Татьяна Роменская
ИСЦЕЛЕНИЕ ЛЮБОВЬЮ
"Отдай свои руки, чтобы служить, и свое сердце — чтобы любить."
Мать Тереза
Кто ты, золотая Афродита? В каком облике ты предстаешь перед нами в это темное, жестокое время, время, когда каждый сам за себя, время, когда правят материальные ценности, время одиночества и равнодушия, время войн и эпидемий, время богатых и нищих, время страдающих и несчастных людей, время людей больных душой? Как нам уподобиться тебе? Где черпать силы, для того чтобы нести твою Великую Любовь всем, потому что в ней нуждаются все, потому что без нее не было бы ничего на нашей Земле? Счастлив тот ребенок, который рождается в любви, счастлив тот человек, который в любви уходит на небо Урании.
Мы знаем один из твоих обликов — это Мать Тереза. Дама с огромным, чистым сердцем, осененная любовью Бога и несущая ее в самые темные и самые грязные уголки. Сколько детей, обреченных на самое страшное нищенское существование, нашли хлеб, кров и самое главное — любовь благодаря ей. Сколько нищих, бездомных, больных и гниющих в канавах приняли из ее рук миску с рисом, были отмыты и самое главное — почувствовали любовь и обрели Бога. Сердца скольких изгоев общества: прокаженных, больных СПИДом, наркоманов и алкоголиков, — освещенные ее любовью, познали полное преображение. Сколько людей, изголодавшихся по любви, получили ее перед самой смертью и ушли счастливыми, такими счастливыми, какими они, возможно, не были всю свою жизнь.
Она целовала каждого умирающего в лоб. Вопреки всем представлениям о нормальной человеческой брезгливости. Эта женщина излучала свет, она несла свет Бога, которым была освещена сама.
Она могла приготовить обед на шесть тысяч человек; не спать много суток подряд; всегда улыбаться; зайти в посольство Ирана и оставить там записку на столе с просьбой срочно ей позвонить, чтобы обсудить проблему заложников; забыть медаль лауреата Нобелевской премии мира где-то в гардеробе королевского дворца.
Матери Терезе открывались двери и хижин, и дворцов. №05 Она завоевала дружбу с великими мира сего — папами, президентами, королями. Но несмотря на все это, будучи человеком огромной известности и популярности, в своем Ордене она продолжала совершать самую обыденную работу. Но делала ее с великой Любовью.
Она говорила с королями и нищими, держала речь перед полными залами. И никогда не писала речей. Ей нужно было просто помолиться, чтобы знать, что сказать.
Почетный доктор теологии Оксфордского университета, она украшала свой быт статуэтками девы Марии, лечилась от усталости и от болезней молитвой и постом, ей можно было позвонить ночью — в любой час — и удостоиться беседы.
В XX веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими послушницами являла реальную силу, с которой не могли не считаться даже сильные мира сего. Ею восхищались, перед ней преклонялись, ее боготворили.
Как? Почему? Откуда берутся идеи и силы? Кто помогает? Кто советует? Кто поддерживает? «Иисус Христос», — неизменно отвечала Мать Тереза. Журналисты были разочарованы. А Мать Тереза говорила правду. Она всегда чувствовала в своей жизни присутствие Христа. И достаточно долго строила с ним свои отношения.
Кто же эта скромнейшая женщина, такая маленькая и такая хрупкая, которую считали святой еще при жизни? «Агнес была такой хорошенькой. Прекрасно пела, играла в спектаклях, писала для католической газеты. И вот передо мной стоит женщина, которую больше, чем годы, состарили лишения», — прибывшая в Калькутту миссис Куни, владелица магазинчика из Мельбурна, расплакалась, увидев любимую кузину, бывшую Агнес Бояджиу. Они не виделись целую жизнь, лет сорок.
Агнес Бояджиу, будущая мать Тереза, родилась в Скопье в албанской семье 26 августа 1910 года и была младшим, третьим по счету ребенком обеспеченных родителей. Ее отца снабжал врачей Скопье лекарствами. Потом он торговал товарами, привезенными из Италии.
Скопье — городок на Балканах со всеми признаками турецкого наследия: с базарами, минаретами и невероятно пестрым населением. Все религии и секты были представлены в маленьком Скопье. Семья Бояджиу добавляла этому букету пестроты: эти албанцы были католиками. Большая редкость. То есть представляли абсолютное религиозное меньшинство и среди албанцев, которые, как известно, в основном мусульмане, и среди православных сербов. А с лежащей неподалеку католической Хорватией Сербию разделяла долгая вражда.
Агнес была хорошая, послушная, внимательная, доброжелательная. Прекрасно пела в церковном хоре, помогала маме и отстающим. Была набожной и романтичной. То хотела быть писательницей, то музыкантшей, то миссионером в Африке. Африку вскоре вытеснила Калькутта, куда в 1924 году отправилась группа католиков с Балкан.
Ни Первая мировая война, ни перекройка границ, ни провозглашение независимости Албании не потрясли семью так, как внезапная кончина отца. Агнес тогда было четырнадцать, и она смогла сполна оценить мужество и предприимчивость матери, которая сумела сама не только зарабатывать, чтобы прокормить семью, но и заботиться о бедных соседях.
Впоследствии житие матери Терезы любили представлять в живых картинах послушницы основанного ею Ордена. Сцена, когда семнадцатилетняя Агнес просит благословения матери стать монахиней и отправиться в Калькутту, удавалась им лучше всего. Мама пережила шок. Агнесс, такая тихая, такая разумная, такая домашняя, покладистая! Откуда эта прыть? Ах, и где эта Калькутта, на каком краю земли?! Отдать дочь Богу, а тем более в Калькутту, означало, особенно по тем временам, расстаться с ней навсегда. Шок длился двадцать четыре часа. Потом мать благословила.
Брат Лазарь, который учился в военной академии где-то в Австрии, счел решение своей младшей сестренки девической блажью, о чем ей и написал. Ответ Агнес бесконечно цитируют все ее многочисленные биографы: «Ты считаешь себя значительным, потому что будешь офицером и станешь служить королю с двумя миллионами подданных? Я же буду служить королю всего мира».
26 сентября 1928 года Агнес вошла в поезд, идущий из Скопье в Загреб. Мама Драна была права: больше она свою Агнес так и не увидела. Агнес через всю Европу едет в Дублин, в монастырь сестер ордена Лорето, где за два месяца ей предстояло выучить английский. На пароходе прочь из Европы, через Суэцкий канал, в Красное море, в Индийский океан плыла навстречу своей судьбе уже не милая Агнес, а сестра Тереза.
Да, у бедняжки почти не было багажа, и она плохо знала английский… На самом деле у сестры Терезы все было при себе. Она везла в свою землю обетованную самое важное, что можно было захватить из родного балканского захолустья, — стихийный экуменизм, которому впоследствии дивились передовые умы теологии. Экуменизм, выросший из традиций добрососедства, из материнского хлебосольства, из открытости дома Бояджиу. И из здравого смысла, подарившего наблюдение: главное, чтобы человек был хороший, а кто он — христианин, мусульманин, иудей, — не так уж важно.
Чистота и непосредственность восприятия Евангелия, которое для нее было всем: и таинством, и инструкцией, и отдохновением, — тоже балканское наследство. Католическая община Скопье была малой и сплоченной. Всех можно было пересчитать по головам. И слово Евангелия казалось обращенным к каждому человеку, как во времена первых христиан. А рано овдовевшая мама Драна, на которую с возрастом все больше и больше, вплоть до жестов и выражений, становилась похожа мать Тереза, преподала ей урок трудолюбия, жизненной стойкости и деятельной любви.
В Калькутте сестра Тереза стала учительницей в школах ордена Лорето. Целых шестнадцать лет она преподавала бенгальским девочкам на бенгальском языке историю и природоведение. Целых шестнадцать лет она верой и правдой старалась образованием победить бедность в полном соответствии с концепцией ордена Лорето. И у нее хорошо получалось. Она и тут занималась с отстающими. И пела в церковном хоре. И пользовалась заслуженным уважением учительского, равно как и ученического коллектива. Стала даже директрисой одной из школ. И вдруг...
10 сентября 1946 года: «Я ехала в поезде из Калькутты в Дарджилинг, чтобы принять участие в духовных упражнениях, и мирно молилась, когда вдруг ясно ощутила в себе другое призвание внутри того, которому я следовала. Эта весть была абсолютно недвусмысленной. Я должна была оставить монастырь и полностью посвятить себя помощи беднякам и жизни среди них. Это было повеление. Я знала цель пути, но не знала ни самого пути, ни средств вступления на него».
А незадолго до откровения в жизни матери Терезы случился один эпизод, ужасная и обычная для Калькутты история. Мать Тереза увидела, как покрытую коростой, заживо гниющую, обездвиженную женщину в городскую больницу привез на тачке сын и оставил у входа. Мать Тереза попыталась ее в эту самую больницу пристроить. Но женщину в больницу не взяли. Мать Тереза попыталась помочь умирающей. Но не все в человеческих силах: «Я не могла возле нее находиться, ее коснуться, переносить ее запах. Я убежала. И стала молиться: «Святая Мария! Дай мне сердце, полное чистоты, любви и смирения, чтобы я могла принять Христа, Христа коснуться, любить Христа в этом разрушенном теле». Я вернулась к ней, я к ней прикоснулась, я вымыла ее, я помогла ей. Она умерла с улыбкой. Это был для меня знак, что любовь Христова и любовь к Христу сильнее, чем моя слабость».
Годы спустя у одного журналиста, наблюдавшего по заданию редакции ежедневную «возню» матери Терезы и сестер с умирающими, вырвалось: «Я бы не сделал этого и за миллион долларов!» — «За миллион и я бы не сделала, — ответила Мать Тереза. — Только бесплатно. Из любви к Христу».
С этого момента начался путь Матери Терезы к тому предназначению, которое ей назначила Судьба на эту жизнь.
«Господин Гомес! Мне нечего есть. Дайте мне, пожалуйста, поесть» — такие записки до сих хранятся у Альфреда Гомеса, который по рекомендации местного священника пустил к себе в пустующий верхний этаж монахиню Терезу. Поселившись на матрасике у господина Гомеса, Мать Тереза совершенно не знала, что же ей дальше делать, как же служить беднейшим из бедных. Никаких дальнейших указаний «сверху» не поступало.
Целыми днями она скиталась по улицам, время от времени пытаясь просить подаяния. Основала «школу» среди мусорных куч. Учила никому не нужных детей мыть руки и писать на асфальте. (Тогда она, конечно же, не знала, что тем самым положено начало системе детских приютов Ордена милосердия Shishu Bhavan для нежеланных и ненужных детей — младенцев из мусорных ящиков, маленьких инвалидов, сирот.)
Еще она стаскивала куда-нибудь под крышу умирающих бездомных и старалась облегчить им страдания. Она не знала, что пройдет время, и молва о блаженной монахине достигнет городских властей, которые никак не могли запретить миллионам бездомных умирать где попало, и за это их критиковали газеты. Тогда ее найдут и предложат «подряд»: развернуться в огромном полутемном помещении, примыкающем к храму богини Кали, где некогда содержался жертвенный скот и было достаточно места умирать. Так появился дом для умирающих в Калькутте, названный местными жителями «Домом Чистого Сердца». Этот приют больше никогда не будет пустовать.
До момента основания Ордена миссионерок милосердия прошло четыре года. Это был трудный и болезненный период. Не так просто было Матери Терезе покинуть сестер-лоретанок, еще сложнее было получить разрешение из Рима и добиться индийского гражданства. И еще очень тяжело было быть одной: в 1946-м Мать Тереза писала в своем дневнике: «Господь! Что за муки одиночества сегодня». И только в 1949 году у нее появилась первая ученица, одна из ее бывших учениц. Она стала первой монашенкой еще не существующего Ордена. Вслед за ней в том же 1949 году к матери Терезе присоединились еще одиннадцать последовательниц, в основном ее бывших учениц. А в 1950 году после долгих сомнений Рим дает разрешение на основание Ордена миссионерок милосердия.
Кто мог стать Миссионером Милосердия или Миссионеркой Милосердия? Вот как говорит об этом сама Мать Тереза: «Чтобы быть Миссионером или Миссионеркой Милосердия, нужно обладать физическим и душевным здоровьем, способностью учиться, нужной долей здравого смысла и радостным темпераментом». Как пишет Мать Тереза, чтобы быть членом Ордена, не обязательно совершать что-то из ряда вон выходящее, достаточно просто полностью принадлежать Богу, то есть «Он может делать со мной, что хочет». И в этом настоящее счастье! Это предполагает любовь, а любовь предполагает полное доверие. Читая строки, написанные этой Дамой, понимаешь, что такое Преданность и какое счастье отречься от себя со своими глупостями, своими маленькими удовольствиями ради того, чтобы обрести истинное счастье единения с Богом. С каким счастьем и какой легкостью она об этом говорит: «Отрекаясь от себя, я отдаю себя Богу, чтобы Он мог жить во мне. Как бы мы были нищи, если бы Бог не наделил нас способностью отдавать себя Ему! И сколькими богатствами мы обладаем теперь! Как легко завоевать Бога! Мы отдаемся Ему, Он становится нашим, и мы не обладаем больше ничем, кроме Него». Сестры Ордена милосердия, которые кроме традиционных монашеских обетов (бедности, безбрачия, послушания) дают еще обет служения беднейшим из бедных, живут так же, как и их подопечные: нет у них ни холодильников, ни стиральных машин, они более чем неприхотливы в еде, моются простым мылом, ездят только на общественном транспорте. Их собственность — сари, сандалии, зонтик на случай дождя, тощий матрас. Но от беднейших из бедных монахинь отличает только маленькое распятие у левого плеча.
В 1953 году «Наводняя небеса своими молитвами», сестры добились возможности купить первый дом. Этот просторный дом стал генеральным штабом Ордена. На той же улице сестры открыли приют для сирот: часто это дети местных жителей, умерших в хосписе. «Я согласна принять любого ребенка, в любое время, будь то ночью или днем. Только скажите мне, и я приду за ним», — пишет Мать Тереза.
Кроме того, у них есть замысел основать дом для прокаженных, но население не любит прокаженных, особенно в Индии, где эту болезнь считают проклятием, посланным Богом за грехи. На благую весть об открытии лепрозория население отреагировало градом камней. После многочисленных попыток Мать Тереза поняла, что Бог категорически против стационара. Чтобы услышать Божью волю, она углубилась в молитвы. И Бог выразился яснее. В течение двух месяцев Матери Терезе пожертвовали 10 тысяч рупий, крупнейший в Индии специалист по проказе предложил матери Терезе свои услуги и, наконец, из Америки прибыла машина скорой помощи. И мать Тереза догадалась, что Богу угодно вместо стационарной открыть передвижную лепроклинику! Позже были открыты лепроцентры в Титагаре и в Шанти-Нагаре, в пригороде Калькутты.
В 1965 году в Ордене было триста сестер, приехавших со всех концов света, а также несколько домов. В Риме Папа Павел VI, по рекомендации епископов Азии, объявил Орден «достойным похвал» и утвердил за ним полную каноническую действительность во всех инстанциях. Немедленное приглашение епископа Баркизимето, в Венесуэле, открыть там приют, отметило собой начало невероятного миссионерского успеха.
Вступая в Орден, они говорили Богу: «ДА». В этом «да» открывается суть обещания: «Мы должны в совершенстве знать, что означает «да», когда мы говорим это «да» Богу. Это «да» означает «я отдаюсь» полностью, безоговорочно, не думая о цене, безо всяких рефлексий вроде: «Правильно ли это? Так ли следует делать?» Наше «да», сказанное Богу, должно быть безоглядным». Задача Ордена состояла в том, чтобы говорить людям о Любви Бога, нести им ее через заботу, теплоту и нежность, проявленную к ним. Жизнь этих добровольцев трудна, однообразна, скучна. Это бесконечный тренинг любви с перерывами на работу. Работать — значит для них чистить, мыть, стирать, бинтовать, проявлять чудеса терпения, выносливости и отсутствия брезгливости (омерзительных ран прокаженных сестры ордена касаются без перчаток), иногда находиться под пулями (как, например, в Белфасте или в Эфиопии). Все это, конечно, можно совершить (еще не то совершали), вопрос в том, как при этом самим получить и другим передать заряд радостной бодрости?
С 1965 по 1971 годы по всему миру — по приглашению местных епископов — открываются новые дома: в Африке, в Австралии, в Европе. Члены Ордена проявляют любовь, которая превосходит международные, межнациональные и межрелигиозные барьеры. Божественная Любовь к людям не имеет никаких границ. «Высшая любовь не меряет себя, она довольствуется тем, чтобы давать». В любом ли состоянии сестры Ордена могли проводить эту любовь? Эту готовность Мать Тереза определяла безошибочно — по улыбке тихой радости, отражающей душевную собранность и покой: «Если я вижу, что какой-то из сестер не хватает спокойствия, я запрещаю ей идти к бедным. У них достаточно причины печалиться; разве мы можем осмелиться обременить их еще и нашей собственной меланхолией? Существует столько бед и горестей. Наша природа — настолько человеческая — неотъемлема от нас от начала до конца. Мы должны каждый день совершать тяжелый труд, чтобы восторжествовать над самими собой». Именно для этого, ради этих обездоленных, нищих и отверженных сестры вели жизнь, исполненную молитвы и жертвы, что подразумевало сознательную борьбу с попустительством самому себе, с любовью к комфорту. Для этого надо было стать воинами, одетыми в сари. Для этого надо проявлять больше любви друг к другу, для этого надо просить благодати прощать друг друга. Для этого они начинали свой день с причастия и времени для размышлений, а заканчивали день общим поклонением Богу.
Бог выбрал Мать Терезу для того, чтобы нести свою любовь людям, не потому что она была очень сильная, умная или какая-то особенная. Просто она не представляла свою жизнь без него: «Я думаю, нет никого, кто в такой степени нуждался бы в помощи и благодати Божией, как я. Мне случается чувствовать себя такой слабой и безоружной. Но я думаю, что именно поэтому Бог использует меня. Поскольку я не могу рассчитывать на собственные силы, я прибегаю к Нему 24 часа в сутки. И если бы в сутках было больше часов, мне следовало бы обращаться к Нему за поддержкой и благодатью все эти часы. № 16 Мы все должны держаться Бога через молитву». Вся жизнь Матери Терезы — это молитва, молитва как единение с Богом, то единение, которое приносит плод, плод — это все то, что мы делаем, «что мы производим своими руками: пища, одежда, деньги, что угодно». Для этой Дамы молитва и любовь неразделимы: «Давайте не забывать, что тот, кто хочет уметь любить, должен уметь молиться». Мать Тереза учит этому, и в очередной раз поражаешься естественности и простоте:
- Люби молиться. Старайся чаще ощущать это желание в течение дня. Молитва расширяет сердце, делая его способным принять тот дар Божий, которым является Он Сам. Проси, ищи, и твое сердце вырастет настолько, что сможет принять Его и хранить как твое достояние.
- Если хочешь молиться лучше, молись больше. Бог принимает наши неудачи, но не хочет нашего отчаяния и обескураженности. Он хочет видеть нас все больше детьми, все более смиренными, все более исполненными благодарности в молитве. Освободим свой ум. Не будем молиться долго, не надо, чтобы наши молитвы длились бесконечно; пусть они будут короткими и полными любви.
- Наши молитвы должны были бы состоять из горячих, пылких слов, переплескивающихся из сердец, переполненных любовью. В своих молитвах обращайся к Богу с великим почтением и великим доверием.
- Не медли, но и не спеши, не ударяйся в восклицания, но и не будь безгласен. С величайшей кротостью, в простоте, безо всякой аффектации приноси Богу свою хвалу от всего сердца и от всей души.
- Мы не сможем встать перед лицом Божиим, если не проживем на практике молчание, как внутреннее, так и внешнее. Установить в себе безмолвие совсем нелегко, но это усилие необходимо.
- Бог говорит в безмолвии сердца. Если ты предстанешь перед лицом Бога в тишине и молитве, Он будет говорить с тобой. И тогда ты познаешь, что ты — ничто. Только когда ты познаешь свое небытие, свою пустоту, Бог сможет исполнить тебя Собой.
- Безмолвие позволяет нам все увидеть по-другому. Мы нуждаемся в тишине, чтобы суметь коснуться других душ. Ведь главное — не то, что говорим мы, а то, что говорит Бог: что Он говорит нам и через нас. В подобном безмолвии Он будет слушать нас, обращаться к нашей душе; и мы услышим Его голос.
- Бога нельзя найти в шуме, в суете. Посмотри на природу: деревья, цветы, полевые травы растут в тишине; звезды, луна, солнце движутся в тишине. Главное — не в том, что можем сказать мы, а в том, что Бог говорит нам и другим людям через нас. В безмолвии Он слушает нас; в безмолвии говорит с нашей душой, в молчании нам дано право услышать Его голос: Молчание глаз. Молчание ушей. Молчание уст. Молчание ума. И в молчании сердца Бог заговорит.
- Молчание сердца необходимо тебе для того, чтобы слышать Бога повсюду — в закрывающейся двери, в зовущем тебя человеке, в поющих птицах, в животных, в растениях.
Молитва нужна, чтобы слиться с Богом, чтобы распространять его свет, и тогда ощущение тьмы, подавляющее современный мир, будет уходить. Призвание человека — любить мир и распространять свет. Молитва нужна не для приобретения необычного опыта или переживания, она нужна для того, чтобы выполнять свои заурядные задачи с незаурядным пылом. Бог, как пишет Мать Тереза, присутствует и проявляет свою нежную любовь к людям в последних мелочах жизни. «Будь всегда верен в малом, в мелочах, ибо в них заключена наша сила. Для Бога нет ничего малого. Он ничего не преуменьшает. Для Него все бесконечно. Будь верен в мельчайших вещах, не ради них самих, но ради великой воли Божией, которую я сама бесконечно уважаю».
И чтобы уподобиться ему, надо слиться с ним. Она задает вопрос: устремляется ли к нему твое сердце, твой ум сразу, как ты просыпаешься? «А ведь это и есть молитва: обратить сердце и ум к Богу».
Мать Тереза является примером того человека, вся жизнь которого была молитвой. Молитвой в мыслях, в действиях, молитвой в каждом слове, взгляде и даже в каждом жесте.
Предназначение Матери Терезы было нести любовь и заботу самым бедным, самым заброшенным, тем, о ком некому позаботиться: сиротам, умирающим, прокаженным. Наше предназначение лечить души и тела всех тех, кто к нам приходит. И самое первое лекарство, в котором нуждаются люди, — это Любовь. Любовь — тот Принцип, который руководит Вселенной. Учителем Матери Терезы был Иисус: «Иисус пришел в этот мир с единственной целью. Он пришел принести нам Благую Весть о том, что Бог любит нас, что Он есть Любовь, что Он любит тебя и меня, отдав Свою жизнь»; «Тысячью разных способов в нем (Евангелии) говорится одно и тоже: «Любите друг друга». «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, и всем разумением твоим» (Второзаконие 6, 5). Это повеление Великого Бога, а Он не может требовать невозможного». Каждый человек может прийти к любви, важно желать этого и идти. У каждого свой путь к любви через размышление, через дух молитвы и жертвы, через интенсивную внутреннюю жизнь. Важно ощутить в себе эту потребность и начинать ее проводить. № 23 «Мы нуждаемся в том, чтобы любить, не иссякая. Как горит светильник? Благодаря постоянному потреблению крохотных капелек масла. Что же такое эти капельки масла в наших собственных светильниках? Самые незначительные вещи повседневной жизни: верность, доброжелательное слово, мысль о других людях, наша манера молчать, смотреть, говорить, действовать. Не ищи Иисуса далеко от себя. Он не где-то вне, Он в тебе. Храни светильник зажженным, и ты узнаешь Его».
Проводя эту любовь, Мать Тереза совершила огромное множество чудес, хотя сама так никогда не считала. Она просто говорила: «Видите, что может совершить любовь!»
«Однажды я подобрала человека, валявшегося в канаве. Его тело было покрыто червями. Я дотащила его до нашего хосписа, и как вы думаете, что он сказал? Никаких проклятий. № 09 Он никого не хулил. Он просто сказал: «Я жил, как животное, на улице, а умру, как ангел, как человек, которого любили и о котором позаботились!» Нам понадобилось три часа, чтобы его отмыть. Потом, наконец, он поднял глаза на сестру и сказал: «Сестра, я возвращаюсь домой — к Богу». И скоро умер. Я никогда не видела такой сияющей улыбки, как на лице этого человека. Он действительно вернулся домой — к Богу». ВИДИТЕ, ЧТО МОЖЕТ СОВЕРШИТЬ ЛЮБОВЬ! Людям очень тяжело, когда они чувствуют себя нелюбимыми, одинокими, отверженными, больными и забытыми. Рецепт Матери Терезы очень прост: «…вспомни, что ты драгоценен для Него. Он любит тебя. Прояви, в свою очередь, эту любовь к другим…» И сама она понимала, как она, такая слабая и хрупкая, чрезвычайно важна для Бога, и не уставала повторять, что Бог ее нежно любит и постоянно преподает уроки любви. «Я никогда не забуду тот день в Венесуэле, когда я пришла навестить семью, которая подарила нам барана. Я пришла, чтобы поблагодарить их, и там увидела ребенка-калеку, очень сильно изувеченного. Я спросила у матери: «Как его зовут?» Ее ответ был прекрасен: «Мы называем его Учителем Любви, потому что он постоянно учит нас любить. Все, что мы делаем ради него, есть наша любовь к Богу в действии».
Чтобы приносить миру любовь, надо уметь видеть не негативные стороны существования, что свойственно человеку, а научиться видеть доброе и прекрасное в том, что нас окружает, и в тех, кто нас окружает. В бедняках она в первую очередь видела мужество жить той жизнью, которой они живут. Она поражалась щедрости женщины, которая отнесла половину принесенного ей риса соседям, которые тоже голодали. Несмотря на то что ее дети не ели уже восемь дней. Она рассказывала об эфиопском малыше, который отдал кусочек шоколада для бедных детей Индии. А ведь это для него было бесконечно драгоценно. Но самое главное — она видела во всем и в каждом Бога.
Нетрудно любить кого-то на другом конце света, но гораздо труднее любить того, кто с нами рядом. Она мечтала, чтобы сердца всех людей были переполнены любовью до краев. № 02 Как важно, чтобы любовь изливалась на других через добрую улыбку и ласковое слово, начиная с тех, кто рядом.
«Не думай, что любовь, чтобы быть истинной и поглощающей, должна быть чудесной. Нет. Она требует постоянного желания любить Того, кого мы любим». Иногда это требует больших усилий, иногда это требует времени, иногда молитвы, но если это желание в нас живет, мы обретаем любовь. Ухаживая за больными и нуждающимися, Мать Тереза видела в каждом изувеченном теле и под грязными лохмотьями прекраснейшего из сынов Человеческих — Христа, именно это помогало ей преодолеть естественную для человека склонность к отвращению. Она обладала руками Христа и ими касалась тел, искалеченных болью и страданием.
№ 10 «Любовь Бога должна порождать служение — безоговорочное, бескорыстное». И Мать Тереза служила, служила не человечеству, а человеку. Для нее был важен и уникален каждый человек с его болью, одиночеством, нищетой, отверженностью, грехами… «Я никогда не мыслю в категориях массы, группы, всегда только об отдельных людях. Если бы я думала о многих, о массе, я бы никогда ничего не предпринимала. Для меня важна личность. Я верю во встречи лицом к лицу».
В 1969 году Павел VI утвердил Устав Соработников, который стал тем самым связан с Орденом. Эта международная организация мирян росла с поразительной быстротой, так что счесть ее членов всегда было затруднительно. Не христиане работали вместе с христианами в хосписах и заботились о прокаженных.
Огромное количество людей предлагали пожертвования для нуждающихся. Мать Тереза не все принимала, она не хотела, чтобы давали от избытка: «Я не хочу и того, чтобы люди давали для своего удобства, чтобы «расчистить место». В Калькутте есть люди, у которых столько денег, что они попросту желают от них избавиться — то есть, иначе, скрыть… Давать — это нечто совсем иное. Это делиться». Она хотела, чтобы дающий познал радость дара, чтобы он почувствовал, что он тоже в чем-то нуждается. «Самое важное — это та любовь, которую ты вкладываешь в свой дар». Для нее было важно, чтобы люди научились смотреть друг другу в глаза, научились улыбаться, научились принимать и прощать друг друга. «Будем искренни в своих отношениях друг с другом. Будем иметь мужество принимать друг друга такими, какие мы есть. Не будем удивляться, не позволим себе озаботиться личными поражениями; лучше будем видеть добро, которое есть в каждом из нас, найдем его, потому что каждый из нас был создан по образу Божию». Мать Тереза получила несколько международных наград: Премию Доброго Самарянина в США, Темплтонскую Премию в Англии, Премию Иоанна XXIII за труд на благо мира в Италии.
В 1979 году Матери Терезе вручили Нобелевскую премию. В своей речи 10 декабря она сказала, что принимает ее только во имя бедных, которым посвятила свою жизнь.
С 1980 по1985 год открывается все больше новых домов Ордена Миссионеров Милосердия: 18 в 1981 году, 12 в 1982-м, 14 в 1983-м. Орден основан в Ливане, Германии, Югославии, Мексике, Бразилии, Перу, Кении, на Гаити, в Испании, Бельгии и т. д. И с 1986 по 1989 годы основан в странах, которые обычно закрыты для миссионеров: в Эфиопии, Южном Йемене и в Советском Союзе. Вот что отвечала Мать Тереза по поводу критериев открытия новых домов Ордена: «На самом деле нынешний спрос далеко превосходит наши средства. Как правило, и в согласии с нашим Уставом, когда мы получаем приглашение, то сначала мы выезжаем на место, чтобы узнать, каковы там условия жизни бедняков. Мы решаем открыть новый дом только с одной целью — служения бедным. Поэтому обычно решение принимается после сбора информации, кроме экстренных случаев, то есть случаев крайней нужды».
№ 17 Она приехала в Нью-Йорк в 1985-м, в самый разгар истерии, связанной с эпидемией СПИДа. Посетила тюрьму, где умирали трое инфицированных преступников. Ужаснулась. Посетила мэра Нью-Йорка. И он после встречи с ней в двадцать четыре часа умирающих освободил. К Рождеству в Гринидж-виллидж открылся первый приют для больных СПИДом (она любила преподносить Христу ко дню рождения дорогие подарки). И пока обывателей трясло от страха, а священники недоумевали, при чем тут христианское милосердие (по отношению к лицам, совершившим содомский грех! За то и наказание!), Gift of Love («Подарок любви» — так называется приют для больных СПИДом в Нью-Йорке) принял первых постояльцев. И мать Тереза рассказала американцам в телевизионном интервью, что СПИД — это предостережение Господне, это знак. Это знак, что следует, в конце концов, нам открыть сердца и возлюбить друг друга. Обыватели от такого просвещения просто обалдели. И «Подарок любви» Матери Терезы как-то незаметно превратился в подарок любви горожан своим несчастливым собратьям. На стене при входе в приют написано: «Жизнь — это шанс, не упусти его. Жизнь — эта красота, удивляйся ей. Жизнь — это мечта, осуществи ее. Жизнь — это долг, исполни его. Жизнь — это игра, так играй! Жизнь — это любовь, так люби. Жизнь — это тайна, разгадай ее. Жизнь — это трагедия, выдержи ее. Жизнь — это приключение, решись на него. Жизнь — это жизнь, спаси ее! Жизнь — это счастье, сотвори его сам. Жить — стоит. Не уничтожай свою жизнь!»
В 1988 году Миссионеры Милосердия открыли в Риме большой приют для бездомных; он назван «Дар Марии» — в честь года, посвященного Марии. «Я думаю, что нетрудно накормить голодного или предоставить постель бездомному, но чтобы утешить, изгладить горечь, гнев и одиночество, коренящиеся в духовном отчуждении, требуется бесконечное терпение».
№ 01 В 1988 году Мать Тереза дважды попадала в больницу — из-за проблем с сердцем, требовавших установки стимулятора. Это отнюдь не первый раз, когда она подрывала свое здоровье неустанной, бьющей через край деятельностью. Несмотря на свой возраст и состояние, Мать Тереза вынуждена была снова включиться в деятельность Ордена.
В1991 году незадолго до военного вторжения в Ирак Мать Тереза призвала Джоржа Буша и Саддама Хусейна пощадить «ни в чем не повинных». После окончания войны группа сестер поехала в Багдад, чтобы позаботиться о пострадавших во время конфликта. Состояние здоровья Матери Терезы ухудшилось. № 03 Дважды, в Мехико и в Дели, она при всех теряла сознание. Однако это не помешало ей отправиться в Пекин в 1993 году.
В апреле 1996 года Мать Тереза была госпитализирована с переломом ключицы, вызванным падением.
В августе того же года она вновь оказалась в больнице из-за приступов малярии, которые усугубили ее состояние осложнениями на легкие. Сразу по выходе она вновь приступила к своей повседневной работе с бедняками трущоб. № 12Бедняки были смыслом ее жизни, только им она ее посвящала. У нее было всего три заношенных платья и сандалии, она ела грубую пресную кашу, ходила пешком, спала на тонком матрасике — жила в тех же условиях, как и они. № 06 В глазах мира кажется совершенным безумием, «что нам доставляет такое Удовольствие чистить уборные и выскребать нечистоты, как если бы речь шла о самом прекрасном в мире занятии, — и что все это мы называем воздавать хвалу Богу! Сколько людей, так думающих, считающих, что мы понапрасну тратим свою драгоценную жизнь, зарывая свои таланты!
Да, действительно, с точки зрения одного только разума наши жизни растрачены попусту. Да, наши жизни не имеют смысла вне Христа во всей очевидности Его нищеты. Наше прекрасное дело, которое мы делаем для бедных, — привилегия, дар. Я думаю, что если мы пойдем к бедным с этой любовью, с единственным желанием принести им Бога, принести радость Христа (Который и есть наша сила) под их кров и если, глядя на нас, они увидят в нас Иисуса, № 11 Его любовь и Его сострадание — то мир, наверное, скоро познает любовь и покой», — писала Мать Тереза.
5 сентября 1997 года Мать Тереза умерла. Весь мир оплакивал ту, кого международная пресса назвала современной святой. Незадолго до её смерти один журналист задал ей вопрос: «Вы боитесь смерти?» Мать Тереза ответила: «Нет, совершенно не боюсь. Умереть — значит вернуться домой. Разве вы боитесь возвращаться домой к своим близким? Я с нетерпением ожидаю смерти, ведь тогда я встречу Иисуса и всех людей, которых во время своей земной жизни я старалась одарить любовью. (...) Это будет чудесная встреча, разве не так?» Когда Мать Тереза говорила это, её лицо светилось радостью и покоем.
Десятки тысяч людей ушли из жизни, познав прекрасную смерть. Они, изголодавшиеся по любви при жизни, получили ее перед смертью.
«В час смерти мы будем судимы не по количеству совершенных дел, а по любви, какую мы в них вложили, любви, которая рождается из самопожертвования, любви, испытанной до боли», — говорила Мать Тереза.
19 октября 2003 года Папа Иоанн Павел II обеатифицировал Мать Терезу. Сама она писала о святости: «Святость — не роскошь, предназначенная для некоей элиты; она уготована отнюдь не для некоторых избранных. Мы все призваны к ней: и ты, и я, и все остальные. И это нетрудная задача, потому что, учась любить, мы учимся святости». Чтобы стать святым, первое, что надо, — это хотеть этого и просить Бога о помощи быть святым, добрым и научиться любить. «Сказать: «Я хочу быть святым» значит: «Я хочу освободиться от всего, что не есть Бог. Я очищу сердце от всего материального. Я откажусь от своей собственной воли, от своих вкусов, от своих фантазий, от своего непостоянства; и я стану пылким рабом Божественной воли»». № 15 Для того чтобы идти к святости, нужно обновление, а для этого нужно смирение признать, что именно в нас нуждается в обновлении. Как мало в нас любви, сострадания, милосердия, нежности, поэтому мы не можем идти в одиночестве, но мы можем вложить свою руку в Его руку, он нас любит — со всеми нашими убожествами, слабостями, грехами и добротой тоже, пишет Мать Тереза.
Ее молитвы, ее книги можно читать бесконечно, потому что они бесконечно глубоки, каждое слово выстрадано и прожито. № 08 Ее дела, ее переживания трогают сердце, отзываются в нем, дают надежды и силы. Нечто невидимое затрагивает струны Души, и хочется звучать в унисон. Хочется открыть глаза и увидеть, как много тех, кто нуждается в любви, и подчас они совсем рядом. Хочется дарить улыбку из самого сердца, проявлять нежность и мягкость, которых так ищет мир, разделить чужие страдания, научиться все принимать с радостью, научиться слышать и людей и Бога, научиться служить, быть преданным и, самое главное, лечить от этого страшного недуга — от нехватки Любви.