Больной ребенок в возрасте от 2 месяцев до 5 лет
В этом разделе вы научитесь, как вести больного ребенка в возрасте от 2 месяцев до 5 лет.
Материалы данного компонента представлены пятью частями, которые соответствуют шагам интегрированного ведения заболеваний:
· Оцените и классифицируйте. В данной части вы научитесь, как оценить состояние ребенка путем проверки наличия опасных симптомов, опроса матери о наличии распространенных состояний, а также проверки статуса питания и иммунизации. Здесь также описывается, как классифицировать заболевание ребенка с использованием трехцветной системы кодирования.
· Определите лечение. В этой части описывается, как определить лечение для больного ребенка. Если ребенка необходимо срочно направить в стационар, вы должны дать ему необходимое лечение перед переводом. Если ребенок нуждается в лечении на дому, вам следует разработать полный план лечения.
· Лечите. В данной части вы научитесь лечить больного ребенка. Здесь даются практические инструкции по лечению, а также руководство по обучению матери или лиц, осуществляющих уход за ребенком, как давать оральные препараты, кормить ребенка и давать жидкости во время болезни, а также как лечить местные инфекции на дому.
· Консультируйте мать. Консультирование с использованием хороших коммуникативных навыков по вопросам кормления ребенка базируется на рекомендациях по кормлению и оценке кормления и грудного вскармливания. Консультируйте мать по поводу увеличения объема потребляемых жидкостей во время болезни, о состояниях, требующих немедленного обращения за медицинской помощью, а также по вопросам ее собственного здоровья.
· Последующий уход. В данной части вы научитесь, как осуществлять последующий уход. Если у ребенка возникли новые проблемы, следует провести полную оценку, как во время первичного визита.
Часть 1,2: Оцените и классифицируйте состояние ребенка
В этой части вы научитесь оценивать состояниебольного ребенка и классифицироватьего заболевание. Также вы научитесь общаться с матерью или с другими лицами, которые привели ребенка к вам на прием. С этого момента и далее по тексту слово "мать" будет обозначать "мать или другое лицо, осуществляющее уход за ребенком".
Часть "Оцените и классифицируйте" делится на следующие разделы:
· Спросите мать о проблемах ребенка
· Проверьте, есть ли общие признаки опасности
· Оцените основные симптомы:
o Кашель или затрудненное дыхание
o Диарея
o Лихорадка
o Проблемы с горлом
o Проблемы с ухом
· Проверьте, есть ли нарушение питания и анемия
· Проверьте статус иммунизации
· Оцените другие проблемы
При обучении оценке и классификации больного ребенка вы будете пользоваться формой записи ИВБДВ. Целью этой формы является помочь вам при выполнении упражнений или клинической практики в записи информации о симптомах и признаках, имеющихся у ребенка.
Форма записи имеет две стороны. Лицевая сторона схожа со схемой ОЦЕНИТЕ И КЛАССИФИЦИРУЙТЕ. На другой стороне формы имеются пустые графы, которые вы должны заполнять при планировании лечения ребенка. Тем не менее, в данном разделе вы будете пользоваться только лицевой стороной. Вы научитесь пользоваться оборотной стороной, когда будете работать с частью "Определите лечение".
Спросите мать о проблемах ребенка
Когда мать приносит ребенка к вам на осмотр, очень важно установить с ней хорошие отношения.
Возможно, в ходе визита вам необходимо будет лечить ребенка. Вы должны будете дать матери совет и научить ее, как ухаживать за больным ребенком дома. Поэтому очень важно с самого начала установить с матерью доверительные отношения.
Задачи обучения
К концу данного раздела вы узнаете:
- Как установить хорошие отношения с матерью или другим лицом, осуществляющим уход за ребенком
По завершению клинической практики, которая относится к данному разделу, вы получите навыки:
- Корректной постановки вопросов матери или другому лицу, осуществляющему уход за ребенком, о проблемах ребенка
Ключевые шаги:
Существуют простые методики, которые сделают вашу встречу с матерью и ее больным ребенком более эффективной.
Надлежащим образом, без спешки поприветствуйте мать и пригласите ее сесть.
Постарайтесь:
· избегать слов, несущих суждения о матери и о ребенке, например, "неправильно", "плохо"
· сесть так, чтобы ваша голова была на одном уровне с головой матери
· внимательно смотреть на мать, когда она говорит
· устранить барьеры (стол или записи) между вами и матерью
· дать матери понять, что у вас есть время выслушать ее.
Посмотрите, записаны ли вес и температура ребенка. Если нет, вначале оцените состояние ребенка и классифицируйте его основные симптомы. После этого взвесьте ребенка и измерьте температуру.
На этом этапе не нужно раздевать или беспокоить ребенка !!!
Спросите мать, какие у ребенка проблемы. Задавать вопросы необходимо еще и для того, чтобы начать общение с матерью. Эффективное общение помогает убедить мать в том, что ее ребенку будет предоставлен хороший уход. Позже в ходе визита вы должны будете обучить мать и дать ей рекомендации по уходу за ребенком на дому. Это будет легче сделать, если у вас установятся хорошие отношения с матерью с самого начала вашего общения.
Определите, первичный это визит по данной проблеме или повторный.
· Если это первичный визит ребенка по данному эпизоду заболевания или по данной проблеме, следуйте процедуре ведения заболеваний ИВБДВ по оценке и классификации ребенка.
· Если вы уже осматривали ребенка несколько дней назад по поводу того же заболевания, это считается последующим осмотром. Целью последующего осмотра является определить, помогло ли ребенку лечение, назначенное во время первичного визита. Если состояние ребенка через несколько дней не улучшилось или ухудшилось, необходимо направить ребенка в стационар или изменить схему лечения. Позже в ходу обучения, вы научитесь проводить последующие осмотры.
Пользуйтесь навыками эффективного общения!!!
· Внимательно слушайте, что говорит вам мать. Таким образом, вы продемонстрируете ей, что серьезно относитесь к тому, что ее беспокоит.
· Используйте слова, понятные матери. Если она не поймет вопроса, который вы ей задаете, она не сможет дать информацию, необходимую для правильной оценки и классификации ребенка.
· Дайте матери время ответить на вопрос. Например, ей может потребоваться время, чтобы подумать, есть ли у ребенка тот симптом, о котором вы спрашиваете.
· Задавайте дополнительные вопросы,если мать не уверена в ответе. Когда вы спрашиваете мать о каком-либо из основных симптомов или связанных признаков, она может сомневаться, имеется ли он. Задавайте дополнительные вопросы, чтобы она могда дать более четкий ответ.
Вы узнаете больше о навыках эффективного общения при изучении разделов, которые касаются консультирования матери.