А. Хельсинская декларация (1964г)
Учебно-методическое пособие для слушателей
Биомедицинская этика
Содержание:
- Пояснительная записка ----------------------------------------- 3
- Методические указания по работе с пособием ------------ 5
- Тесты для контроля исходного уровня знаний ------------ 6
- Учебный материал:
4.1 Биомедицинская этика ----------------------------------10
4.2 Основные принципы и высшие
моральные ценности ------------------------------------ 11
4.3 Практические проблемы биомедицинской этики –14
4.4 Типы больных -------------------------------------------- 21
4.5 Характеристика современного пациента ----------- 29
4.6 Медицинская деонтология: ---------------------------- 31
4.6.1 Требования к личности медицинского работника ------------------------------------------33
4.6.2 Типы медсестер (по Харди) --------------------36
4.6.3 Взаимоотношения между врачом
и пациентом -------------------------------------- 38
4.6.4 Взаимоотношения в медицинском
коллективе --------------------------------------- 40
4.6.5 Взаимоотношения врача со средним
и младшим медперсоналом ------------------- 43
4.6.6 Врач, медсестра, информация и
врачебная тайна ---------------------------------- 45
4.7 Заключение --------------------------------------------------- 46
- Контроль итогового уровня знаний ------------------------ 47
- Литература ------------------------------------------------------ 51
- Пояснительная записка.
Данное пособие посвящено проблемам биомедицинской этики, способствующей формированию осознанного нравственного отношения к жизни, здоровью и смерти Человека.
Пособие дает базовые знания о сущности и основных проблемах биомедицинской этики, ее принципах и ценностях, рассматривает традиционные и новые нормы, принципы медицинской деонтологии.
В материалах пособия освещены актуальные биоэтические проблемы медицины, связанные с применением современных технологий.
Знание биомедицинской этики способствует повышению общей культуры человека, формирует современный образ медицинского работника, способствует повышению престижа профессии медицинского работника.
Данное пособие предназначено для самостоятельного (внеаудиторного) или дополнительного изучения учебного материала, который является одним из разделов программ усовершенствования по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело».
Учебно-методическое пособие представлено учебным материалом, который сопровождается схемами, материалами для контроля знаний (тесты для контроля исходного уровня знаний, задачи-казусы), имеется список литературы.
Настоящее пособие может быть использовано при обучении с частичным отрывом от работы, а также при обучении с полным отрывом от работы в качестве задания для внеаудиторной работы.
Цели пособия:
Обучающая:
- повысить мотивацию к изучению данной темы;
- обобщить и систематизировать имеющиеся знания по медицинской биоэтике, о ее принципах и ценностях;
- привести имеющиеся знания по данной теме в соответствие с мировыми требованиями.
Развивающая:
- научить применять полученные знания в общении с пациентами, с их родственниками, коллегами;
- научить воспринимать человека целостно, не как объект для манипуляций, а как личность.
Воспитательная:
- воспитать чувство личной ответственности за качество предоставляемой сестринской помощи;
- повысить общекультурный уровень медицинских сестер.
- Методические указания по работе с пособием.
Приступая к работе с учебно-методическим пособием, Вам необходимо:
1. Оценить свой исходный уровень знаний по данной теме, ответив на предложенные тесты и сравнить их с эталонами ответов (раздел №3);
2. Определив свой уровень знаний, Вы приступаете к изучению материала;
3. Ознакомьтесь с представленным теоретическим материалом (раздел № 4);
4. При необходимости Вы можете расширить свои знания по теме «Медицинская биоэтика», воспользовавшись списком литературы
(раздел № 7);
5. После изучения учебного материала для закрепления полученных знаний Вам предлагается рассмотреть задачи – казусы и обсудить их на итоговом занятии.
В методическом пособии представлен учебный материал, схемы, задания для облегчения восприятия материала.
- Тесты для контроля исходного уровня знаний
(самоконтроль).
1. Термин деонтология обозначает:
1. наука о долге
2. наука о нормах и правилах поведения в обществе
3. наука о морали
2. Предметом изучения медицинской этики является:
1. взаимоотношения врача и больного
2. требования к профессиональному поведению медицинских работников
3. взаимоотношения врача и родственников больного
4. врачебная тайна
5. эвтаназия
6. личная жизнь пациентов
7. межколлегиальные отношения
8. личная жизнь медицинских работников
3. Основными принципами биомедицинской этики:
1. автономия личности
2. информированное согласие
3. добровольность
4. конфиденциальность
5. достоинство
6. целостность
7. уязвимость
8. справедливость
9. верно все
4. Информированное согласие пациента на медицинское вмешательство должно учитывать:
1. компетентность пациента
2. информированность пациента
3. добровольность принятия решения
4. компетентность врача
5. характер пациента
5. Патерналистическая модель взаимоотношений врача и больного предполагает:
1. заботу о пациенте как о ребенке
2. принятие решения независимо от мнения пациента
3. ограничение достоверной информации для пациента о его состоянии здоровья
4. совместное участие в принятии медицинского решения
5. добровольное принятие решения пациентом
6. Автономная модель взаимоотношений врача и больного предполагает:
1. заботу о пациенте как о ребенке
2. принятие решения независимо от мнения пациента
3. ограничение достоверной информации для пациента о его состоянии здоровья
4. активное совместное участие в принятии медицинского решения
5. добровольное принятие решения со стороны пациента
6. уважение к автономии личности пациента
7. В содержание врачебной тайны входят:
1. сведения, полученные от пациента и его семьи
2. информация, полученная в процессе оказания медицинской помощи
3. информация, полученная от соседей по палате
4. информация, полученная от водителя «скорой помощи»
8. Биомедицинская этика это:
1. нравственное отношение общества и медицинских работников к человеку, его жизни, здоровью, смерти
2. взаимоотношения медицинских работников
3. наука о морали
9. К современным биомедицинским проблемам относятся:
1. эвтаназия
2. трансплантация органов
3. генная инженерия
4. суррогатное материнство
5. экстракорпоральное оплодотворение
6. клонирование
7. искусственное прерывание беременности
8. контрацепция
9. верно все
10. Эвтаназия-это:
1. добровольный уход из жизни
2. лишение жизни человека из корыстных побуждений
3. хорошая смерть
11. Активная эвтаназия предусматривает:
1. прекращение оказания медицинской помощи
2. отключение от аппаратов жизнеобеспечения
3. введение летальной дозы препарата
12. Пассивная эвтаназия предусматривает:
1. прекращение оказания медицинской помощи
2. отключение от аппаратов жизнеобеспечения
3. введение летальной дозы препарата
13. Принцип справедливости предполагает:
1. равный доступ к получению медицинских услуг
2. систему служебного подчинения младшего персонала старшему
3. защищенность наиболее уязвимых слоев населения при оказании медицинских услуг
4. доступность фармакологических средств необходимых для поддержания здоровья
5. оказание помощи исходя из финансовых возможностей пациента
14. Принцип конфиденциальности предполагает:
1. строгое соблюдение врачебной тайны
2. надежное хранение информации полученной от пациента
3. анонимность проводимых исследований
4. минимизацию вмешательства в личную жизнь пациента
5. ограничение доступа к данным пациента не только при жизни, но и после смерти пациента
6. верно все
15. В основе взаимоотношений врача и медсестры лежит принцип:
1. не навреди
2. конфиденциальности
3. субординации
4. симпатии и антипатии
Эталоны ответов:
1. 1;
2. 1,2,3,4,5,7
3. 9
4. 1,2,3
5. 1,2,3
6. 4,5,6
7. 1,2
8. 1
9. 9
10. 3
11. 3
12. 1,2
13. 1,3,4
14. 6
15. 3
Биомедицинская этика
Биомедицинская этика - междисциплинарное научное направление, объединяющее медико-биологическое знание и человеческие ценности.
Она представляет собой систематическое исследование человеческого поведения в свете моральных ценностей и принципов в рамках наук о жизни и здоровье человека, обеспечивает нравственный климат в медицинских коллективах, адекватный выбор специалистов, определяя меру их вмешательства в сферу живого и меру их социально-правовой ответственности перед обществом за результаты деятельности.
Биомедицинская этика базируется на общечеловеческих моральных ценностях и неразрывно связана с такими понятиями как: экоэтика, биоэтика, медицинская этика. Между всеми видами этик существует сложная и весьма тесная взаимосвязь.
Экологическая этика, предметом которой выступают наиболее фундаментальные принципы и проблемы нравственных взаимоотношений в триаде "Человек - Природа - Общество", где все участники взаимодействия рассматриваются как автономные субъекты, в рамках которой формируется новое сознание, включающее всю Природу - живую и неживую - в круг своих забот, внимания и взаимности.
Биоэтика, ориентирующая человека на выработку и установление нравственно-понимающего отношения к Жизни вообще и любому Иному Живому.
главным принципом биоэтики должен стать швейцеровский принцип благоговения перед жизнью: "Я - жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить".
Медицинская этика – это наука, которая включает традиционные установки медицинской деонтологии. Медицинская этика является составной частью биомедицинской этики и регулирует в основном "человеческие отношения" в медицине по вертикали (врач - больной, медсестра - больной) и по горизонтали (врач - врач, медсестра - медсестра).
Биомедицинская этика – это нравственное отношение общества в целом и профессионалов-медиков, в особенности - к Человеку, его жизни, здоровью, смерти и которая ставит перед собой задачу сделать их охрану приоритетным право каждого человека.
4.2 Основные принципы и высшие моральные ценности биомедицинской этики:
А. Хельсинская декларация (1964г)
1. Принцип автономии личности
2. Принцип информированного согласия
3. Принцип конфиденциальности