреждений здравоохранения амбулаторного и стационарного типа
4. Основные структурные единицы учреждения стационарного типа.
5. Понятие об инфекционной безопасности. Санитарно- противоэпидемический режим в учреждениях здравоохранения.
6. Государственные и отраслевые нормативные правовые (законы, инструкции) и организационно-распорядительные документы (приказы Министерства здравоохранения Республики Беларусь), регламентирующие санитарно-противоэпидемический режим в учреждениях здравоохранения.
Занятие №2
7.Понятие о внутрибольничной инфекции. Понятие об асептике и антисептике.
8. Стерилизация и дезинфекция: виды, способы, методы дезинфекции.
9. Правила работы с дезинфицирующими средствами, профилактика побочных действий химических препаратов, профилактика профессиональных дерматитов.
10. Влажная уборка палат и других помещений, текущая и заключительная дезинфекция. Чистота воздуха и вентиляция в палатах.
Материалы для самоподготовки
ЗАНЯТИЕ №1
1. Определение понятия «медицинский уход».
Медицинский уход – система лечебных, профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий по облегчению состояния пациента, правильному своевременному выполнению лечебных назначений, подготовке и проведению ряда диагностических процедур, грамотному наблюдению за пациентом и мониторингу его состояния, оказанию первой доврачебной помощи и оформлению соответствующей медицинской документации.
Термин «медицинский уход» сопоставим с зарубежным определением вышеперечисленных мероприятий «сестринское дело» - «…содержание сестринского дела состоит в уходе за человеком» [Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), 1987].
Классическим считается определение сестринского дела, которое еще в 1961г. дала американская медицинская сестра, преподаватель и выдающийся просветитель Вирджиния Хендерсон: «Сестринское дело - оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей». В 1987г. на совещании национальных представителей Международного совета сестер было сформулировано следующее определение: «Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, представлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинским сестрам, как в лечебных, так и в любых других учреждениях, а также на дому. Везде, где в ней есть потребность» (Новая Зеландия, 1987).
Уход за пациентом делится на общий и специальный. Общий уход включает в себя те мероприятия, в которых нуждается любой пациент, независимо от характера его заболевания (выполнение инъекций, кормление, раздача лекарственных средств, уборка помещения и т.д.). К специальному уходу относятся те мероприятия, которые принимаются только по отношению к пациентам определенной группы: хирургическим (перевязка, иммобилизация), урологическим (промывание мочевого пузыря, промывание дренажных трубок и т. д.), терапевтическим (помощь врачу при абдоминальной и плевральной пункции) и т.д.
Уход за пациентом является прямой обязанностью медицинской сестры. Только отдельные манипуляции общего ухода могут выполняться младшими медицинскими сестрами по уходу (уборка помещений, подача судна или мочеприемника, санитарная обработка пациента), но и в этих случаях за правильность их выполнения отвечает медицинская сестра.