III. Исходный уровень знаний
Студент должен знать:
1. Схему нормального кроветворения.
2. Показания периферической крови в норме.
3. Нормальную миелограмму.
4. Особенности обследования гематологических больных.
5. Технику стернальной пункции.
IV. План изучения темы:
1. Определение ХМЛ.
2. Этиология и патогенез ХМЛ.
3. Клиническая картина ХМЛ.
4. Диагностические критерии ХМЛ.
5. Принципы диагностики ХМЛ.
6. Протоколы лечения ХМЛ.
7. Определение ХЛЛ.
8. Этиология и патогенез ХЛЛ.
9. Классификация ХЛЛ.
10. Клинические проявления ХЛЛ.
11. Формы ХЛЛ.
12. Прогностические факторы при ХЛЛ.
13. Показания к началу цитостатической терапии.
14. Протоколы ведения больных ХЛЛ.
V. Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение ХМЛ и ХЛЛ.
2. Назовите морфологический субстрат ХМЛ и ХЛЛ.
3. Назовите стадии ХМЛ.
4. Что такое «бластный криз»?
5. Каковы признаки терминальной стадии ХМЛ?
6. Назовите клинические проявления ХЛЛ.
7. Назовите метод верификации диагнозаХЛЛ.
8. Назовите формы и стадии ХЛЛ.
9. Назовите основные принципы терапии ХЛЛ.
10. Назовите основные принципы терапии ХМЛ.
VI. Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
1. Напишите характерные изменения в общем анализе крови при различных стадиях ХМЛ.
2. Напишите характерные изменения в общем анализе крови и пунктате костного мозга при ХЛЛ.
3. Составьте схему патогенеза ХМЛ.
VII. План работы студента на предстоящем занятии:
1. В процессе занятия студент активно принимает участие в клиническом разборе больного по теме занятия.
2. Анализирует и расшифровывает учебные наборы при данной нозологии.
3. Решает ситуационные задачи.
VIII. Пример тестовых заданий и ситуационной задачи для работы студента на предстоящем занятии:
1. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
НАЛИЧИЕ ФИЛАДЕЛЬФИЙСКОЙ ХРОМОСОМЫ ПАТОГНОМОНИЧНО ДЛЯ
( ) хронического миелолейкоза
( ) истинной полицитемии
( ) сублейкемического миелоза
( ) острого промиелоцитарного лейкоза
( ) хронического лимфолейкоза
2. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
ДИАГНОЗ ХРОНИЧЕСКОГО ЛИМФОЛЕЙКОЗА ВЕРИФИЦИРОВАН ПРИ НАЛИЧИИ В КОСТНОМ МОЗГЕ
( ) гиперплазии 3-х ростков кроветворения
( ) бластные клетки более 20%
( ) лимфоцитов более 30%
( ) мегалобластного типа кроветворения
( ) жировой дистрофии
3. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА
Больная М., 68 лет, предъявляет жалобы на повышенную утомляемость, выраженную общую слабость, недомогание, повышенную потливость, увеличение шейных, подмышечных, паховых лимфоузлов.
Из анамнеза: немотивированная общая слабость, рецидивирующие инфекции беспокоят в течение последних 6 месяцев. За медицинской помощью не обращалась, лечилась самостоятельно.
Объективно: общее состояние средней тяжести, кожные покровы бледные. Пальпируются плотные, шейные, надключичные, подключичные, подмышечные, паховые лимфоузлы, спаянные между собой, подвижные, безболезненные, овальной формы, размерами от 2 до 6 см в диаметре. Гемодинамика стабильна. Живот мягкий, безболезненный при пальпации. Печень выступает из-под края реберной дуги на 2 см, селезенка на 4 см.
Общий анализ крови: Hb – 90 г/л, эр. – 3,4×1012/л, ЦП – 1,0, тр. - 110×109/л, лейк. – 130×109/л, п-2%, с-6%, л- 92%, СОЭ – 20 мм/час.
Клетки Боткина-Гумпрехта – 4-6 в п/зр.
Вопросы.
1. Выделите ведущие симптомы (синдромы).
2. Сформулируйте предварительный диагноз.
3. Критерии диагностики.
4. Укажите план лечения.
Глава 17. Железодефицитные анемии.
В12-дефицитные анемии. Апластические анемии.
I. Мотивация цели.Железодефицитные анемии весьма распространены, а в группе анемий по частоте занимают первое место. Они могут быть полностью излечены и поэтому их своевременная диагностика и правильно организованное лечение приобретают особое значение. Более того, эти вопросы должны знать врачи практически всех специальностей, в том числе и стоматологи. Витамин В12-дефицитная анемия - достаточно распространенное заболевание различной этиологии, но с единым патогенетическим механизмом. Ранняя диагностика затруднена, клинические проявления разнообразны и могут начинаться, например, с неврологической симптоматики. Вместе с тем, своевременное и хорошо организованное лечение позволяет сохранить жизнь больного в значительной мере его трудоспособность. В настоящее время апластические анемии встречаются достаточно часто. В одних случаях болезнь протекает хронически, с периодическими обострениями и ремиссиями, в других - прогрессирует быстро и за несколько недель или месяцев приводит к смерти. Своевременная диагностика и начатое лечение помогают избежать развития целого ряда осложнений.
II. Цель самоподготовки:в результате самостоятельного изучения теоретического материала по данной теме студент должен знать:
1. Этиологию, патогенез, клинические и лабораторные проявления, критерии диагноза железодефицитных анемий, В12- дефицитные анемии, апластических анемий.
2. Клинические проявления и диагностику железодефицитных анемий, В12- дефицитные анемии, апластических анемий.
3. Принципы лечения анемий.