Не совсем обычными пациентами являются врачи, оказавшиеся в положении больных

Теоретически состояние здоровья врачей и медицинских работни­ков должно быть лучше, чем у остального населения. Но практически, по данным различных исследований, ситуация иная. Как правило, врачи, медсестры недооценивают начальные признаки заболевания.

· По данным американских авторов, врачи, заболевшие раком, проводят первое обследование намного позднее, чем другие больные.

· Как правило, врачи переносят на ногах ангину, грипп, выходят не­ долеченными на работу, лечатся симптоматически.

С одной стороны, знания о болезнях могут быть защитой и помо­гать при индивидуальной профилактике или лечении заболеваний, но с другой - знание всевозможных осложнений, неблагоприятного тече­ния болезни могут беспокоить его сильнее, чем не специалиста, кото­рый не имеет об этом ни малейшего представления.

После недооценки начальных проявлений заболевания позднее, когда врач, сестра вынужден заняться серьезно своей болезнью, об­следоваться и лечиться, появляется другая крайность: переоценивание серьезности признаков и пессимистический взгляд на заболевание, и его прогноз.

Сложная субъективная позиция врача, медсестры обусловлена еще и тем, что они знают возможности современной медицины и своих коллег, не пи­тают необоснованных надежд на благополучный исход при тяжелом недуге, что бывает обычно у больных — не специалистов, считающих, что современная медицина может все.

Больной врач, медсестра очень часто склоняется к аутодиагностике и аутотерапии. По этому поводу про­фессор Н.А.Белоногов говорил: "Так же, как никто не может быть су­дьей при собственном судебном процессе, так же никто не может быть и своим собственным врачом".

Чешские психотерапевты Р. Конечный и М. Боухал для обследо­вания и лечения больного врача рекомендуют придерживаться следующих правил:

· С больным коллегой следует поступать, исходя из тех же крите­риев, что и к другим больным.

· Обследование и лечение имеют опре­деленный порядок. Нарушение этого "стереотипа", например прене­брежение исследованием мочи и другими "банальными " методами, может привести к упущению серьезных данных;

· Замечания и предложения больного врача следует расценивать как его субъективные высказывания, а не как настоящее врачебное сотрудничество и помощь. Поэтому нельзя разрешать больному врачу изменять план лечения, если вы считаете его обоснованным и оправ­данным.

Лечащий врач, проводящий обследование и лечение, должен поль­зоваться полным доверием больного медика. Поэтому всегда бывает лучше, если он не будет намного моложе и будет более опытным.

Не­обходимо считаться с человеческой стороной заботы о больном враче, проявляющейся в том, чтобы врач, производящий обследование, был того же пола, что и больной, особенно если дело касается какого-нибудь особенного метода исследования (гинекологическое, урологи­ческое, некоторые виды хирургического исследования, например, рек­тоскопия).

Известный арабский врач эпохи средневековья Абуль-Фарадж утверждал, что в древности врач, обращаясь к больному, говорил так: "Нас трое: ты, болезнь и я. Если ты будешь с болезнью, вас будет двое, а я останусь один, и вы меня одолеете. Если ты будешь со мной, нас бу­дет двое, болезнь останется одна, и мы ее одолеем".

Что же и кто мешает врачу вместе с пациентом бороться за его здоровье? Что необходимо сделать, чтобы между врачом и пациентом с первой же встречи установился необходимый контакт,и началось настоящее сотрудничество?

· Прежде всего, пациент должен почувствовать уважение к себе, ко­торое проявляется с первого же обращения, с первого приветствия, с первого слова, сказанного врачом пациенту, в том, с какой интонаци­ей это слово сказано, с каким выражением лица и глаз.

· Больной дол­жен чувствовать, что он не просто четырнадцатый номер в очереди, не просто экстренный случай, поступивший некстати, когда врач собирался уйти домой. Для него важно и то, как относятся к нему и как к другим больным. Когда он слышит от врача или медсестры: "Вас много, а я одна!", "Как вы все мне надоели!", то он прекрасно понимает, что ничего хорошего в этом медицинском учреждении ему не дождаться.

· По единодушному мнению всех великих врачей всех времен и на­родов, важнейшим условием установления необходимого контакта между врачом и пациентом является сострадание,которое должно прояв­ляться в каждом слове, в каждом действии врача и медсестры.

· В русском языке слова "лицо" и "личность" почти синонимичны. Общаясь "лицом к лицу", "глаза в глаза", медицинский работник и пациент входят в определенные межличностные отношения, которые весьма заметно сказываются на успехе лечения.

К сожалению, анализ развития современной медицины показывает: чем более развивается специализация, чем стреми­тельнее улучшается техническая оснащенность медиков, тем меньше внимания уделяется личности пациента.

Наши рекомендации