Не совсем обычными пациентами являются врачи, оказавшиеся в положении больных
Теоретически состояние здоровья врачей и медицинских работников должно быть лучше, чем у остального населения. Но практически, по данным различных исследований, ситуация иная. Как правило, врачи, медсестры недооценивают начальные признаки заболевания.
· По данным американских авторов, врачи, заболевшие раком, проводят первое обследование намного позднее, чем другие больные.
· Как правило, врачи переносят на ногах ангину, грипп, выходят не долеченными на работу, лечатся симптоматически.
С одной стороны, знания о болезнях могут быть защитой и помогать при индивидуальной профилактике или лечении заболеваний, но с другой - знание всевозможных осложнений, неблагоприятного течения болезни могут беспокоить его сильнее, чем не специалиста, который не имеет об этом ни малейшего представления.
После недооценки начальных проявлений заболевания позднее, когда врач, сестра вынужден заняться серьезно своей болезнью, обследоваться и лечиться, появляется другая крайность: переоценивание серьезности признаков и пессимистический взгляд на заболевание, и его прогноз.
Сложная субъективная позиция врача, медсестры обусловлена еще и тем, что они знают возможности современной медицины и своих коллег, не питают необоснованных надежд на благополучный исход при тяжелом недуге, что бывает обычно у больных — не специалистов, считающих, что современная медицина может все.
Больной врач, медсестра очень часто склоняется к аутодиагностике и аутотерапии. По этому поводу профессор Н.А.Белоногов говорил: "Так же, как никто не может быть судьей при собственном судебном процессе, так же никто не может быть и своим собственным врачом".
Чешские психотерапевты Р. Конечный и М. Боухал для обследования и лечения больного врача рекомендуют придерживаться следующих правил:
· С больным коллегой следует поступать, исходя из тех же критериев, что и к другим больным.
· Обследование и лечение имеют определенный порядок. Нарушение этого "стереотипа", например пренебрежение исследованием мочи и другими "банальными " методами, может привести к упущению серьезных данных;
· Замечания и предложения больного врача следует расценивать как его субъективные высказывания, а не как настоящее врачебное сотрудничество и помощь. Поэтому нельзя разрешать больному врачу изменять план лечения, если вы считаете его обоснованным и оправданным.
Лечащий врач, проводящий обследование и лечение, должен пользоваться полным доверием больного медика. Поэтому всегда бывает лучше, если он не будет намного моложе и будет более опытным.
Необходимо считаться с человеческой стороной заботы о больном враче, проявляющейся в том, чтобы врач, производящий обследование, был того же пола, что и больной, особенно если дело касается какого-нибудь особенного метода исследования (гинекологическое, урологическое, некоторые виды хирургического исследования, например, ректоскопия).
Известный арабский врач эпохи средневековья Абуль-Фарадж утверждал, что в древности врач, обращаясь к больному, говорил так: "Нас трое: ты, болезнь и я. Если ты будешь с болезнью, вас будет двое, а я останусь один, и вы меня одолеете. Если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна, и мы ее одолеем".
Что же и кто мешает врачу вместе с пациентом бороться за его здоровье? Что необходимо сделать, чтобы между врачом и пациентом с первой же встречи установился необходимый контакт,и началось настоящее сотрудничество?
· Прежде всего, пациент должен почувствовать уважение к себе, которое проявляется с первого же обращения, с первого приветствия, с первого слова, сказанного врачом пациенту, в том, с какой интонацией это слово сказано, с каким выражением лица и глаз.
· Больной должен чувствовать, что он не просто четырнадцатый номер в очереди, не просто экстренный случай, поступивший некстати, когда врач собирался уйти домой. Для него важно и то, как относятся к нему и как к другим больным. Когда он слышит от врача или медсестры: "Вас много, а я одна!", "Как вы все мне надоели!", то он прекрасно понимает, что ничего хорошего в этом медицинском учреждении ему не дождаться.
· По единодушному мнению всех великих врачей всех времен и народов, важнейшим условием установления необходимого контакта между врачом и пациентом является сострадание,которое должно проявляться в каждом слове, в каждом действии врача и медсестры.
· В русском языке слова "лицо" и "личность" почти синонимичны. Общаясь "лицом к лицу", "глаза в глаза", медицинский работник и пациент входят в определенные межличностные отношения, которые весьма заметно сказываются на успехе лечения.
К сожалению, анализ развития современной медицины показывает: чем более развивается специализация, чем стремительнее улучшается техническая оснащенность медиков, тем меньше внимания уделяется личности пациента.