Алгоритм деятельности студента

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

КУРГАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Для студентов

По предмету: «Основы сестринского дела»

Раздел II. Теоретические основы сестринского дела

Тема:«ФИЛОСОФИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА. БИОЭТИКА. ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ. ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ. МОДЕЛИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА»

Специальность 060101 «Лечебное дело»

Курс II

Курган, 2006 г.

РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании ЦМК Зам. директора по УР

Протокол № ____ от ___________________

«____» ________2006 г. Т.И. Дзюк

Председатель Чащина В. П.. «____» ________2006 г.

____________________

Составлено в соответствии с

Государственными требованиями

к минимуму содержания и уровню

подготовки выпускника по

специальности 060101 «Лечебное дело»

Составитель: Антонова А.П. – преподаватель основ сестринского дела Курганского базового медицинского колледжа

Рецензент:Кокшарова Е.А. – доцент кафедры сестринского дела, ухода за больными и менеджмента ЧелГМА, кмн

РЕЦЕНЗИЯ

В последние годы в России проводится значительная работа по возрождению, повышению социальной значимости и престижа сестринской профессии. Большое внимание уделяется также развитию системы квалификации, реформе сестринского дела и новой технологии сестринского ухода за больным – сестринскому процессу.

В связи с изменением представлений о сестринском деле в образовательный стандарт включен такой раздел, как «Теория и философия сестринского дела». Поэтому разработка А.П. Антоновой учебно-методического пособия для студентов Курганского базового медицинского колледжа по предмету: «Основы сестринского дела» очень актуальны.

Обучение на цикле «Сестринское дело в терапии» начинается со знакомства с теорией и философией сестринского дела, биоэтикой, общением в сестринском деле.

В основе учебных материалов автора лежит модель сестринского дела Мойры Ален, разработанная в сестринской школе университета Макгилле в Монреале.

Объектом сестринской помощи в модели Ален рассматривается семья; обучение определяется как путь, позволяющий медсестре и пациенту, семье реализовать их общую цель – укрепить здоровье, а конструктивное сотрудничество между медсестрой и пациентом/семьей – как необходимое условие для достижения желаемой цели.

Модель Ален широко применяется в сестринской практике в условиях оказания как стационарной, так и первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях и на дому.

Предлагаемое учебно-методическое пособие представляет практический интерес для подготовки студентов по предмету «Основы сестринского дела».

Его можно использовать в учебном процессе на занятиях, а также для самостоятельной работы студентов, для отработки практических умений и навыков.

Учебные цели, методические указания, тестовые задания, ситуационные задачи облегчают процесс обучения.

Предлагаемое пособие составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060101 «Лечебное дело» и может быть использовано для преподавания основ сестринского дела в Курганском базовом медицинском колледже.

Технологическая карта

Тема: «Философия сестринского дела. Биоэтика. Общение в сестринском деле. Потребности человека в здоровье и болезни. Модели сестринского дела»

Ц1 Ц2 Д1 Д2

Алгоритм деятельности студента - student2.ru Алгоритм деятельности студента - student2.ru Алгоритм деятельности студента - student2.ru Алгоритм деятельности студента - student2.ru Алгоритм деятельности студента - student2.ru Алгоритм деятельности студента - student2.ru

П6
П5
П4
П3
П2
П1
Алгоритм деятельности студента - student2.ru Алгоритм деятельности студента - student2.ru Алгоритм деятельности студента - student2.ru Алгоритм деятельности студента - student2.ru Алгоритм деятельности студента - student2.ru Алгоритм деятельности студента - student2.ru Логическая

Л1
Л2
Л3
Л6
Л5
Л4
структура

учебного

процесса 7 час 8 час 9 час 10 час 11 час 12 час

  1 час 2 час 3 час 4 час 5 час 6 час  
Тип занятия Изучение нового материала Комплексное применение знаний и способов действия
Этапы усвоения знаний студентами · Восприятие · Осмысление · Запоминание · Осмысление · Запоминание · Применение
Вид занятия Лекции Практика (практикум)
Целеполагание Диагностика Коррекция
Знать: *
Ц1  
Понятия «биоэтика», «этика», «деонтология»;

* Основные этические принципы в медицине;

Д1 «3»Охарактеризуйте медицинскую этику как науку: предмет исследования, определение. «3»Перечислите основные этические принципы в медицине. * Определение понятий (см. «Глоссарий»);
* Этические аспекты кодекса медицинской сестры в России; * Понятие общение и его функции; * Уровни общения; * Факторы, способствующие, и факторы, препятствующие общению; * Основные модели сестринского дела. «4»Медицинская сестра проводила постановку внутримышечной инфекции, в результате неправильной техники постановки у пациента развился абсцесс правой ягодичной области. 1. Назовите вид миелогении. «5»На прием к участковому терапевту пришла глухонемая женщина. Общение с такими пациентами затруднено и отягощено гипертоническим синдромом. 1. Тактика медсестры в данной ситуации. 2. Определите проблемы пациентки. 3. Как необходимо построить общение медсестре с пациенткой? * При подготовке к практическому занятию пользуйтесь литературой из перечня.
Ц2  
Уметь:

* Выявить этические ошибки в профессиональной деятельности медсестер;

* Организовать терапевтическое общение с пациентом.

* Применить основные модели сестринского дела.

Д2 «3» Из каких разделов состоит кодекс медицинской сестры России? «3» Назовите вид миелогений и охарактеризуйте их. «4» Пациент К. обследовался у терапевта. По окончании обследования ему была предложена консультация врача-онколога для исключения онкопатологии брюшной полости. От консультации пациент отказался. Спустя 5 месяцев пациент поступает в онкологический диспансер с Ds: Опухоль поджелудочной железы. 1. Назовите вид неблагоприятного последствия лечения. «5» 2. Какой этический принцип в медицине был сохранен в данной ситуации? 3. Тактика медсестры. * этика; * деонтология; * этический кодекс медицинской сестры России.

Алгоритм деятельности студента

«3» «4» «5»
1. Изучите материал учебного пособия для студентов – С.А. Мухина, И.И. Тарновская. Теоретические основы сестринского дела. – Москва, 1998, - 206 с. (часть II с. 41-50) (часть I с. 10-16) 2. Изучить лекции № 4, 5, 6 3. Задание № 1 (допускаются ошибки)   1. Задание № 1 (не допускаются ошибки) 2. Задание № 2 (допускаются ошибки) 3. Задание № 3 (допускаются ошибки) 1. Задание № 2 (не допускаются ошибки) 2. Задание № 3 (не допускаются ошибки)

Глоссарий

Биоэтика– комплексная область знаний, изучающая моральные, юридические и социальные проблемы, возникающие по мере развития медицины и биологии.

Деонтология– учение о должном поведении каждого человека для достижения своей цели.

Долг– это определенный круг профессиональных и общественных обстоятельств при исполнении своих обязанностей, сложившихся в процессе профессиональных отношений.

Миелогения – это влияние отрицательных факторов на организм человека со стороны медицины.

Общение – это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью словесной (вербальной) и бессловесной (невербальной) информации.

Эгогения– отрицательное влияние больного на самого себя.

Эгортогения – неблагоприятное влияние одного больного на других больных в процессе их общения.

Этика– наука о морали и нравственности.

Ятрогения – неблагоприятное воздействие на больного со стороны медицинских работников в процессе обследования и лечения.

Лекция № 4, 5

ФИЛОСОФИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

БИОЭТИКА

ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

Этика(от греч. ethos – обычай, нрав) – наука о морали и нравственности.

Профессиональная этика – принципы поведения в процессе профессиональной деятельности.

Медицинская этика- наука о нравственных началах в деятельности медицинских работников, т.е. часть общей и один из видов профессиональной этики.

Предметисследования медицинской этики является психоэмоциональная сторона деятельности медицинских работников.

Термин «биоэтика» введен американским биологом Ван Ренселлером Поттером, опубликовавшим в 1969 г. книгу «Биоэтика – мост в будущее», в которой он обозначил биоэтику как соединения биологических знаний и человеческих ценностей. Страсбургский симпозиум по биоэтике (1990) предложил следующее определение: «Биоэтика есть комплексная область знаний, изучающая моральные, юридические и социальные проблемы, возникающие по мере развития медицины и биологии». Международная ассоциация биоэтика, созданная в 1991 г., дает следующее определение: «Биоэтика – это учение о социальных, правовых и этических последствиях, связанных с применением новых биомедицинских технологий».

Во многих странах как синоним термина «биоэтика» применяется термин «биомедицинская этика». Формирование биоэтики как новой научной дисциплины обусловлено прогрессом медицины, широким внедрением в медицинскую практику новейших технологий, что вызвало появление большого числа морально-этических и правовых проблем, решить которые в рамках традиционной медицинской этики сложно или невозможно (например, проблема суррогатного материнства, трансплантации, искусственного оплодотворения и т.д.).

Деонтология(от греч. deontos – означает должное и logos – учение) – учение о должном поведении каждого человека для достижения своей цели.

Впервые понятие «деонтология» появилось в XVIIIвеке. Этот термин предложил английский философ и правовед священник И. Бентам. В отечественную медицину термин «деонтология» ввел выдающийся хирург Н.Н. Петров, распространив принципы деонтологии на деятельность медицинских сестер.

Деонтология -учение о должном поведении медработников, способствующем созданию благоприятной обстановки для выздоровления больного.

Медицинская деонтология –часть медицинской этики. Это совокупность необходимых этических норм и предписаний для медицинских работников в осуществлении профессиональной деятельности.

Аспектами медицинской деонтологии являются взаимоотношения:

- медработников с больными;

- медработников с родственниками больного;

- медработников между собой.

Основой взаимоотношений является слово, что было известно еще в древности: «Лечить надо словом, травами и ножом», – считали древние целители.

Медработник должен обладать особой «чувствительностью к человеку», владеть «эмпатией» - способностью сострадать, ставить себя на место больного. Он должен уметь понять больного и его близких, уметь слушать «душу» больного, успокоить и убедить. В разговоре с больным недопустимы равнодушие, пассивность, вялость. Больной должен чувствовать, что его правильно понимают, что медицинский работник относится к нему с искренним интересом.

Наши рекомендации