II. Цель самоподготовки
Изучить основные периоды развития хирургии, организацию обучения хирургии и оказания хирургической помощи населению, принципы хирургической деонтологии и ухода за хирургическими больными.
III. Учебно-целевые задачи.
После самостоятельного изучения данной темы студент должен
знать:
Ø основные периоды развития хирургии;
Ø систему обучения хирургии в медицинском университете;
Ø принципы хирургической деонтологии;
Ø основные виды ошибок при лечении хирургических больных;
Ø основные степени ятрогении в хирургии;
Ø принципы организации хирургической помощи населению;
Ø функциональные обязанности среднего и младшего медицинского персонала хирургического отделения.
Ø принципы ухода за хирургическими больными.
Уметь:
Ø общаться с больными, руководствуясь принципами христианской и исламской моралей;
Ø общаться с родственниками и знакомыми больных, соблюдая врачебную тайну;
Ø исполнять основные положения должностных инструкций для младшего и среднего медицинского персонала.
Ø проводить уход за хирургическими больными в послеоперационном периоде.
Владеть:
Ø навыками общения и ухода за больными, взрослыми и подростками хирургического профиля
IV. Исходный уровень знаний.
Для успешного изучения материала данной темы необходимо повторить из курса истории медицины труды и достижения отечественных и зарубежных ученых, оказавших выдающееся значение для развития хирургии.
V. План изучения темы.
- Характеристика основных периодов развития хирургии.
- Система обучения хирургии в медицинском университете.
- Современные научные хирургические школы.
- Основные деонтологические принципы работы хирургической службы.
- Виды ошибок при лечении хирургических больных.
- Характеристика различных степеней ятрогении.
- Организация хирургической помощи населению.
- Функциональные обязанности старшей медицинской сестры.
- Функциональные обязанности палатной медицинской сестры.
10. Функциональные обязанности перевязочной медицинской сестры.
11. Функциональные обязанности процедурной медицинской сестры.
12. Функциональные обязанности сестры-хозяйки.
13. Функциональные обязанности палатной санитарки.
14. Функциональные обязанности санитарки-уборщицы.
15. Общие правила ухода за хирургическими больными.
VI. Рекомендуемая литература.
Основная литература
1. Гостищев В.К. Общая хирургия: Учебник для студентов медицинских вузов / В.К. Гостищев. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006. – 822 с.: ил.
2. Петров С.В. Общая хирургия: Учебник / С.В. петров. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007. – 766 с.: ил.
Дополнительная литература
1. Гребнев А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.М. основы общего ухода за больными. – М.: Медицина, 1999.–286 с.
2. Практикум по курсу общей хирургии / Под ред. П.Н. Зубарева. – СПб.: Фолиант, 2004. – 327 с.
3. Уход за хирургическими больными: Учебное пособие для студентов медицинских вызов / Под ред. Б.С. Суковатых, С.А. Сумина. – М.: ООО «МИА», 2007. – 496 с.: ил.
4. Суковатых, Б.С. Уход за хирургическими больными / Б.С. Суковатых, С.А. Сумин. – И.: МИА, 2007. – 487 с. Гриф УМО
Электронная библиотека медицинского ВУЗа «Консультант студента» www/studmedib.ru
5. Клинический уход за хирургическими больными. "Уроки доброты": учеб. пособие. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 416 с., илл.
VII. Вопросы для самоконтроля.
- Каких наиболее выдающихся хирургов раннего периода развития хирургии Вы знаете?
- Когда и где была организована первая хирургическая академия?
- Труды каких ученых сыграли основную роль в развитии второго периода хирургии?
- Труды каких ученых сыграли основную роль в развитии третьего периода хирургии?
- Какие кафедры хирургического профиля имеются в медицинском университете?
- Какие виды хирургической помощи по срокам оказания Вы знаете?
- Какие виды хирургической помощи по объему ее выполнения Вы знаете?
- Какие хирургические стационары имеются в многопрофильном госпитале?
- Какие вопросы изучает хирургическая деонтология?
10. Какими моральными принципами должен руководствоваться хирург в своей работе?
11. Что обозначает термин ятрогения?
12. Почему возникают ошибки при лечении хирургических больных?
VIII. Задания для выполнения в процессе самоподготовки:
- Представьте характеристику первого периода развития хирургии.
- Представьте характеристику второго периода развития хирургии.
- Представьте характеристику третьего периода развития хирургии.
- Представьте характеристику четвертого периода развития хирургии.
- Опишите виды хирургической помощи по срокам оказания больным.
- Опишите виды хирургической помощи по объему выполнения.
- Напишите основные моральные принципы в работе хирурга.
- Опишите деонтологические принципы работы сотрудников хирургического отделения.
- Напишите классификацию врачебных ошибок в хирургии.
10. Представьте характеристику различных степеней ятрогении.
Тестовые задания
1. Становление хирургии как медицинской специальности произошло:
а) в 1640 – 1560 гг. в Италии;
б) в 1720 – 1730 гг. во Франции;
в) в 1810 – 1820 гг. в Германии;
г) в 1830 – 1840 гг. в России;
д) в 1670 – 1680 гг. в Англии.
2. Основное значение для внедрения в практическую медицину антисептики имели работы:
а) Бергмана;
б) Кларка;
в) Мортана;
г) Пирогова;
д) Листера.
3. Основное значение для внедрения в практическую медицину асептики имели работы:
а) Бергмана;
б) Кларка;
в) Мортана;
г) Пирогова;
д) Листера.
4. Существуют следующие виды медицинской помощи хирургическим больным:
а) первая медицинская;
б) первая врачебная;
в) квалифицированная;
г) специализированная;
д) общая.
5. По времени оказания хирургической помощи различают следующие виды:
а) молниеносная;
б) экстренная;
в) срочная;
г) плановая;
д) быстрая.
6. Хирургическая деонтология изучает взаимоотношения между:
а) хирургом и больным;
б) хирургом и родственниками больного;
в) работниками хирургических отделений;
г) больными;
д) медицинскими работниками и обществом.
7. В обязанности старшей медсестры хирургического отделения входит:
а) организация труда среднего и младшего персонала;
б) контроль выполнения ими своих обязанностей;
в) обеспечение правильности хранения и учета сильнодействующих медикаментов;
г) контроль за работой хирургов отделения;
д) контроль выполнения принципов лечебно-хранительного режима.
8. В обязанности палатной медсестры хирургического отделения входит:
а) проведение операций у пациентов;
б) уход и наблюдение за больными;
в) выполнение назначений лечащего врача;
г) кормление тяжело больных;
д) руководство работой младшего мед. персонала.
9. В обязанности процедурной медсестры хирургического отделения входит:
а) выполнять внутривенное введение лекарств;
б) производить забор крови из вены для биохимических исследований;
в) производить переливание крови с выполнением соответствующих проб;
г) обеспечивать соблюдение правил асептики и антисептики в процедурном кабинете;
д) стерилизовать инструментарий и материал в соответствии с действующими инструкциями.
10. В обязанности перевязочной медсестры хирургического отделения входит:
а) выполнять назначенные врачом туалет и обработку ран;
б) помогать хирургу в выполнении плевральной пункции;
в) проводить лапороцентез;
г) выполнять торокоцентез;
д) организовать транспортировку больных в перевязочную.
11. В обязанности сестры-хозяйки хирургического отделения входит:
а) руководить работой палатных санитарок и уборщиц;
б) обеспечивать отделение спец. одеждой, предметами гигиены и канцелярскими принадлежностями;
в) сдавать грязное белье в прачечную и получать чистое;
г) осуществлять кормление тяжело больных;
д) контролировать правильность использования белья.
12. В обязанности палатной санитарки хирургического отделения входит:
а) систематически производить влажную уборку помещений;
б) убирать прикроватные тумбочки у тяжело больных;
в) помогать больным соблюдать правила личной гигиены;
г) производить перевязки хирургическим больным;
д) выполнять функции курьера.
Ситуационные задачи
Задача 1
Ситуация. При переходе улицы был сбит легковым автомобилем мужчина 34 лет. Врач скорой помощи при осмотре больного обнаружил открытый перелом левой голени.
Вопросы:
1. Какой вид медицинской помощи должен оказать врач пострадавшему?
2. В чем заключается эта медицинская помощь?
3. В какое лечебное учреждение необходимо транспортировать больного?
4. Какую хирургическую помощь по срочности выполнения следует оказать больному в медицинском учреждении?
Задача 2
Ситуация. Больной, 45 лет, поступил в приемное отделение БСМП с жалобами на боли в правой подвздошной области, однократную рвоту. Осмотрен врачом-хирургом. Состояние удовлетворительное. Предположительный диагноз: острый аппендицит.
Вопросы:
1. Какая медицинская документация должна быть заполнена на больного в приемном отделении?
2. Какой вид санитарной обработки показан больному и в чем он заключается?
3. В какое отделение должен быть госпитализирован больной?
4. Каким образом должна осуществляться транспортировка больного?
Задача 3
Ситуация. В приемное отделение БСМП доставлен мужчина 32 лет с жалобами на многократную рвоту кровью, черный стул. Страдает язвенной болезнью желудка 3 года. Заболевание началось внезапно, неоднократно терял сознание. При поступлении состояние очень тяжелое, пульс на периферических артериях не определяется. АД: 60/0 мм рт. ст.
Вопросы:
1. Какое осложнение язвенной болезни привело больного к шоковому состоянию?
2. Показана ли больному санитарная обработка в приемном отделении?
3. Куда необходимо транспортировать больного и каким образом?
4. Какую хирургическую помощь по срочности выполнения необходимо оказать?
Задача 4
Ситуация. В приемное отделение больницы был доставлен больной 32 лет, который получил удар кулаком в область нижней челюсти. После этого начал отмечать резкие боли в подбородочной области, невозможность открыть рот, слюнотечение с примесью крови.
Вопросы:
1. Какой специалист должен оказывать помощь данному больному?
2. Какой основной метод диагностики следует применить для постановки диагноза?
3. В какое отделение должен быть госпитализирован данный больной?
4. Какой вид помощи по срочности выполнения необходимо оказать больному?
Задача 5
Ситуация. В приемное отделение БСМП доставлен неизвестный пациент, находящийся без сознания. Был подобран на улице прохожими и доставлен в больницу. При поступлении состояние тяжелое, сознание отсутствует. В области затылка рваная рана 5х4 см с запекшейся кровью. Артериальной давление 100/60 мм рт. ст., пульс 100 уд. в минуту.
Вопросы:
1. Какой специалист должен оказать помощь больному?
2. Какой основной вид инструментальной диагностики следует применить для постановки диагноза?
3. В чем заключается санитарная обработка данного больного?
4. Куда следует транспортировать больного и каким образом?
5. В каком отделении должен лечиться данный больной?
Тема 2. Антисептика
В ходе изучения темы студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
-способность и готовность к разработке, организации и выполнению комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья и снижение заболеваемости различных контингентов населения и отдельных пациентов
I. Мотивация цели занятия.
Наиболее частыми осложнениями в хирургии при выполнении оперативных вмешательств являются инфекционные осложнения со стороны операционной раны, которые могут, несмотря на блестяще выполненную операцию, привести к смертельному исходу.
Внедрение метода антисептики как системы мероприятий, направленных на борьбу с инфекцией в ране, позволило поднять хирургию и медико-профилактическое дело на качественно новый уровень и добиться значительных успехов в профилактике хирургической инфекции.