Алгоритм деятельности студента
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
КУРГАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Для студентов
По предмету: «Основы сестринского дела»
Раздел II. Теоретические основы сестринского дела
Тема:«ФИЛОСОФИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА. БИОЭТИКА. ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ. ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ. МОДЕЛИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА»
Специальность 060101 «Лечебное дело»
Курс II
Курган, 2006 г.
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании ЦМК Зам. директора по УР
Протокол № ____ от ___________________
«____» ________2006 г. Т.И. Дзюк
Председатель Чащина В. П.. «____» ________2006 г.
____________________
Составлено в соответствии с
Государственными требованиями
к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускника по
специальности 060101 «Лечебное дело»
Составитель: Антонова А.П. – преподаватель основ сестринского дела Курганского базового медицинского колледжа
Рецензент:Кокшарова Е.А. – доцент кафедры сестринского дела, ухода за больными и менеджмента ЧелГМА, кмн
РЕЦЕНЗИЯ
В последние годы в России проводится значительная работа по возрождению, повышению социальной значимости и престижа сестринской профессии. Большое внимание уделяется также развитию системы квалификации, реформе сестринского дела и новой технологии сестринского ухода за больным – сестринскому процессу.
В связи с изменением представлений о сестринском деле в образовательный стандарт включен такой раздел, как «Теория и философия сестринского дела». Поэтому разработка А.П. Антоновой учебно-методического пособия для студентов Курганского базового медицинского колледжа по предмету: «Основы сестринского дела» очень актуальны.
Обучение на цикле «Сестринское дело в терапии» начинается со знакомства с теорией и философией сестринского дела, биоэтикой, общением в сестринском деле.
В основе учебных материалов автора лежит модель сестринского дела Мойры Ален, разработанная в сестринской школе университета Макгилле в Монреале.
Объектом сестринской помощи в модели Ален рассматривается семья; обучение определяется как путь, позволяющий медсестре и пациенту, семье реализовать их общую цель – укрепить здоровье, а конструктивное сотрудничество между медсестрой и пациентом/семьей – как необходимое условие для достижения желаемой цели.
Модель Ален широко применяется в сестринской практике в условиях оказания как стационарной, так и первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях и на дому.
Предлагаемое учебно-методическое пособие представляет практический интерес для подготовки студентов по предмету «Основы сестринского дела».
Его можно использовать в учебном процессе на занятиях, а также для самостоятельной работы студентов, для отработки практических умений и навыков.
Учебные цели, методические указания, тестовые задания, ситуационные задачи облегчают процесс обучения.
Предлагаемое пособие составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060101 «Лечебное дело» и может быть использовано для преподавания основ сестринского дела в Курганском базовом медицинском колледже.
Технологическая карта
Тема: «Философия сестринского дела. Биоэтика. Общение в сестринском деле. Потребности человека в здоровье и болезни. Модели сестринского дела»
Ц1 Ц2 Д1 Д2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
учебного
процесса 7 час 8 час 9 час 10 час 11 час 12 час
1 час 2 час 3 час 4 час 5 час 6 час | ||
Тип занятия | Изучение нового материала | Комплексное применение знаний и способов действия |
Этапы усвоения знаний студентами | · Восприятие · Осмысление · Запоминание | · Осмысление · Запоминание · Применение |
Вид занятия | Лекции | Практика (практикум) |
Целеполагание | Диагностика | Коррекция | ||
Знать: *
* Основные этические принципы в медицине; | Д1 «3»Охарактеризуйте медицинскую этику как науку: предмет исследования, определение. «3»Перечислите основные этические принципы в медицине. | * Определение понятий (см. «Глоссарий»); | ||
* Этические аспекты кодекса медицинской сестры в России; * Понятие общение и его функции; * Уровни общения; * Факторы, способствующие, и факторы, препятствующие общению; * Основные модели сестринского дела. | «4»Медицинская сестра проводила постановку внутримышечной инфекции, в результате неправильной техники постановки у пациента развился абсцесс правой ягодичной области. 1. Назовите вид миелогении. «5»На прием к участковому терапевту пришла глухонемая женщина. Общение с такими пациентами затруднено и отягощено гипертоническим синдромом. 1. Тактика медсестры в данной ситуации. 2. Определите проблемы пациентки. 3. Как необходимо построить общение медсестре с пациенткой? | * При подготовке к практическому занятию пользуйтесь литературой из перечня. | ||
* Выявить этические ошибки в профессиональной деятельности медсестер; * Организовать терапевтическое общение с пациентом. * Применить основные модели сестринского дела. | Д2 «3» Из каких разделов состоит кодекс медицинской сестры России? «3» Назовите вид миелогений и охарактеризуйте их. «4» Пациент К. обследовался у терапевта. По окончании обследования ему была предложена консультация врача-онколога для исключения онкопатологии брюшной полости. От консультации пациент отказался. Спустя 5 месяцев пациент поступает в онкологический диспансер с Ds: Опухоль поджелудочной железы. 1. Назовите вид неблагоприятного последствия лечения. «5» 2. Какой этический принцип в медицине был сохранен в данной ситуации? 3. Тактика медсестры. | * этика; * деонтология; * этический кодекс медицинской сестры России. |
Алгоритм деятельности студента
«3» | «4» | «5» |
1. Изучите материал учебного пособия для студентов – С.А. Мухина, И.И. Тарновская. Теоретические основы сестринского дела. – Москва, 1998, - 206 с. (часть II с. 41-50) (часть I с. 10-16) 2. Изучить лекции № 4, 5, 6 3. Задание № 1 (допускаются ошибки) | 1. Задание № 1 (не допускаются ошибки) 2. Задание № 2 (допускаются ошибки) 3. Задание № 3 (допускаются ошибки) | 1. Задание № 2 (не допускаются ошибки) 2. Задание № 3 (не допускаются ошибки) |
Глоссарий
Биоэтика– комплексная область знаний, изучающая моральные, юридические и социальные проблемы, возникающие по мере развития медицины и биологии.
Деонтология– учение о должном поведении каждого человека для достижения своей цели.
Долг– это определенный круг профессиональных и общественных обстоятельств при исполнении своих обязанностей, сложившихся в процессе профессиональных отношений.
Миелогения – это влияние отрицательных факторов на организм человека со стороны медицины.
Общение – это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью словесной (вербальной) и бессловесной (невербальной) информации.
Эгогения– отрицательное влияние больного на самого себя.
Эгортогения – неблагоприятное влияние одного больного на других больных в процессе их общения.
Этика– наука о морали и нравственности.
Ятрогения – неблагоприятное воздействие на больного со стороны медицинских работников в процессе обследования и лечения.
Лекция № 4, 5
ФИЛОСОФИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
БИОЭТИКА
ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Этика(от греч. ethos – обычай, нрав) – наука о морали и нравственности.
Профессиональная этика – принципы поведения в процессе профессиональной деятельности.
Медицинская этика- наука о нравственных началах в деятельности медицинских работников, т.е. часть общей и один из видов профессиональной этики.
Предметисследования медицинской этики является психоэмоциональная сторона деятельности медицинских работников.
Термин «биоэтика» введен американским биологом Ван Ренселлером Поттером, опубликовавшим в 1969 г. книгу «Биоэтика – мост в будущее», в которой он обозначил биоэтику как соединения биологических знаний и человеческих ценностей. Страсбургский симпозиум по биоэтике (1990) предложил следующее определение: «Биоэтика есть комплексная область знаний, изучающая моральные, юридические и социальные проблемы, возникающие по мере развития медицины и биологии». Международная ассоциация биоэтика, созданная в 1991 г., дает следующее определение: «Биоэтика – это учение о социальных, правовых и этических последствиях, связанных с применением новых биомедицинских технологий».
Во многих странах как синоним термина «биоэтика» применяется термин «биомедицинская этика». Формирование биоэтики как новой научной дисциплины обусловлено прогрессом медицины, широким внедрением в медицинскую практику новейших технологий, что вызвало появление большого числа морально-этических и правовых проблем, решить которые в рамках традиционной медицинской этики сложно или невозможно (например, проблема суррогатного материнства, трансплантации, искусственного оплодотворения и т.д.).
Деонтология(от греч. deontos – означает должное и logos – учение) – учение о должном поведении каждого человека для достижения своей цели.
Впервые понятие «деонтология» появилось в XVIIIвеке. Этот термин предложил английский философ и правовед священник И. Бентам. В отечественную медицину термин «деонтология» ввел выдающийся хирург Н.Н. Петров, распространив принципы деонтологии на деятельность медицинских сестер.
Деонтология -учение о должном поведении медработников, способствующем созданию благоприятной обстановки для выздоровления больного.
Медицинская деонтология –часть медицинской этики. Это совокупность необходимых этических норм и предписаний для медицинских работников в осуществлении профессиональной деятельности.
Аспектами медицинской деонтологии являются взаимоотношения:
- медработников с больными;
- медработников с родственниками больного;
- медработников между собой.
Основой взаимоотношений является слово, что было известно еще в древности: «Лечить надо словом, травами и ножом», – считали древние целители.
Медработник должен обладать особой «чувствительностью к человеку», владеть «эмпатией» - способностью сострадать, ставить себя на место больного. Он должен уметь понять больного и его близких, уметь слушать «душу» больного, успокоить и убедить. В разговоре с больным недопустимы равнодушие, пассивность, вялость. Больной должен чувствовать, что его правильно понимают, что медицинский работник относится к нему с искренним интересом.