II. Цель самоподготовки

Изучить основные периоды развития хирургии, организацию обучения хирургии и оказания хирургической помощи населению, принципы хирургической деонтологии и ухода за хирургическими больными.

III. Учебно-целевые задачи.

После самостоятельного изучения данной темы студент должен

знать:

Ø основные периоды развития хирургии;

Ø систему обучения хирургии в медицинском университете;

Ø принципы хирургической деонтологии;

Ø основные виды ошибок при лечении хирургических больных;

Ø основные степени ятрогении в хирургии;

Ø принципы организации хирургической помощи населению;

Ø функциональные обязанности среднего и младшего медицинского персонала хирургического отделения.

Ø принципы ухода за хирургическими больными.

Уметь:

Ø общаться с больными, руководствуясь принципами христианской и исламской моралей;

Ø общаться с родственниками и знакомыми больных, соблюдая врачебную тайну;

Ø исполнять основные положения должностных инструкций для младшего и среднего медицинского персонала.

Ø проводить уход за хирургическими больными в послеоперационном периоде.

Владеть:

Ø навыками общения и ухода за больными, взрослыми и подростками хирургического профиля

IV. Исходный уровень знаний.

Для успешного изучения материала данной темы необходимо повторить из курса истории медицины труды и достижения отечественных и зарубежных ученых, оказавших выдающееся значение для развития хирургии.

V. План изучения темы.

  1. Характеристика основных периодов развития хирургии.
  2. Система обучения хирургии в медицинском университете.
  3. Современные научные хирургические школы.
  4. Основные деонтологические принципы работы хирургической службы.
  5. Виды ошибок при лечении хирургических больных.
  6. Характеристика различных степеней ятрогении.
  7. Организация хирургической помощи населению.
  8. Функциональные обязанности старшей медицинской сестры.
  9. Функциональные обязанности палатной медицинской сестры.

10. Функциональные обязанности перевязочной медицинской сестры.

11. Функциональные обязанности процедурной медицинской сестры.

12. Функциональные обязанности сестры-хозяйки.

13. Функциональные обязанности палатной санитарки.

14. Функциональные обязанности санитарки-уборщицы.

15. Общие правила ухода за хирургическими больными.

VI. Рекомендуемая литература.

Основная литература

1. Гостищев В.К. Общая хирургия: Учебник для студентов медицинских вузов / В.К. Гостищев. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006. – 822 с.: ил.

2. Петров С.В. Общая хирургия: Учебник / С.В. петров. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007. – 766 с.: ил.

Дополнительная литература

1. Гребнев А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.М. основы общего ухода за больными. – М.: Медицина, 1999.–286 с.

2. Практикум по курсу общей хирургии / Под ред. П.Н. Зубарева. – СПб.: Фолиант, 2004. – 327 с.

3. Уход за хирургическими больными: Учебное пособие для студентов медицинских вызов / Под ред. Б.С. Суковатых, С.А. Сумина. – М.: ООО «МИА», 2007. – 496 с.: ил.

4. Суковатых, Б.С. Уход за хирургическими больными / Б.С. Суковатых, С.А. Сумин. – И.: МИА, 2007. – 487 с. Гриф УМО

Электронная библиотека медицинского ВУЗа «Консультант студента» www/studmedib.ru

5. Клинический уход за хирургическими больными. "Уроки доброты": учеб. пособие. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 416 с., илл.

VII. Вопросы для самоконтроля.

  1. Каких наиболее выдающихся хирургов раннего периода развития хирургии Вы знаете?
  2. Когда и где была организована первая хирургическая академия?
  3. Труды каких ученых сыграли основную роль в развитии второго периода хирургии?
  4. Труды каких ученых сыграли основную роль в развитии третьего периода хирургии?
  5. Какие кафедры хирургического профиля имеются в медицинском университете?
  6. Какие виды хирургической помощи по срокам оказания Вы знаете?
  7. Какие виды хирургической помощи по объему ее выполнения Вы знаете?
  8. Какие хирургические стационары имеются в многопрофильном госпитале?
  9. Какие вопросы изучает хирургическая деонтология?

10. Какими моральными принципами должен руководствоваться хирург в своей работе?

11. Что обозначает термин ятрогения?

12. Почему возникают ошибки при лечении хирургических больных?

VIII. Задания для выполнения в процессе самоподготовки:

  1. Представьте характеристику первого периода развития хирургии.
  2. Представьте характеристику второго периода развития хирургии.
  3. Представьте характеристику третьего периода развития хирургии.
  4. Представьте характеристику четвертого периода развития хирургии.
  5. Опишите виды хирургической помощи по срокам оказания больным.
  6. Опишите виды хирургической помощи по объему выполнения.
  7. Напишите основные моральные принципы в работе хирурга.
  8. Опишите деонтологические принципы работы сотрудников хирургического отделения.
  9. Напишите классификацию врачебных ошибок в хирургии.

10. Представьте характеристику различных степеней ятрогении.

Тестовые задания

1. Становление хирургии как медицинской специальности произошло:

а) в 1640 – 1560 гг. в Италии;

б) в 1720 – 1730 гг. во Франции;

в) в 1810 – 1820 гг. в Германии;

г) в 1830 – 1840 гг. в России;

д) в 1670 – 1680 гг. в Англии.

2. Основное значение для внедрения в практическую медицину антисептики имели работы:

а) Бергмана;

б) Кларка;

в) Мортана;

г) Пирогова;

д) Листера.

3. Основное значение для внедрения в практическую медицину асептики имели работы:

а) Бергмана;

б) Кларка;

в) Мортана;

г) Пирогова;

д) Листера.

4. Существуют следующие виды медицинской помощи хирургическим больным:

а) первая медицинская;

б) первая врачебная;

в) квалифицированная;

г) специализированная;

д) общая.

5. По времени оказания хирургической помощи различают следующие виды:

а) молниеносная;

б) экстренная;

в) срочная;

г) плановая;

д) быстрая.

6. Хирургическая деонтология изучает взаимоотношения между:

а) хирургом и больным;

б) хирургом и родственниками больного;

в) работниками хирургических отделений;

г) больными;

д) медицинскими работниками и обществом.

7. В обязанности старшей медсестры хирургического отделения входит:

а) организация труда среднего и младшего персонала;

б) контроль выполнения ими своих обязанностей;

в) обеспечение правильности хранения и учета сильнодействующих медикаментов;

г) контроль за работой хирургов отделения;

д) контроль выполнения принципов лечебно-хранительного режима.

8. В обязанности палатной медсестры хирургического отделения входит:

а) проведение операций у пациентов;

б) уход и наблюдение за больными;

в) выполнение назначений лечащего врача;

г) кормление тяжело больных;

д) руководство работой младшего мед. персонала.

9. В обязанности процедурной медсестры хирургического отделения входит:

а) выполнять внутривенное введение лекарств;

б) производить забор крови из вены для биохимических исследований;

в) производить переливание крови с выполнением соответствующих проб;

г) обеспечивать соблюдение правил асептики и антисептики в процедурном кабинете;

д) стерилизовать инструментарий и материал в соответствии с действующими инструкциями.

10. В обязанности перевязочной медсестры хирургического отделения входит:

а) выполнять назначенные врачом туалет и обработку ран;

б) помогать хирургу в выполнении плевральной пункции;

в) проводить лапороцентез;

г) выполнять торокоцентез;

д) организовать транспортировку больных в перевязочную.

11. В обязанности сестры-хозяйки хирургического отделения входит:

а) руководить работой палатных санитарок и уборщиц;

б) обеспечивать отделение спец. одеждой, предметами гигиены и канцелярскими принадлежностями;

в) сдавать грязное белье в прачечную и получать чистое;

г) осуществлять кормление тяжело больных;

д) контролировать правильность использования белья.

12. В обязанности палатной санитарки хирургического отделения входит:

а) систематически производить влажную уборку помещений;

б) убирать прикроватные тумбочки у тяжело больных;

в) помогать больным соблюдать правила личной гигиены;

г) производить перевязки хирургическим больным;

д) выполнять функции курьера.

Ситуационные задачи

Задача 1

Ситуация. При переходе улицы был сбит легковым автомобилем мужчина 34 лет. Врач скорой помощи при осмотре больного обнаружил открытый перелом левой голени.

Вопросы:

1. Какой вид медицинской помощи должен оказать врач пострадавшему?

2. В чем заключается эта медицинская помощь?

3. В какое лечебное учреждение необходимо транспортировать больного?

4. Какую хирургическую помощь по срочности выполнения следует оказать больному в медицинском учреждении?

Задача 2

Ситуация. Больной, 45 лет, поступил в приемное отделение БСМП с жалобами на боли в правой подвздошной области, однократную рвоту. Осмотрен врачом-хирургом. Состояние удовлетворительное. Предположительный диагноз: острый аппендицит.

Вопросы:

1. Какая медицинская документация должна быть заполнена на больного в приемном отделении?

2. Какой вид санитарной обработки показан больному и в чем он заключается?

3. В какое отделение должен быть госпитализирован больной?

4. Каким образом должна осуществляться транспортировка больного?

Задача 3

Ситуация. В приемное отделение БСМП доставлен мужчина 32 лет с жалобами на многократную рвоту кровью, черный стул. Страдает язвенной болезнью желудка 3 года. Заболевание началось внезапно, неоднократно терял сознание. При поступлении состояние очень тяжелое, пульс на периферических артериях не определяется. АД: 60/0 мм рт. ст.

Вопросы:

1. Какое осложнение язвенной болезни привело больного к шоковому состоянию?

2. Показана ли больному санитарная обработка в приемном отделении?

3. Куда необходимо транспортировать больного и каким образом?

4. Какую хирургическую помощь по срочности выполнения необходимо оказать?

Задача 4

Ситуация. В приемное отделение больницы был доставлен больной 32 лет, который получил удар кулаком в область нижней челюсти. После этого начал отмечать резкие боли в подбородочной области, невозможность открыть рот, слюнотечение с примесью крови.

Вопросы:

1. Какой специалист должен оказывать помощь данному больному?

2. Какой основной метод диагностики следует применить для постановки диагноза?

3. В какое отделение должен быть госпитализирован данный больной?

4. Какой вид помощи по срочности выполнения необходимо оказать больному?

Задача 5

Ситуация. В приемное отделение БСМП доставлен неизвестный пациент, находящийся без сознания. Был подобран на улице прохожими и доставлен в больницу. При поступлении состояние тяжелое, сознание отсутствует. В области затылка рваная рана 5х4 см с запекшейся кровью. Артериальной давление 100/60 мм рт. ст., пульс 100 уд. в минуту.

Вопросы:

1. Какой специалист должен оказать помощь больному?

2. Какой основной вид инструментальной диагностики следует применить для постановки диагноза?

3. В чем заключается санитарная обработка данного больного?

4. Куда следует транспортировать больного и каким образом?

5. В каком отделении должен лечиться данный больной?

Тема 2. Антисептика

В ходе изучения темы студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

-способность и готовность к разработке, организации и выполнению комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья и снижение заболеваемости различных контингентов населения и отдельных пациентов

I. Мотивация цели занятия.

Наиболее частыми осложнениями в хирургии при выполнении оперативных вмешательств являются инфекционные осложнения со стороны операционной раны, которые могут, несмотря на блестяще выполненную операцию, привести к смертельному исходу.

Внедрение метода антисептики как системы мероприятий, направленных на борьбу с инфекцией в ране, позволило поднять хирургию и медико-профилактическое дело на качественно новый уровень и добиться значительных успехов в профилактике хирургической инфекции.

Наши рекомендации