III. Исходный уровень знаний

Студент должен знать:

1. Схему нормального кроветворения.

2. Показания периферической крови в норме.

3. Нормальную миелограмму.

4. Особенности обследования гематологических больных.

5. Технику стернальной пункции.

IV. План изучения темы:

1. Определение ХМЛ.

2. Этиология и патогенез ХМЛ.

3. Клиническая картина ХМЛ.

4. Диагностические критерии ХМЛ.

5. Принципы диагностики ХМЛ.

6. Протоколы лечения ХМЛ.

7. Определение ХЛЛ.

8. Этиология и патогенез ХЛЛ.

9. Классификация ХЛЛ.

10. Клинические проявления ХЛЛ.

11. Формы ХЛЛ.

12. Прогностические факторы при ХЛЛ.

13. Показания к началу цитостатической терапии.

14. Протоколы ведения больных ХЛЛ.

V. Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение ХМЛ и ХЛЛ.

2. Назовите морфологический субстрат ХМЛ и ХЛЛ.

3. Назовите стадии ХМЛ.

4. Что такое «бластный криз»?

5. Каковы признаки терминальной стадии ХМЛ?

6. Назовите клинические проявления ХЛЛ.

7. Назовите метод верификации диагнозаХЛЛ.

8. Назовите формы и стадии ХЛЛ.

9. Назовите основные принципы терапии ХЛЛ.

10. Назовите основные принципы терапии ХМЛ.

VI. Задания для выполнения в процессе самоподготовки.

1. Напишите характерные изменения в общем анализе крови при различных стадиях ХМЛ.

2. Напишите характерные изменения в общем анализе крови и пунктате костного мозга при ХЛЛ.

3. Составьте схему патогенеза ХМЛ.

VII. План работы студента на предстоящем занятии:

1. В процессе занятия студент активно принимает участие в клиническом разборе больного по теме занятия.

2. Анализирует и расшифровывает учебные наборы при данной нозологии.

3. Решает ситуационные задачи.

VIII. Пример тестовых заданий и ситуационной задачи для работы студента на предстоящем занятии:

1. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

НАЛИЧИЕ ФИЛАДЕЛЬФИЙСКОЙ ХРОМОСОМЫ ПАТОГНОМОНИЧНО ДЛЯ

( ) хронического миелолейкоза

( ) истинной полицитемии

( ) сублейкемического миелоза

( ) острого промиелоцитарного лейкоза

( ) хронического лимфолейкоза

2. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ДИАГНОЗ ХРОНИЧЕСКОГО ЛИМФОЛЕЙКОЗА ВЕРИФИЦИРОВАН ПРИ НАЛИЧИИ В КОСТНОМ МОЗГЕ

( ) гиперплазии 3-х ростков кроветворения

( ) бластные клетки более 20%

( ) лимфоцитов более 30%

( ) мегалобластного типа кроветворения

( ) жировой дистрофии

3. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА

Больная М., 68 лет, предъявляет жалобы на повышенную утомляемость, выраженную общую слабость, недомогание, повышенную потливость, увеличение шейных, подмышечных, паховых лимфоузлов.

Из анамнеза: немотивированная общая слабость, рецидивирующие инфекции беспокоят в течение последних 6 месяцев. За медицинской помощью не обращалась, лечилась самостоятельно.

Объективно: общее состояние средней тяжести, кожные покровы бледные. Пальпируются плотные, шейные, надключичные, подключичные, подмышечные, паховые лимфоузлы, спаянные между собой, подвижные, безболезненные, овальной формы, размерами от 2 до 6 см в диаметре. Гемодинамика стабильна. Живот мягкий, безболезненный при пальпации. Печень выступает из-под края реберной дуги на 2 см, селезенка на 4 см.

Общий анализ крови: Hb – 90 г/л, эр. – 3,4×1012/л, ЦП – 1,0, тр. - 110×109/л, лейк. – 130×109/л, п-2%, с-6%, л- 92%, СОЭ – 20 мм/час.

Клетки Боткина-Гумпрехта – 4-6 в п/зр.

Вопросы.

1. Выделите ведущие симптомы (синдромы).

2. Сформулируйте предварительный диагноз.

3. Критерии диагностики.

4. Укажите план лечения.

Глава 17. Железодефицитные анемии.

В12-дефицитные анемии. Апластические анемии.

I. Мотивация цели.Железодефицитные анемии весьма распространены, а в группе анемий по частоте занимают первое место. Они могут быть полностью излечены и поэтому их своевременная диагностика и правильно организованное лечение приобретают особое значение. Более того, эти вопросы должны знать врачи практически всех специальностей, в том числе и стоматологи. Витамин В12-дефицитная анемия - достаточно распространенное заболевание различной этиологии, но с единым патогенетическим механизмом. Ранняя диагностика затруднена, клинические проявления разнообразны и могут начинаться, например, с неврологической симптоматики. Вместе с тем, своевременное и хорошо организованное лечение позволяет сохранить жизнь больного в значительной мере его трудоспособность. В настоящее время апластические анемии встречаются достаточно часто. В одних случаях болезнь протекает хронически, с периодическими обострениями и ремиссиями, в других - прогрессирует быстро и за несколько недель или месяцев приводит к смерти. Своевременная диагностика и начатое лечение помогают избежать развития целого ряда осложнений.

II. Цель самоподготовки:в результате самостоятельного изучения теоретического материала по данной теме студент должен знать:

1. Этиологию, патогенез, клинические и лабораторные проявления, критерии диагноза железодефицитных анемий, В12- дефицитные анемии, апластических анемий.

2. Клинические проявления и диагностику железодефицитных анемий, В12- дефицитные анемии, апластических анемий.

3. Принципы лечения анемий.

Наши рекомендации