Заведующий кафедрой К.С.Ахмедова

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

НА 3 СЕМЕСТР 2016/2017

УЧЕБНОГО ГОДА

(Начало практических занятий-12.09.2016г

Вводное занятие -4ч.

Возбудимые ткани-10ч.

Кровь-12ч.

Кровообращение-16ч.

Дыхание-8ч.

Пищеварение-10ч.

Итоговое занятие-2ч.

Практические занятия

Дата Тема и содержание Количество часов
12.09 – 16.09.16 Вводное занятие: 1 занятие: Понятие о дисциплине –нормальная физиология. Предмет, задачи и методы исследования. Внешняя и внутренняя среда. Гомеостаз. Нервная и гуморальная регуляции функций. Физиологические системы, функциональные системы. 2 занятие: Понятие об уровнях организации жизни, особенности тканевого уровня в жизнедеятельности высших животных и человека. Знакомство с основными видами работы на практических занятиях по нормальной физиологии (перечень лабораторных работ, входное тестирование, ситуационные задачи). Знакомство с основной и дополнительной литературой по нормальной физиологии.  
19.09 – 23.09.16 Тема№1 -Возбудимые ткани 1занятие: Понятие о раздражителе. Адекватные и неадекватные раздражители, их характеристика. Общие свойства возбудимости: порог, лабильность, реобаза, хронаксия, полезное время. Анализ кривой Вейса-Горвега-Ляпика.. Биоэлектрические явления в животных тканях: история их открытия, современные представления. Потенциал покоя и потенциал действия, роль концентрационных градиентов в их возникновении. Законы возбуждения (силы, времени, градиента). Полярный закон раздражения. Физиологоический электротон. Методики регистрации биопотенциалов, их значение для клиники (ЭКГ, ЭЭГ). 2 занятие:Механизм и общие закономерности проведения возбуждения по мякотным и безмякотным нервным волокнам. Строение и механизм работы нервно-мышечного синапса. Медиаторы, их классификация. Механизм действия некоторых ядов на нервно-мышечную передачу, их применение в медицине. Синапсы в ЦНС. Особенности распространения возбуждения в электрических, химических и в смешанных синапсах. Возбуждающие синапсы и их медиаторы. Торможение в ЦНС и его виды.   Лабораторная работа №1: Приготовление нервно – мышечного препарата    
26.09 – 30.09.16 3 занятие:Механизм возникновения ПКД и ПД в мышечном волокне. Понятие лабильности. Сравнительная характеристика лабильности нерва, мышца и синапса. Функциональная характеристика поперечно – полосатых и гладких мышц. 4 занятие: Сила, скорость и продолжительность мышечного сокращения. Работа мышц и ее КПД. Закон средних нагрузок. О природе утомления мышц. Теория активного отдыха по Сеченову. Методики исследования двигательной активности человека: миография, эргография, динамометрия   Лабораторная работа №2: Определение силы и выносливости мышц кисти и спины человека  
03.10-07.10.16 Тестовый контроль и коллоквиум по теме «Возбудимые ткани».  
10.10 – 14.10.16 Тема№2-Кровь 1 занятие: Состав и физико-химические свойства крови. Понятие о циркулирующей и депонированной крови. Значение минерального состава плазмы. Кровезамещающие растворы. Белки плазмы крови и их функции Буферные системы крови. 2 занятие: Форменные элементы крови: Лейкоциты. Подсчет лейкоцитов Лейкоцитарная формула. Физиологические лейкоцитозы, механизм их возникновения. Лейкопения.  
17.10 – 21.10.16 3 занятие: Эритроциты, их строение и функции, методика подсчета. Гемоглобин, химический состав, свойства, физиологическое значение. Различные виды гемоглобина, цветной показатель крови. Гемолиз, виды гемолиза. Скорость оседания эритроцитов. Осмотическая резистентность эритроцитов; методика определения и клиническое значение.   Лабораторная работа №3 - Подсчет количества эритроцитов Лабораторная работа № 4 –Определение гемоглобина с помощью гемометра Сали; Лабораторная работа №5 –Вычисление цветового показателя крови Лабораторная работа №6 – Определение скорости оседания эритроцитов; Лабораторная работа №7 – Определение осмотической резистентности эритроцитов; Лабораторная работа №8 – Исследование факторов, вызывающих гемолиз.     4 занятие: Тромбоциты, их функции, свертывающая и противосвертывающая системы крови, их характеристика и значение. Сосудисто-тромбоцитарный и коагуляционный гемостаз. Фибринолиз. Антикоагулянты, их классификация Учение о группах крови. Агглютиногены, агглютинины, гемолизины. Методика определения групп крови. Резус-фактор, его значение. Резус-конфликт между организмом матери и плода. Основные принципы переливания крови. Служба крови: получение, хранение и транспортировка донорской крови.  
24.10 – 28.10.16 5 занятие:Лабораторная работа №9 – Определение группы крови по системе АВО и резус – фактора с помощью моноклональных цоликлонов; Лабораторная работа №10 – Определение времени свертывания капиллярной крови.   6 занятие: Тестовый контроль, проверка практических навыков и умений по теме. Коллоквиум по теме: «Физиология крови». После завершения темы «Физиология крови» студент должен уметь: -Определять осмотическую резистентность эритроцитов; -определять группу крови; -определять резус – фактор крови; -оценивать общий клинический анализ крови; -определять цветовой показатель крови;  
31.10 –04.11.16 Тема№3 -Физиология сердца и сосудов 1 занятие: Значение кровообращения для организма. Структура сердечного цикла. Значение сердечных клапанов. Клинико-физиологические методики исследования сердца- тоны, границы сердца, сердечный толчок. Свойства сердечной мышцы. возбудимость, сократимость, автоматия, рефрактерность. Проводящая система сердца. Изменение возбудимости сердечной мышцы в разные фазы деятельности. Значение периода рефрактерности. Современные методы исследования функций сердца: баллистокардиография, динамокардиография. Фонокардиография, зондирование, УЗИ.   2 занятие: Лабораторная работа №11 – Определение верхушечного толчка;   Лабораторная работа №12 – Выслушивание (аускультация) тонов сердца.  
07.11 – 11.11.16   3 занятие: Электрические явления в сердце. Электрокардиография. Регистрация электрокардиограммы. Анализ ЭКГ. Нервная регуляция деятельности сердца. Иннервация сердца. Экстра-и интракардиальные механизмы регуляции сердечной деятельности. Рефлексогенные поля, их значение в регуляции деятельности сердца. Сердечные рефлексы. Гуморальная регуляция деятельности сердца. Влияние медиаторов, гормонов, электролитов и некоторых фармацевтических препаратов на сердечную деятельность. 4 занятие: Лабораторная работа № 13 - Исследование глазосердечного рефлекса у человека; Лабораторная работа №14 – Регистрация и анализ кардиограммы.  
14.11 – 18.11.16 5 занятие: Функциональная классификация сосудов. Систолический и минутный объём крови. Линейная и объёмная скорости кровотока. Время кругооборота крови. Давление крови в различных отделах сосудистой системы. Значение артериол. Факторы, обеспечивающие непрерывное движение крови и венозный возврат. Артериальное давление. Способы измерения и возрастные изменения.   6 занятие: Лабораторная работа №17 – Определение артериального давления человека по способу Рива – Роччи – Короткова.    
21.11 – 25.11.16 7 занятие: Пульс, его происхождение характеристика и методы исследования(пальпация,сфигмография).Сосудодвигательный центр, его эффекторные влияния. Иннервация сосудов. Механизм регуляции сосудистого тонуса. Изменение кровообращения при физической работе и различных эмоциональных состояниях. Роль гипоталамуса и коры больших полушарий в регуляции деятельности сердца и сосудов.   Лабораторная работа№15 –Подсчет и характеристика артериального пульса. Лабораторная работа №16 Подсчет частоты сердечных сокращений в покое и при физической нагрузке. 8 занятие: Тестовый контроль, проверка навыков и умений по теме. Коллоквиум по теме «Физиология кровообращения». После завершения темы «Физиология кровообращения» студент должен знать: - методику поликардиографии; -уметь: -проводить регистрацию ЭКГ; -рассчитывать ЧСС по электрокардиограмме; -проводить орто- и клиностатические пробы; -Определять артериальное давление аускультативным способом Рива – Роччи – Короткова.
28.11 – 02.12.16 Тема№4-Физиология дыхания 1 занятие: Физиологическое значение дыхательной функции. Виды и типы дыхания. Эволюция дыхания. Стадии дыхания. Механизм акта вдоха и выдоха. Легочные константы. Внутригрудное отрицательное давление, его происхождение и значение. «Мёртвое пространство» дыхательных путей. Минутный объём дыхания, способы измерения и его изменения при физической нагрузке, различных эмоциональных состояниях, стрессе.   Лабораторная работа №18 – Клинические методы исследования состояния аппарата внешнего дыхания; Лабораторная работа №19 – Определение легочной вентиляции методом спирометрии.   2 занятия: Диффузия газов в легких. Транспорт О2 И СО2 кровью. Кривая диссоциации оксигемоглобина. Факторы, влияющие на оксигенацию: pH, pO2, pСO2 и t C.Тканевое и внутриклеточное дыхание
05.12 – 09.12.16 3 занятие: Гуморальная и рефлекторная регуляция дыхания. Роль хемо, - механо - и ирритантных рецепторов в регуляции дыхания. Защитные дыхательные рефлексы. Дыхательный центр и механизмы его деятельности. Изменение дыхания в условиях пониженного и повышенного атмосферного давления. Первый вдох новорожденного, его экстерорецептивная стимуляция.   Лабораторная работа №20 - Проба на максимальную задержку дыхания.   4 занятие: Тестовый контроль, проверка навыков и умений по теме. Коллоквиум по теме «Физиология дыхания». После завершения темы «Физиология дыхания» студент должен знать: -методику сфигмограммы; -методику спирографии;    
12.12 -16.12.16 Тема№5-Физиология пищеварения. 1 занятие: Понятие о пище и питательных веществах. Пластическая и энергетическая роль пищи. Физиологическое значение пищеварения. Виды пищеварения в животном мире. Основные функции различных отделов пищеварительной системы. Клинические методы исследования пищеварительной системы- зондирование, эндоскопия, радио методы, рентгенография. Пищеварение в полости рта. Акт жевания и глотания. Пищеварение в желудке. Состав и пищеварительная роль желчи. Антитоксическая роль печени.   Лабораторная работа № 21 – Изучение секреторной функции слюнных желез; Лабораторная работа №22 – Получение и изучение состава желудочного сока. 2 занятие: Пищеварение в тонком кишечнике. Полостное и пристеночное пищеварение. Моторика ЖКТ. Виды движений кишечника. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Роль микрофлоры.  
19.12. – 23.12.16 3 занятие: Всасывание питательных веществ в желудочно-кищечном тракте. Механизмы всасывания. Конечные продукты переваривания пищи. Функция прямой кишки. Дефекация. Физиологические основы аппетита, голода и насыщения. Формирование пищедобывательного поведения. Биологически полноценные и неполноценные пищевые продукты. Сбалансированное питание. Пищевой рацион. Режим питания. Диета. Лабораторная работа №23 – Составление пищевого рациона. 4 занятие: Тестовый контроль, проверка навыков и умений по теме. Коллоквиум по теме «Физиология пищеварения».   После завершения темы «Физиология пищеварения» студент должен уметь и знать: - методику получения желудочного сока; - методику получения желчи;  
26.12-30.12.16 Итоговое занятие – выставление зачета; (Зачет выставляется по итогам сданных коллоквиумов по темам - Возбудимые ткани, кровь, кровообращение, дыхание, пищеварение, а также выполненных соответствующих лабораторных работ и сданных навыков, и умений).  

Заведующий кафедрой К.С.Ахмедова

Наши рекомендации