Целеполагание | Диагностика | | Коррекция |
Ц 1. Знать понятия «инфекционный процесс», «внутрибольничная инфекция», масштабы проблемы ВБИ, способы передачи инфекции в ЛПУ, факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции, группы риска развития ВБИ, виды возбудителей ВБИ. Уметь приводить примеры групп риска и видов возбудителей ВБИ. | Д 1. Практическое занятие № 1 (1 час) 1. По предложенному определению назвать понятие: Микроорганизмы, вызывающие заболевания, называются… 2. Дать определение понятию: Деконтаминация – это … 3. Заполнить графы схемы «Факторы, влияющие на восприимчивость человека к инфекции» 4. Соотнести понятия «возбудитель» и «источник». | «3» «3» «4» «5» | Повторить материал лекции по теме «Инфекционный контроль и профилактика внутрибольничной инфекции», журнал «Медицинская сестра», 2000, № 3, с. 35–39. |
Ц 2. Знать меры профилактики и контроля ВБИ, действующие нормативные документы, меры профилактики парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции в ЛПУ. Уметь проводить контроль санитарного состояния палат, тумбочек и холодильников, проводить проветривание, кварцевание помещений ЛПУ. | Д 2. Практическое занятие № 2 (1 час) 1. Указать местонахождения возбудителя ВИЧ-инфекции. 2. Назвать барьеры, препятствующие передаче инфекции от медсестры к пациенту и наоборот. 3. Заполнить графы схемы «Профилактика ВИЧ-инфекции у медперсонала» 4. Составить памятку для контроля санитарного состояния палат, тумбочек, холодильников, провести их контроль в терапевтическом отделении.. | «3» «3» «4» «5» | Изучить материал УМК по теме «Инфекционный контроль в ЛПУ», Журнал «Медицинская помощь», – 1997, № 4, с. 29. |
Ц 3. Знать требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала, уровни мытья рук, общие требования при мытье рук; уметь использовать защитную одежду в практической деятельности. Уметь обрабатывать руки до и после манипуляции, обрабатывать руки и слизистые при контакте с биологическими жидкостями, соблюдать правила ТБ. | Д 3. Практическое занятие № 3 (1 час) 1. Назвать требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала. 2. Перечислить уровни мытья рук. 3.Определить правильную последовательность деконтаминации рук. 4. Решение ситуационных задач с последующей демонстрацией. | «3» «3» «4» «5» | Изучить материал УМК по теме «Универсальные и стандартные меры предосторожности»; Журнал «Медицинская сестра», – 1999, № 2, с. 21–24. |
Ц 4. Знать виды, методы и средства дезинфекции, преимущества и недостатки различных групп дезинфектантов, правила ТБ при работе с дезинфицирующими средствами. Уметь готовить дезинфицирующие растворы различной концентрации, оказывать первую помощь при попадании хлорсодержащих растворов на кожу и слизистые, осуществлять дезинфекцию предметов ухода за пациентами, белья, инструментов, проводить влажную уборку помещений ЛПУ с применением дезинфицирующего раствора, проводить проветривание и кварцевание помещений ЛПУ. | Д 4. Практическое занятие № 4 (1 час) 1. По предложенному определению назвать понятие: Метод, основанный на применении химических дезинфицирующих средств, предназначенных для обеззараживания способами орошения, протирания, погружения или замачивания засыпания сухим препаратом, называется … . 2. Перечислить виды дезинфекции. 3. Ответить на тест-контроль. 4. Составить алгоритм манипуляции, провести ее в процедурном кабинете: Дезинфекция шприцев и игл. или Решение ситуационных задач. | «3» «3» «4» «5» | Изучить материал УМК по теме «Дезинфекция: понятие, виды, методы, режимы»; Журнал «Медицинская сестра», – 2000, № 3, с. 17–19. |
Ц 5. Знать этапы предстерилизационной очистки шприцев, игл и резиновых изделий. Уметь готовить моющие растворы, осуществлять предстерилизационную очистку изделий медицинского назначения, осуществлять контроль качества предстерилизационной очистки. | Д 5. Практическое занятие № 5 (1 час) 1. Ответить на тест-контроль. 2. Перечислить компоненты моющего раствора. 3. Установить последовательность этапов предстерилизационной очистки. 4. Составить алгоритм манипуляции, провести ее в процедурном кабинете: «Предстерилизационная очистка шприцев и игл». | «3» «3» «4» «5» | Изучить материал УМК по теме «Предстерилизационная очистка шприцев, игл, резиновых изделий»; Журнал «Медицинская сестра», – 2002, № 5. с.6. |
Ц 6. Знать методы, средства и режимы стерилизации, виды контроля режима и качества стерилизации. | Д 6. Практическое занятие № 6 (1 час) 1. По предложенному определению назвать понятие: Уничтожение микроорганизмов (патогенных и непатогенных), в том числе споровых форм, называется …… . 2. Перечислить методы стерилизации. 3. Заполнить таблицу «Методы стерилизации». 4. Составить кроссворд по теме «Инфекционный контроль и профилактика внутрибольничной инфекции». | «3» «3» «4» «5» | Изучить материал УМК по теме «Стерилизация: понятия, методы». Журнал «Медицинская сестра» – 2000, № 5, с.7. Повторить раздел «Безопасная больничная среда». |
Ц 7 Знать цели, задачи и принципы работы ЦСО. | Д 7. Практическое занятие № 7 (1 час) 1. Ответить на тест-контроль (рубежный контроль). 2. Экскурсия в ЦСО (подведение итогов экскурсии). | | Изучить материал журнала «Медицинская сестра», 2002, № 5, с. 5 – 8. |
ДОЗИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМ
Стандарт «3» | Хорошо «4» | Отлично «5» |
Практическое занятие № 1 Составить памятки для контроля санитарного состояния палат и тумбочек. | Практическое занятие № 1 Определить факторы, которые чаще приводят к вспышке ВБИ (приложение №1). | Практическое занятие № 1 Выписать возбудители ВБИ, работая с дополнительной литературой. |
Практическое занятие № 2 Изучить материал по учебно-методическому пособию (знать пути передачи парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекций в ЛПУ). | Практическое занятие № 2 Составить памятку для контроля санитарного состояния палат и тумбочек. Найти ответ на вопрос: Перечислить кожные антисептики: 1. _____________________________ 2. _____________________________ 3. _____________________________ и т.д. Дать определение понятию: Кожные антисептики – это ……… . | Практическое занятие № 2 Найти ответ на вопрос: Выбор кожного антисептика зависит от: 1. ________________________ 2. ________________________ 3. ________________________ и т.д. Работа с дополнительной литературой. |
Практическое занятие № 3 Изучить по учебно-методическому пособию приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации (знать характеристику средств дезинфекции и дезинфекцию изделий медицинского назначения физическим и химическим методами (таблицы №1 и №2)). | Практическое занятие № 3 Рассчитайте необходимое количество маточного раствора и воды для приготовления рабочего раствора хлорной извести № п/п | Концентрация с учетом объема | Количество 10% маточного раствора | Количество воды | 1. | 1% рабочего раствора хлорной извести на 2л | | | 2. | 0,5% рабочего раствора хлорной извести на 200 мл | | | 3. | 3% рабочего раствора хлорной извести на 5л | | | | Практическое занятие № 3 Составить кроссворд по теме «Дезинфекция». Провести обоснование отличия маточного раствора хлорной извести от рабочего. Работа с дополнительной литературой. |
Практическое занятие № 4 Изучить по учебно-методическому пособию материал «Предстерилизационная очистка изделий медицинского назначения». | Практическое занятие № 4 Составить последовательность предстерилизационной очистки. | Практическое занятие № 4 Работа с дополнительной литературой. |
Практическое занятие № 5 Изучить по учебно-методическому пособию методы и режимы стерилизации. Повторение пройденного материала, подготовка к обобщающему занятию. | Практическое занятие № 5 Повторение пройденного материала, подготовка к обобщающему занятию. Составить конспект по приготовлению 2% раствора пищевой соды и его применению. | Практическое занятие № 5 Изучить алгоритм укладки материала в бикс и продемонстрировать на практическом занятии. |
Практическое занятие № 6 Изучить материал по журналу «Медицинская сестра», 2002, № 5, с. 5–8. | Практическое занятие № 6 Ответить на вопросы: задачи и принципы работы ЦСО. | Практическое занятие № 6 1. Экскурсия в ЦСО. 2. Подведение итогов экскурсии 3. Рубежный контроль. 4. Заслушивание рефератов. 5. Решение кроссвордов. 6. Подведение итогов по теме «Инфекционный контроль и профилактика ВБИ». |
Глоссарий
Понятие | Определение |
Вирулентные организмы | Микроорганизмы, вызывающие заболевания. |
Генерализованная форма инфекции | Инфекция, распространяющаяся по всему организму, поражая различные ткани и органы. |
Дезинфекция | Процесс, уменьшающий количество патогенных микроорганизмов (кроме бактериальных спор), находящихся на живом организме, количество которых для здоровья неопасно. |
Деконтаминация | Процесс удаления или уничтожения микроорганизмов. |
Детергенты | Моющие средства. |
Интактная кожа | Кожа, не имеющая отклонений в структуре и функции. |
Инвазивные процедуры | Манипуляции, при которых нарушается целостность тканей, сосудов, полости. |
Контаминация | Обсеменение. |
Очистка | Процесс удаления с поверхности объекта инородных тел (органических остатков, микроорганизмов и т.д.). |
Пирогенный | Повышающий температуру тела. |
Постоянные микроорганизмы | Живущие и размножающиеся в поверхностных и глубоких слоях кожи. |
Резистентность | Устойчивость. |
Резидентный штамм микроорганизмов | Микроорганизмы, присутствующие в норме, обязательные, пристеночные. В обычных условиях заболеваний не вызывают. |
Реконтаминация | Повторное обсеменение. |
Стерилизация | Процесс уничтожения всех микроорганизмов, включая бактериальные споры. |
Транзисторные микроорганизмы | Непостоянные, необязательные, просветные микроорганизмы, появляющиеся вследствие свежего контакта и имеющие ограниченный срок жизни. |
Экспозиционная выдержка | Промежуток времени для наступления дезинфекции (стерилизации). |
1.4. Диагностика по теме «Инфекционный контроль и профилактика ВБИ»