Объективное обследование ребенка
производится с оценкой общего состояния, антропометрических данных и всех систем организма. При этом более подробному изучению подлежат следующие системы:
1. кожа и подкожно-жировая клетчатка, где обращается внимание
на цвет кожных покровов и слизистых, развитие подкожно-
жирового слоя, тургора тканей, эластичность;
2. сердечно-сосудистая система (частота сердцебиений, их гром
кость, наличие систолического шума);
3. волосистый покров головы, ногти;
4. желудочно-кишечный тракт (размеры печени и селезенки), часто-
та и характер стула.
Заключение по результатам обследования.
ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА,
БОЛЬНОГО ПНЕВМОНИЕЙ, ОСТРОЙ
РЕСПИРАТОРНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ,
БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ.
При сборе анамнеза выявить:
1. чем болел ребенок;
2.переносил ли заболевания органов дыхания, какие, когда;
3.данные аллергологического анамнеза у ребенка, родителей,
ближайших родственников;
4.когда началось настоящее заболевание, его первые симптомы;
5.чем лечился до данной госпитализации, как переносил антибиотики и другие лекарственные средства.
В ПРОЦЕССЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА СЛЕДУЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ:
1. жалобы матери или больного (повышение температуры, вялость, насморк, кашель, характер кашля);
2. состояние (тяжелое, средней тяжести);
3. цвет кожных покровов (бледность, цианоз носогубного треугольника, диффузный цианоз, серый оттенок кожи;
4. состояние органов дыхания (характеристика носового дыхания, выделение пены изо рта, форма грудной клетки, участие
вспомогательной мускулатуры в акте дыхания (раздувание
крыльев носа, кивание головы в такт дыхания, втяжение
уступчивых мест грудной клетки и др.), частота дыхания, его
ритм, превалирование по продолжительности вдоха или
выдоха, изменение перкуторного звука над легкими,
выслушивание хрипов, их характеристика);
5. состояние слизистой полости рта;
6. изменения сердечно-сосудистой системы (частота пульса,
звучность тонов, их ритмичность, выслушивание шумов); 7. изменения желудочно-кишечного тракта (окраска языка и зева, размеры печени, характеристика стула).
Заключение по результатам обследования
ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ РЕБЁНКА С ХРОНИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ ПИТАНИЯ - ГИПОТРОФИЕЙ.
При обследовании ребёнка с хроническим расстройством питания, протекающим с дефицитом массы тела, из анамнеза следует подчеркнуть:
1. Течение беременности и родов (токсикозы, профессиональные вредности, заболевания в период беременности, прием лекарственных препаратов, родовые травмы, асфиксия);
2. Характер питания ребёнка (количественный и качественный
недостаток пищи, длительный приём неправильно разведенных смесей, дефицит витаминов);
3. Перенесённые ребёнком заболевания (желудочно-кишечные
инфекции, сепсис, рецидивирующие острые респираторные заболевания и пр.);
4. Динамику прибавки массы тела по месяцам;
5. Характер аппетита у ребёнка, сроки его изменения, наличие рвоты, срыгиваний.
При объективном исследовании:
1. Измерить длину тела и фактическую массу ребёнка:
2. Определить дефицит массы (ДМ) и степень гипотрофии:
3. оценить состояние кожи, слизистых (окраска, наличие сыпи,
шелушение, трещины, эластичность);
4. состояние подкожно-жирового слоя (ПКС) - на животе, груди, конечностях, лице ( толщина ПКС у здорового ребёнка на животе не менее 1.5 см). Тургор тканей;
5. состояние желудочно-кишечного тракта - конфигурация живота, вздутие, размеры печени и селезёнки; характер и частота стула;
6. оценить состояние сердечно-сосудистой системы и органов
дыхания;
7. обратить внимание на общее поведение ребёнка.
8.Заключение по результатам обследования.
ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ РЕБЁНКА С ЗАБОЛЕВАНИЕМ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
В процессе обследования ребёнка с указанным заболеванием необходимо выявить:
1. Жалобы больного (лихорадка, одышка, сердцебиение,
боли в области сердца, боли в суставах, их припухлость и др.);
2. Оценить состояние больного;
3. Положение в постели (активное, вынужденное);
4.Кожа и видимые слизистые (бледность, цианоз, его локализация, сыпи, их характер и локализация);
5.Отёки (скрытые, общие, местные);-
6.Изменения в суставах (топика поражений, болезненность,
подвижность, форма, отечность);
7. Одышка (ЧДЦ, в покое, при движении, характер одышки);
8. Пульс (частота, ритм, наполнение, напряжение);
9. Артериальное давление;
10.Грудная клетка: видимые деформации (сердечный горб), пуль
сация в области сердца и сосудов;
11. Пальпацией определить верхушечный толчок, его положение, распространенность, силу, наличие дрожания ("fremissement cataire"), сердечный толчок;
12. Перкуссией определить границы сердца (относительную и абсо
лютную тупость). Перкутировать тихо, в направлении от ясного
лёгочного звука к сердечной тупости;
13. Аускультацию сердца производить в типичных точках в поло
жении лежа, сидя, стоя. Оценить тоны сердца (ясность, силу,
расщепление, раздвоение, ритм). Шумы (систолический, диа-
столический). Охарактеризовать силу шума, тембр, продолжи
тельность максимального звучания, проводимость. Оценить
характер шума (функциональный, органический, шум трения
перикарда, экстракардиальный шум);
14.Пальпация живота - поверхностная и глубокая (болезненность,
наличие асцита). Пальпаторно определить размеры печени, её плотность. Заключение по результатам обследования
ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЁНКА С РЕВМА ТИЧЕСКОЙ ХОРЕЕЙ
Обследуя ребёнка с указанным заболеванием следует выяснить при сборе анамнеза: 1) заболевания ревматизмом в семье; 2) характер начала заболевания и предшествующие заболевания (ангина, острая респираторная инфекция и др.).
При объективном обследовании:
1. Оценить поведение ребёнка (беспокойный, плаксивый, раздражи
тельный, уравновешенный и пр.);
2. Подвергнуть внимательному осмотру больного для выявления гиперкинезов в области мимической мускулатуры, мышц туловища и конечностей;
3. Исследовать состояние мышечного тонуса;
4. Проверить выраженность хореических симптомов:
• Симптом «дряблых плеч»,
• Симптом «глаз»,
• Симптом «языка»,
• Симптом Гордона,
• Симптом Филатова,
• Координационные пробы (коленно-пяточная, пальце-носовая);
5. Оценить почерк ребёнка;
6. Оценить характер речи (не нарушена, скандированная, замедленная);
7. Подвергнуть тщательному исследованию состояние сердечно
сосудистой системы.
Заключение по результатам обследования.
ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО С ЗАБОЛЕВАНИЕМ
КРОВИ
В процессе обследования ребёнка при указанных заболеваниях следует выявить.
1. Жалобы больного на момент обследования (лихорадка, боли в костях и суставах, головные боли, кровотечения, боли в животе, головокружение, припухлость тканей в какой-либо области);
2. Оценить общее состояние больного;
3. Положение ребёнка в постели (активное, вынужденное - дать характеристику положения);
4. Состояние кожи и слизистых (бледность, желтуха, сыпи, наличие
кровоизлияний - их характер, локализация, количество);
5. Оценить состояние лимфатических узлов. Более подробно описать
измененные группы лимфоузлов - (их количество, размеры, консистенция, болезненность, состояние кожи над ними);
6. Состояние опорно-двигательного аппарата (наличие припухлости и болезненности в области суставов, конечностей, ограничение движений, контрактуры, деформации и пр.);
7.Произвести пальпацию живота - поверхностную и глубокую;
8.Состояние паренхиматозных органов (пальпаторно оценить размеры печени и селезёнки, их плотность, характер поверхности, болезненность при пальпации);
9. Установить характер стула (нормальный, жидкий, с патологическими
примесями и пр.).
Заключение по результатам обследования.
ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ЗАБОЛЕВАНИЕМ ПОЧЕК
При сборе анамнеза выявить:
1. Какие заболевания перенёс ребёнок;
2. Чем болел в течение последнего месяца;
3. Есть ли заболевания почек среди ближайших родственников;
4.Каковы первые симптомы заболевания, когда они возникли, в какой последовательности появились.
При обследовании ребёнка определить:
1. Жалобы ребенка на момент обследования: головная боль, боль в пояснице, животе, явления дизурии, (частое болезненное мочеиспускание, уменьшение или увеличение количества мочи в сутки, изменение цвета или прозрачности мочи), носовое кровотечение, тошнота, рвота и пр.
2. Дать оценку общего состояния;
3. Окраску кожных покровов и слизистых оболочек;
4. Состояние подкожно-жировой клетчатки {отёки, их локализация);
5. Полости рта (наличие кариозных зубов, тонзиллита и др.);
6. Исследование величины артериального давления, частоты и характера пульса, дыхания;
7. При обследовании органов грудной клетки особое внимание обратить на состояние сердечно-сосудистой системы (границы сердца, звучность тонов, ритм, наличие шумов);
8. Обследование органов брюшной полости (пальпация печени, селезёнки, почек, кишечника, наличие асцита, симптом Пастернацкого);
9. Характер мочеиспускания. Осмотр мочи. Обследование наружных
половых органов (отёк, фимоз, выделения и пр.).
Заключение по результатам обследования.
Приложения