Аускультация сердца: тоны сердца

Аускультация сердца позволяет выявить основные симптомы и синдромы сердечно-сосудистой патологии на основании изменения их гражданской (по сравнению с нормой), расщепления I и II или появления дополнительных тонов. Несмотря на появление за последние годы современных методов исследования сердечно-сосудистой системы, аускультация сердца остаётся основным методом; всем врачам рекомендуются всегда начинать обследование именно с физикальных методов исследования, в т.ч. аускультации сердца.

2. Учебная цель:

-освоить методику аускультации сердца, выявление синдромов и симптомов сердечно-сосудистой патологии с учётом обнаруженных изменений тонов сердца.

В результате освоения темы занятиястудент должен уметь:

- выслушивать больного и различать I и II тоны сердца;

- выявлять изменение громкости основных тонов сердца; наличие расщепления и раздвоения тонов, дополнительные тоны сердца (III, IY тоны);

- определять синдромы, характеризуемые для заболеваний сердечно-сосудистой системы, (органические поражения клапанов, изменения сократительной способности миокарда предсердий и желудочков, увеличение отделов сердца и др.)

Для формирования умениястудент должен знать:

1. анатомо-физиологические особенности сердечно сосудистой системы, проекцию клапанного аппарата на переднюю грудную клетку;

2. фазы сердечной деятельности;

3. точки и порядок выслушивания сердца;

4. механизм возникновения тонов сердца;

5. основные причины (механизмы) изменения тонов сердца; появления дополнительных тонов;

6. знать основные заболевания и синдромы, выявляемые при аускультации сердца.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1.Объяснить цикл сердечной деятельности.

2.Какие компоненты участвуют в образовании 1-го тона?

3.Каков механизм образования 2-го тона?

4.Назовите и покажите места выслушивания клапанов сердца.

5.Каков принцип проведения звуков в сердце?

6.Каков порядок аускультации сердца?

7.Назовите отличие 1 тона от 2-го.

8.Назовите факторы влияющие на силу 1-го тона.

9.Назовите факторы влияющие на силу 2-го тона.

10.Каковы причины ослабления обоих тонов сердца (вне – и -внутрисердечные)?

11.Каковы причины усиления обоих тонов (вне – и – внутрисердечные)?

12.С чем может быть связано усиление 1-го тона на верхушке сердца? Объясните механизм.

13. С чем может быть связано ослабление 1-го тона на верхушке сердца? Объясните механизм.

14.Назовите причины усиления 2-го тона на аорте и легочной артерии. Что такое акцент 2-го тона?

15. Назовите причины ослабления 2-го тона на аорте и легочной артерии, объясните механизм.

16.Что такое раздвоение и расщепление тонов сердца?

17.Чем может быть вызвано физиологическое раздвоение 2-го тона?

18.Каковы причины раздвоения 2-го тона в патологических условиях?

19.Какие причины могут привести к раздвоению 1-го тона?

20.Что такое «ритм перепела»? Механизм его возникновения. При какой патологии он бывает?

21.Что такое «ритм галопа»? Механизм возникновения?

4. Вид занятия: практическое занятие

Продолжительность аудиторной СРС: 80 минут

6.Оснащение: схема истории болезни, словарь латинской терминологии, таблицы, план-конспекты лекций, видеокассета с записью демонстрации клинических методов обследования органов сердечно-сосудистой системы, мультимедийные презентации по теме занятия, пациенты с сердечно-сосудистой патологией, СD с записью звуков сердечной деятельности в норме и при различных патологических состояниях, приложения 1, 2 (набор тестов, задач). База данных тестового контроля по пропедевтике внутренних болезней (в учебной лаборатории – на электронном носителе, можно записать на дискету и использовать при подготовке к экзаменам, или в библиотеке университета – «Сборник тестовых заданий по пропедевтике внутренних болезней», Уфа, 2012 г.).

Содержание занятия.

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Задания для самоконтроля:

Тесты (см. приложение 1):

Задание (тест) 1.

Задание (тест) 2.

Задание (тест) 3.

Типовые задачи (см. приложение 2).

7.3.Самостоятельная работа студентовпод руководством преподавателя.

Задание №1 - под контролем преподавателя провести аускультацию сердца больных без патологии сердечно-сосудистой системы, научиться отличать 1 тон от 2-го в каждой точке выслушивания, многократно сопоставляя паузы между тонами (короткая – между 1 и 2, длинная – между 2 и следующим 1); соотношения тонов на верхушке и основании сердца (на верхушке 1 тон громче 2-го, на основании 2 – громче 1); сопоставление с верхушечным толчком (1 тон совпадает с верхушечным толчком). В ходе исследования установить частоту и ритм сердечных сокращений.

Задание №2- провести аускультацию сердца у больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы под контролем преподавателя с целью выявления изменения тонов сердца (усиление и ослабление обоих тонов, усиление и ослабление 1 и 2-го тона, раздвоение и расщепление тонов). Оценку проводить в каждой точке аускультации сердца здорового человека.

Задание №3 - записать полученные данные. Форма записи: «…При аускультации сердца тоны ритмичные, не изменены.»; «…Тоны сердца ритмичные, приглушены над всей поверхностью, соотношение тонов на верхушке и основании сердца не изменено.»; «…При аускультации сердца тоны ритмичные, отмечается усиление 1 тона на верхушке, акцент 2-го тона над легочной артерией.»; «…Тоны сердца ритмичные, 1 тон на верхушке ослаблен, выявляется акцент 2-го тона на аорте.

7.4 – Контроль освоения темы занятия:

Материалы для контроля уровня освоения темы:

тесты (приложение №1),

ситуационные задачи (приложение №2).

Место проведения самоподготовки:

читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:

1). Отечественные терапевтические школы:

В.П.Образцова – Н.Д.Стражеско;

В.Х.Василенко; Е.м.Тареева; А.М.Мясникова.

2). Самостоятельная работа с больными. Оценка результатов аускультации тонов сердца у больных с различными вариантами сердечно-сосудистой патологии

- Запись полученных данных в историю болезни.

- Решение ситуационных задач.

Литература.

Основная:

  1. Мухин, Николай Алексеевич. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студ. мед. вузов / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. - 3-е изд., испр. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2006. - 763 с. - Словарь терминов: с. 717-744. - Предм. указ.: с. 745-763. - ISBN 5-9704-0368-7
  2. Мухин, Н. А. Пропедевтика внутренних болезней [Электронный ресурс] : учебник / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2009. - 848 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413968.html

Дополнительная:

  1. Ивашкин, Владимир Трофимович. Пропедевтика внутренних болезней. Кардиология [Электронный ресурс] : учебное пособие, рек. МО и науки РФ, ГОУ ВПО "Московская мед. акад. им. И. М. Сеченова" для студ. учреждений высш. проф. образования, обучающихся по спец. 060101.65 "Лечебное дело" по дисциплине "Пропедевтика внутренних болезней" / В. Т. Ивашкин, О. М. Драпкина. - М. : Гэотар Медиа, 2011. - 268 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419632.html
  2. Пропедевтика внутренних болезней: ключевые моменты / Учебное пособие / под редакцией Ж.Д. Кобалава, В.С. Моисеева. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 400с.
  3. Струтынский, А.В. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. Атлас / Учебное пособие/ А.В. Струтынский, А.П. Баранов, Г.Е. Ройтберг, Ю.П. Гапоненков. - М., Медпресс-информ, 2009. - 324с.
  4. Академическая история болезни: правила обследования пациента и оформление в клинических описаниях [Текст] : учебно-методическое пособие для студ. по дисц. "Пропедевтика внутренних болезней" / ГБОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет МЗ и социального развития РФ", Кафедра внутренних болезней ; сост. Э. Д. Поздеева [и др.] ; под ред. Х. Х. Ганцевой. - Уфа : БГМУ, 2012. - 111 с.
  5. Академическая история болезни: правила обследования пациента и оформление в клинических описаниях [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студ. по дисц. "Пропедевтика внутренних болезней" / ГБОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет МЗ и социального развития РФ", Кафедра внутренних болезней ; сост. Э. Д. Поздеева [и др.] ; под ред. Х. Х. Ганцевой. - Уфа : БГМУ, 2011. - 112 с. // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А. Г. Хасанов, Н. Р. Кобзева, И. Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2012. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/.

Наши рекомендации