Тема 7. Механизм обеспечения качества медицинской помощи
Этапы механизма обеспечения качества медицинской помощи. Сбор и анализ информации. Принятие управленческих решений для оказания качественной медицинской помощи. Анализ эффективности принятых решений. Всеобщее управление качеством как современная модель его обеспечения. Принципы всеобщего управления качеством.
Классическая лекция: 2 часа.
Семинарское занятие по разработке мероприятий, направленных на повышение качества медицинской помощи (задание 1)
Задача 1. Вы являетесь одним из руководителей государственного медицинского учреждения здравоохранения (городской поликлиники). Какой алгоритм и какие мероприятия по повышению качества медицинской помощи Вы должны предусмотреть? Постройте дерево целей.
Рекомендуемая литература :
1. Вахитов Ш.М., Фатыхов А.М. Оптимизация управленческой деятельности руководителей здравоохранения на основе использования экспертных систем// Сб. Всероссийской научно-практической конференции «Гуманитарные методы исследований в медицине: состояние и перспективы» (Саратов, 1-2 марта 2007 года). – Саратов, 2007. – с. 356-357.
2. Филатов В.Б., Коротких Р.В., Касимовский К.К. Мнение экспертов о путях оптимизации частной медицинской деятельности // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2007. - №1. – с. 48-51.
3. Поляков И.В., Твердохлебов А.С., Жигулева Л.Ю. и др. Качество медицинской помощи и руководство организацией: Монография / Под ред. д.м.н., проф., засл. деят. науки РФ И.В. Полякова. – СПб., 2003. – 130 с.
Тема 8. Материалы экспертного заключения по качеству оказываемой медицинской помощи как объект оценки и источник информации.
Интерактивное занятие (дискуссия) – 2 часа.
Обсуждение методики проведения экспертизы качества медицинской помощи и ее практическая реализация.
Методическое обеспечение:
1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N5487-I
2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 24 сентября 2008г. N513н г. Москва "Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации".
3. Приказ Министерства здравоохранения и Медицинской промышленности от 16.02.1995 г. №33 «Об утверждении положения об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения РФ».
4. Закон РФ от 10.06.93 г. №5154-1 «О стандартизации»
5. Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства СПб «Об утверждении методических рекомендаций о порядке проведения экспертизы качества медицинской помощи в медицинских учреждениях Санкт-Петербурга» от 04.10.07 г. №507-р.
6. Приказ ТФОМС СПб «Положение о порядке проведения ведомственного и вневедомственного контроля объемов медицинской помощи и экспертизы ее качества в Санкт-Петербурге» от 27.05.2004 г. №85-А.
7. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ.
8. Постановление Правительства РФ «О программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2009г.» от 5.12.08 г. №913.
9. Приказ МЗ и СР РФ «Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» от 07.10.05 г. №627.
10. Приказ Минздравсоцразвития России от 24.10.96 г. №363/77 «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению РФ».
11. Приказ ФФОМС от 26.05.08 г. №111 «Об организации контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования».
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. N 30 г. Москва «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».
13. Закон РФ от 7.02.1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей".
14. Закон РФ от 10.06.93 г. №5151-1 «О сертификации продукции и услуг».
15. Федеральный закон РФ от 26.06.08 г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
Семинарское занятие, направленное на выработку аргументированной позиции в соответствии с полученной ролью участника игрового процесса (задание 1) с составлением необходимых документов (экспертного заключения и пр.)
Задание 1. Содержание игровой ситуации.
В стоматологической поликлинике пациенту Н. проводили лечение 14, 16, 27, 28 и 37 зубов по системе добровольного медицинского страхования. После окончания лечения пациентом для информации в поликлинике были запрошены копии медицинских документов (рентгенограммы и компьютерные снимки, информация по лечению). Перед выдачей копий документов пациента пригласил главный врач поликлиники и в присутствии заведующего отделения и лечащего врача сообщил, что при лечении 16 зуба врач оставил часть инструмента в корне зуба, что видно из прилагаемого снимка. До запроса документов о факте присутствия инструмента сотрудники стоматологической поликлиники информацию пациенту не предоставляли. Также лечащий врач сообщил пациенту о необходимости ежегодного контрольного снимка 16 зуба и о возможной операции на корне данного зуба, что понесет за собой финансовые затраты и т.д.
Роли: Пациент - 1
Лечащий врач - 1
Заведующий отделением - 1
Главный врач - 1
Юрист - 1
Врач-эксперт страховой медицинской организации – 1
Самостоятельная работа студентов по подготовка к ролевой игре в соответствии с полученной ролью участника игрового процесса на основании изученных нормативно-правовых актов в области качества медицинской помощи – 32 часа.