Методические указания для студентов
Медико-диагностический факультет (ДД)
Занятие № 7 (15 – 19 октября 2012 г.).
ТЕМА: Холинергические агонисты.
Домашнее задание:
1. Основные (контрольные) вопросы темы:
1.1. Анатомо-физиологическая характеристика эфферентной иннервации.
1.2. Понятие о синапсах, медиаторах и рецепторах, их подразделение и локализация.
1.3. Биосинтез и распад ацетилхолина.
1.4. Агонисты мускарина: механизм действия, эффекты, применение.
1.5. Агонисты никотина: лекарственные средства и широта использования.
1.6. Медико-биологические проблемы табакокурения.
1.7. Агонисты мускарина и никотина: классификация, механизмы действия, основные эффекты, применение.
1.8. Клиника острого отравления мускарином и ингибиторами холинэстеразы. Меры помощи.
1.9. Реактиваторы холинэстеразы: лекарственные средства, применение.
2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты):1) пилокарпин, 2) ацеклидин, 3) бетанехол, 4) метоклопрамид, 5) таблетки «Табекс», 6) аминопиридин, 7) ацетилхолин, 8) карбахол, 9) физостигмин, 10) неостигмин, 11) галантамин, 12) амиридин, 13) такрин,14) амбеноний, 15) эдрофоний,16) эхотиофат, 17) изофлурофат, 18) армин, 19) изонитрозин, 20) пралидоксим.
3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:
1) Пилокарпина гидрохлорид в форме мази.
2) Раствор ацеклидина в амп.
3) Таблетки «Табекс».
4) Физостигмина салицилат в растворе борной кислоты.
5) Раствор неостигмина метилсульфата в амп.
6) Неостигмина сульфат в табл.
7) Раствор галантамина гидробромида в амп.
8) Амиридин в табл.
9) Раствор армина.
10) Раствор изонитрозина в амп.
Литература:
1.Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 95 – 115; 119 – 122.
2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 39 – 46; 67 – 78.
3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 193 – 208; 222 – 224.
4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 21– 27.
5. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 36– 43.
6. Бушма М.И., Бушма К.М. Наглядная фармакология. Учебное наглядное пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического и медико-диагностического факультетов. Гродно, ГрГМУ, 2011. Т.1, С. 89 – 104.
Составил М.И. Бушма
Кафедра фармакологии ГГМУ
Методические указания для студентов
Медико-диагностический факультет (ДД)
Занятие № 8 (22 – 26 октября 2011 г.).
ТЕМА: Холинергические антагонисты.
Домашнее задание:
1. Основные (контрольные) вопросы темы:
1.1. Блокатор выделения ацетилхолина (применение, побочное действие).
1.2. Антагонисты мускарина: классификация, основные эффекты, сравнительная характеристика, применение.
1.3. Клиника острого отравления и меры помощи.
1.4. Ганглиоблокаторы (классификация, основные эффекты, сравнительная характеристика, применение).
1.5. Клиника передозировки и меры помощи.
1.6. Миорелаксанты (определение, классификация, отличия групп и отдельных лекарственных средств).
1.7. Последовательность развития главного эффекта.
1.8. Клиника передозировки и меры помощи
2. Основные препараты (усвоить латинские названия, механизм действия, применение, побочные эффекты):1) ботулотоксин А, 2) атропин, 3) гиосцин, 4) платифиллин, 5) метацин, 6) фубромеган, 7) пирензепин, 8) ипратропиум, 9) травентол, 10) гексаметоний, 11) имехин, 12) трепирий, 13) пемпидин, 14) темехин, 15) тубокурарин, 16) атракурий, 17) мивакурий, 18) панкуроний, 19) рокуроний, 20) суксаметоний.
3. Выписать в форме врачебных рецептов и указать конкретные показания к применению выписанной лекарственной формы препарата:
1) Раствор атропина сульфата (капли в глаз).
2) Раствор атропина сульфата (капли внутрь).
3) Платифиллина гидротартрат в табл.
4) Пирензепин в табл.
5) Ипратропиум бромид (аэрозоль).
6) Раствор гексаметония бензосульфоната в амп.
7) Пемпидина тозилат в табл.
8) Раствор атракурия безилата в амп.
9) Средство для лечения отравлений недеполяризующими миорелаксантами.
10) Раствор суксаметония йодида в амп.
Литература:
1.Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для вузов / Д.А, Харкевич. (8-е, 9-е, 10-е изд.) 10-е изд – М., 2008. С. 115 – 119; 122 – 132.
2. Харкевич, Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии (3-е изд.) – М. 1988. С. 47 – 58; 67 – 78.
3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства (пособие для врачей) (15-е изд.) Т. 1. М., 2005. С. 209 – 221; 226 – 238.
4. Курбат, Н.М., Станкевич, П.Б. Фармакорецептурный справочник врача. – Минск, 2003 (2-е изд. испр. и доп). С. 27 – 37.
5. Козловский, В.И., Станкевич, П.Б., Коршак, Т.А. и др. Фармакология в вопросах и ответах: пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического факультетов и МДФ (факультета медицинских сестер с высшим образованием). Часть I. – Гродно: ГрГМУ, 2007. С. 43– 50.
6. Бушма М.И., Бушма К.М. Наглядная фармакология. Учебное наглядное пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического и медико-диагностического факультетов. Гродно, ГрГМУ, 2011. Т.1, С. 105-118
Составил М.И. Бушма
Кафедра фармакологии ГГМУ