Глава 12 Ожидание: роль интеллектуального подхода
«Ожидание» — это одно из наиболее важных слов в английском языке. Его значимость обусловлена одним из главных факторов нашей жизни — временем.
Мы живем во времени. Минута идет за минутой. Год идет за годом. Жизнь и старение — это фактически идентичные понятия, так как мы живем во времени. Настоящее переходит в будущее, и этот переход сопровождается ожиданием. Ожидание — это то, что переносит нас из настоящего в будущее. Ожидание совпадает с направлением потока времени, как нос корабля обычно указывает направление, в котором идет этот корабль.
Выражение «сбывающееся пророчество» указывает на то, что происходит именно то, чего мы ожидаем.
Ожидание играет очень важную роль в нашей жизни. Рассмотрим действие плацебо. Слово «плацебо» — латинского происхождения. Оно обозначает «я угождаю» и взято из терминологии католической церкви. Священники часто используют выражение «богоугодный» или «угождать Богу». В XIX веке его стали употреблять врачи. Так обозначали средства, которые дают больному не для того, чтобы лечить его, но для того, чтобы они ему понравились. Эти вещества, не давая лечебного эффекта, были предназначены для того, чтобы больной поверил, что такой эффект существует. Если, например, больной верит, что сахарная пилюля поможет, то ему покажется, что она помогает. Это и есть эффект плацебо.
Профессиональные медики уверены, что те методы, которыми они владеют, решают все проблемы больных. Это опровергается эффектом плацебо.
Эванс провел серию опытов, направленных на уменьшение боли, сравнивая эффект морфина с эффектом не содержащего лекарственных препаратов порошка плацебо. Результат был потрясающий. Плацебо в 56% случаев оказалось таким же эффективным, как морфин. Что же вызвало такой обезболивающий эффект? Только одно: ожидание.
Почти такие же результаты были получены при сравнении плацебо с аспирином (54%), кодеином (56%) и дарвоном (45%). Эффект плацебо был постоянным, вне зависимости от того, с эффектом какого обезболивающего средства он сравнивался. Но действие плацебо не сводилось лишь к уменьшению боли. Плацебо влияло на деятельность надпочечников, на спазм венечных артерий сердца, на выраженность астмы, на число эритроцитов, на ход раковой болезни, на простуду, на кашель, на диабет, на лихорадку, на секрецию желудка, на головную боль, бессонницу, на рассеянный склероз, на действие противозачаточных средств, на паркинсонизм, на сужение и расширение зрачка, на активность сосудов, на дыхание, на действие вакцин, на ревматоидный артрит, на морскую болезнь и т. д. Это перечисление подтверждает соматическую точку зрения, согласно которой человеческое сознание — это составная часть саморегулирования человеческого организма.
Воздействие ожидания так постоянно и так широко распространено, что фармацевтическая промышленность использует это при испытании лекарств. Ни испытатели, ни те, на ком проверяется действие лекарств, не знают, в каком случае было дано настоящее лекарство, а в каком — плацебо. Таким образом, плацебо должно рассматриваться как мощное терапевтическое средство, используемое в особых целях. Положительные и отрицательные стороны его действия следует оценивать в ходе специального исследования. Такова точка зрения Эванса.
Однако эффект плацебо проявляется не только в фармакологии, но и в хирургии.
В одном из классических медицинских исследований «Хирургия в роли плацебо» Бичер описал, каким образом хирургия, основанная на эффекте плацебо, может уменьшить боль при стенокардии. Обычная хирургия основана на разрезе кожи и перевязке артерии. Однако при этом хирурги разделяются на две группы. Одни производят разрез кожи и перевязку артерии, другие ограничиваются разрезом кожи. Результаты, полученные при сравнении двух методик, были удивительны. Так, если применялся лишь разрез кожи, в 100% случаев у больных отмечалось увеличение способности выполнять физические упражнения и уменьшалась потребность в обезболивающих средствах и в нитроглицерине. Спустя 6 месяцев эффект сохранялся. У больных, которым, кроме разреза, выполняли и перевязку артерии, такое улучшение было достигнуто лишь в 76% случаев. Эффект плацебо также проявляется при психотерапии, основанной на биологической обратной связи. Тревожные состояния, отек, тахикардия, спазм сосудов, страхи и депрессия также успешно снимаются с помощью плацебо. Очевидно, что фактор ожидания очень важен при лечении любого заболевания.
Возникла даже наука под названием психонейроиммунология. Достигнуты результаты, которые раньше считались невозможными. Иммунная система вовсе не изолирована по своему действию от других систем. Она работает в тесном взаимодействии с центральной нервной системой. Кроме того, как оказалось, эмоции пускают в ход определенные механизмы, воздействующие и на иммунную систему.
Новая наука психонейроиммунология концентрируется именно на изучении этих процессов.
Основной рабочий тезис этой науки состоит в том, что состояние человеческого сознания, в частности ожидание, влияет и на центральную нервную систему. Это совпадает с соматической точкой зрения о том, что наши представления о нашем теле могут существенно повлиять на его состояние и на наше здоровье. Если мы ожидаем, что наш организм будет здоровым и нормальным, то он, вероятно, таким и будет. С другой стороны, ожидание может способствовать развитию опасного и вредного мифа о том, что старение неизбежно влечет к структурным и функциональным нарушениям. В этом случае, если таких нарушений ожидать, то они могут возникнуть с большой долей вероятности. Пророчество становится самовыполняющимся. Чего мы ждем, то и происходит.
При достижении определенного возраста мы начинаем ощущать некоторый дискомфорт. Очень важно, как мы его расцениваем. Если мы рассматриваем его как признак серьезной болезни, то мы «сдаемся» на волю судьбы. Ожидать болезнь в данном случае — значит хотеть ее. Такое ожидание высвобождает опасные реакции в головном мозге и в иммунной системе.
Если наши мышцы постоянно сжимаются в ожидании худшего, то мы хронически усиливаем чувство дискомфорта, делая его постоянным. Улучшение самочувствия становится невозможным. Известный специалист профессор Ян Викрамасекера долго изучал проблему ожидания отрицательных событий. Его заключения относятся к таким состояниям, как боль в нижней части позвоночника, диабет, сердечно‑сосудистые заболевания, заболевания опорно‑двигательного аппарата. В соответствующих случаях ожидание плохого способствует развитию патологического процесса. Становится ясно, что миф о старении — это не только вера в возникновение болезней, связанных со старением. Миф может быть и действительной причиной этих болезней. Отвечая на явления дискомфорта осознанием их сути и сознательно противодействуя им, мы можем предотвратить заболевание, повреждение или функциональные расстройства и не дать им превратиться в постоянное явление.
Короче говоря, если мы представляем себе все, что происходит в нашем теле, мы можем использовать положительные средства воздействия, такие, как соматические упражнения, для того, чтобы улучшить саморегулирование нашего организма и предотвратить «неизбежные проявления» старения.
Научиться пить из колодца
Слово «стареть» в английском языке в известной степени означает и «расти».
Очень странно, что такое слово может иметь два противоположных значения. Это показывает, что характеристика человеческой жизни не может быть ни предопределена, ни запрограммирована., а также что ход человеческой жизни не зафиксирован заранее, а может быть изменен.
Двойственность в терминологии определяет и двойственность человеческого представления о жизни. Жизнь может вести к росту и укреплению, но она может вести и к упадку и дегенерации.
По происхождению в английском языке слово «старение» может обозначать не только упадок, но и рост. Это лингвистическое положение вытекает из происхождения слова. Эта концепция в течение тысячелетий лежала в глубине нашего языка, ожидая повторного открытия и подтверждения. Мы должны думать о старении как о процессе, который имеет два противоположных значения: расти и приходить в упадок.
Ожидание в известной мере предопределяет будущее. По прошествии длительного срока один человек может с улыбкой сказать: «Вот то, чего я ожидал», а другой произнести эти же слова с гримасой печали и сожаления. Оба получили именно то, что они ожидали. Они не могли представить себе, что может произойти что‑нибудь иное.
Время — это валюта, которую расходует сама жизнь. Мы не можем ждать в нерешительности 60 лет, размышляя над тем, чего же нам ожидать. Через 60 лет будет слишком поздно.
В этой ситуации мы видим правду о человеческой жизни. Будем ли мы крепнуть или приходить в упадок, ход нашей жизни — это не известный факт, а ожидаемая возможность. То. как мы планируем потратить наше время, предопределяет, в известной мере, ход событий. Когда мы поймем, что вклад, который мы делаем в нашу жизнь, похож на любой другой вид вклада, то мы по‑новому взглянем на него.
Нелишне сказать, что то, что мы вкладываем в нашу жизнь, определяет и то, что мы от нее получим. Мы должны думать вкладе в жизнь не менее серьезно, чем о вкладе в какое‑либо финансовое предприятие или в другой вид бизнеса. Многие люди не задумываются о будущем своего организма. Во всяком случае, они думают о нем меньше, чем о материальных ценностях. Конечно, они получат свою награду. Но следует подумать о том, что получит человек, если он завоюет весь мир, но потеряет свою душу и свое тело.
Но жизнь не должна идти своим путем. Мы достаточно знаем об отрицании для того, чтобы понять, что «сома», которая включает и душу, и тело, может «увеличиваться», «развиваться», становиться «выше» и «глубже» частично и потому, что мы питаем ее счастливым ожиданием.
Человек, который знает, что он или она растет и развивается — это тот человек, который обладает силой и выдержкой, чтобы перенести все неудачи и стрессы, встречающиеся в жизни всех и каждого. Такой человек знает, что неизбежные боли и нарушения функций, возникающие в теле, не являются неизбежными признаками старения и дегенерации. Они на самом деле просто типичные реакции приспособления, с помощью которых наш организм осуществляет саморегулирование и адаптируется к будущим условиям. Человек, который знает, что старение — это продолжающийся рост, обладает силой и способностью побеждать в борьбе с отчуждением, болезнями и выходить с триумфом из самых сложных ситуаций. Не смиряться с поражением, не поддаваться неудачам, не сдаваться — это значит пить из колодца, который содержит самый драгоценный напиток жизни — мудрость, которая является источником обновления и молодости.
Надо гордиться своим возрастом
Один из результатов мифа о старении — это презрение к пожилому возрасту и восхищение молодостью. Прославление молодости — это оборотная сторона ненависти к старению. Очень жаль, что эта точка зрения получила стол широкое распространение. Она непосредственно связана увеличением доли пожилых людей среди нашего населения.
Значит ли это, что сейчас стало больше людей, которые рассматривают свой возраст как нечто ненавистное и катастрофическое? Значит ли это, что они безнадежно тоскуют о молодости, которая никогда не вернется? Значит ли это, что они готовы сделать все, чтобы вернуть хотя бы подобие молодости, маскируя постыдные признаки старости для того, чтобы, по крайней мере, снаружи, скрыть неизбежные изменения кожи и волос?
Позвольте мне заявить категорически: презирать факт старения — это то же самое, что презирать жизнь. Это то же самое, что обнаружить полное непонимание самой сути жизни.
Молодость — это не то состояние, которое надо сохранить. Это — состояние, которое надо развить и продолжить. У молодости есть сила, но у нее нет умения. А ведь умение и опыт — это самая большая сила. У молодости есть быстрота, но у нее нет эффективности. А ведь в конечном итоге лишь эффективность помогает достичь цели. Молодости не хватает настойчивости. А ведь только настойчивость помогает решать сложные задачи и принимать верные решения. У молодежи есть энергия и ум, но она не обладает способностью принимать верные решения, правильно судить о том, как использовать эти качества. Молодость заполнена генетически запрограммированными желаниями, но она не умеет добиваться их выполнения и ощущать красоту достигнутого. Молодость полна надежд и обещаний, но у нее нет способности оценить их свершение и выполнение. Молодость — это время сеять и обрабатывать посевы, но это не время сбора урожая. Молодость — это время невинности и незнания, но это — не время мудрости и знания. Молодость — это время пустоты, которая ждет, чтобы ее заполнили, это время возможностей, которые ждут реализации, это начало, которое ждет своего развития.
Короче говоря, молодость — это состояние роста во всех направлениях. Если мы не поймем, что жизнь и старение представляют собой процесс роста и прогресса, то мы не поймем основные принципы жизни. Мы не поймем и суть молодости, которая заключается в бурном стремлении к росту и развитию во всех направлениях. Именно теряя это стремление, мы забываем основные принципы жизни и внушаем себе ложное и поверхностное представление о. молодости.
Головной мозг обладает потрясающей способностью к неограниченной адаптации к обучению. Не ожидать роста и развития в любом возрастном периоде — это значит не понимать значения этого процесса. Это не значит не выполнить поставленную Богом задачу — жить полной жизнью. Ожидая чего‑то другого, мы грешим против жизни и нарушаем биологические принципы.
Мы приближаемся к новому историческому моменту, когда свыше 1/4 жителей будут в возрасте 65 лет и старше. Мы должны пересмотреть наши взгляды и понять, какие большие возможности открываются перед людьми в любом возрастном периоде. В нашем пристрастии к молодости, и в наших отчаянных усилиях «подделать» наш возраст, мы слепо не замечаем многих открытий, свидетельствующих том, что старение — это продолжающийся процесс роста, достижений, удовлетворения и удовольствия. Моя основа, цель заключается в том, чтобы представить научные данные об открытиях, которые могут освободить нас от страха старения. Страх перед наступлением старости является результатом незнания, и за это незнание не следует цепляться, как не следует цепляться и за миф о старости. Благодаря лабораторным и клиническим исследованиям, а также разработанным нами и описываемым в части 3 данной книги соматическим упражнениям мы можем переосмыслить наши уже сложившиеся представления о старости. Это переосмысление должно основываться не на более частом обращении к врачам, а также не на госпитализации в больницы и дома для престарелых. Оно должно опираться на самосознание и саморегулирование. Люди должны научиться управлять процессами, которые происходят в их организме.
На данном этапе развития общества мы нуждаемся в новых программах для медицины. Эти программы включают и программу соматических методов, обеспечивающих внутренний контроль над нашими физиологическими и психологическими функциями.
Соматические упражнения должны стать частью нашей повседневной жизни. Они должны проникнуть в наши души и тела.
Мы живем в эпоху программ, причем программы даже более важны, чем техническое оборудование. Компьютеры полностью бесполезны без программ. Только правильно составленная программа позволяет правильно решать задачи кибернетики и раскрывать тайны.
Точно так же правильная методика и правильное понимание сути соматических упражнений являются ключом к раскрытию тайн центральной нервной системы.
Последствия сенсорно‑моторной амнезии можно не только преодолеть. Их можно также избежать. Наше тело — источник постоянной производительности. Мы должны относиться к нему с чувством гордости и удовлетворения. Я считаю, что самое главное — это гордиться своим возрастом. Мы должны быть счастливы тем, что жизнь продолжается. Каждый человек научится рассматривать старение как некое обещание, которое надо выполнить. Старость должна быть временем надежды на счастье и свершение надежд.
Мы должны всегда помнить об этом. Эта точка зрения должна внедряться в сознание всех, в том числе пожилых, людей. Основной проблемой геронтологии является не увеличение удельного веса пожилых людей среди населения, а изменение точки зрения на эту проблему.
Я предвижу появление новых возможностей. Ведь у пожилых людей большие опыт, стремления и упорство, у них развиты способность к правильным суждениям, а также умение доводить дело до конца.
Человечество меняется. В настоящее время процесс перемен ускоряется. В этом кроется как опасность, так и надежда.
Мы должны упорно идти вперед с надеждой на лучшее будущее. Мы сами должны делать наше будущее. В этом заключается свобода человека. И, в конце концов, мы дождемся того, что миф о старении будет заменен другим, более радостным. Надо признать, что в глубине души люди верят мифы и даже строят свою жизнь в соответствии с этим. И мы увидим, как из пепла старого мифа возникает новый миф. Он основан на вере в то, что вся жизнь — это непрерывно продолжающийся процесс роста и развития.
Даже краткие размышления на эту тему показывают, что эти перспективы очевидны. Наиболее знающая и опытная часть населения должна быть источником надежного руководства и впечатляющих способностей. Учитывая, что разработанные нами методы позволяют предотвратить сенсорно‑моторную амнезию, надо полагать, что эти прогнозы сбудутся. Огромные возможности человеческого мозга являются гарантией того, что качество человеческой жизни значительно улучшится, когда мы овладеем искусством управлять внутренними процессами, происходящими в нашем организме.
Сказать, что старость — плохое время, то же самое, что сказать, будто жизнь — это плохое время. И жизнь, и старость — это часть общего космического хода событий, захватывающего Вселенную.