Знать некоторые генеральные фармацевтические термины; знать способы словообразования и типовые структуры наименований лекарственных средств и препаратов
Уметь связывать особенности написания наименований и, частично, значений с включёнными в их состав частотными отрезками.
Владеть навыками построения. названий препаратов, включающих в свой состав обозначение лекарственной формы.
ТЕМА). НЕКОТОРЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ ГЛАГОЛА. СТАНДАРТНЫЕ РЕЦЕПТУРНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ.
МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ:
В рецепте обращение врача к фармацевту об изготовлении лекарства имеет характер приказания, побуждения к определенному действию. Такое значение можно выразить только глаголами в повелительном и сослагательном наклонениях.
Для этого необходимо строить глаголы, составлять и знать рецептурные формулировки.
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ:
Для усвоения данного материала необходимо:
- знать грамматические категории глагола, определять характер основы и принадлежность к спряжениям.
- знать стандартные рецептурные формулировки.
ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ:
- умение использования рецептурных формулировок при составлении рецептурных прописей
- различать сослагательное и повелительное наклонения.
- уметь строить модель рецептурной строки с глаголом fiо, fieri
ЛИТЕРАТУРА
1. Учебник: Ю.И. Городкова. Латинский язык и основы медицинской терминологии. 2014г.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
- Сколько спряжений у латинского глагола?
- Как определить спряжение глагола?
- Как образовать повелительное наклонение из формы инфинитива?
- Как образовать сослагательное наклонение глагола из формы инфинитива?
- Какова модель рецептурной формулировки с глаголом fiо,fieri?
ЗАДАНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМОПОДГОТОВКИ:
- Теория: Выучить грамматические категории глагола. §11-24
- Уметь определять характер основы. §16-17
- Выучить стандартные рецептурные формулировки §11-15
- Выучить лексический минимум
- Выполнить упражнения по теме §22
- Выучить афоризмы:
Audiatur et altera pars -пусть будет выслушана и другая сторона.
Gutta cavat lapidem, non vi, sed saepe cadendo (Овидий) – капля долбит камень не силой, а частым падением.
Errare humanum est – человеку свойственно ошибаться.
ПЛАН РАБОТЫ НА ПРЕДСТОЯЩЕМ ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ:
1. Контроль исходного уровня знаний (тест эталонный или диктант)
2. Анализ наиболее употребительных рецептурных формулировок и профессиональных выражений с предлогами.
3. Развитие умений отличать окончания терминов, употребляемых с винительным падежом и аблятивом.
После изучения данной темы студент должен:
Сформировать ОК-2,ОК-5,ОК-7,ПК-3
Уметь использовать рецептурные формулировки при составлении рецептурных прописей, различать сослагательное и повелительное наклонения, уметь строить модель рецептурной строки с глаголом fiо, fieri.
Знать наиболее употребительные рецептурные формулировки и профессиональные выражения с предлогами.
Владеть навыками определения спряжений глагола и образование повелительного и сослагательного наклонений из формы инфинитива.
ТЕМА «ВИНИТЕЛЬНЙ ПАДЕЖ И АБЛЯТИВ. ПРЕДЛОГИ
МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ:
Основные правила оформления рецептурной строки и латинской части рецепта – составная часть фармацевтической терминологии ,знание которой необходимо для практической деятельности провизора. Многие международные медицинские и фармацевтические выражения образованы при помощи предлогов. Кроме того , выражения с предлогами употребляются в латинской части рецептадля обозначения способа применения и формы выдачи лекарственного средства.
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ:
Для усвоения материала необходимо уметь:
- определять по словарной форме существительного его принадлежность к склонению;
- выделять основу существительных;
- согласовывать прилагательные с существительными;
Для грамотного оформления латинской части рецепта необходимо знать окончания существительных и прилагательных всех склонений во всех падежах. вед.и мн.числа.
Для правильного написания рецептурных формулировок необходимо знать, какие предлоги употребляются с винительным падежом, а какие с аблятивом
ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ:
- Знать окончания винительного падежа и аблятива.
- Запомнить предлоги, управляющие винительным падежом и аблятивом.
- Уметь образовывать формы винительного падежа и аблятива существительных I-V склонения и прилагательных I II группы и в сравнительной степени.
ЛИТЕРАТУРА
3. Учебник: Ю.И. Городкова. М. Н. Чернявский. Латинский язык и основы медицинской терминологии. М. 2007г.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Какие окончания характерны для винительного падежа существительных I-V склонений в Sing. и Pluralis и прилагательных I-II группы?
2. Какие окончания характерны для Ablativus существительных I-V склонений и прилагательных 1-3 склонений ?
3. Предлоги, употребляемые с винительным падежом.
4. Предлоги, употребляемые с аблятивом.
5. Назовите наиболее употребительные рецептурные формулировки и профессиональные выражения с предлогами.
ЗАДАНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМОПОДГОТОВКИ:
1. Теория. Выучить предлоги -§ 33-34 Выучите окончания в Ablativ и Accusativ по склонениям.
2. Выполните упр. §34
3. Выучите афоризмы:
Medice, cura aegrotum, sed non morbum – Врач, лечи больного, а не болезнь
Nulla dies sine linea – ни дня без занятий. -
ПЛАН РАБОТЫ НА ПРЕДСТОЯЩЕМ ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ:
1. Контроль исходного уровня знаний (тест эталонный или диктант)
2. Развитие умений по оформлению рецептурных строк.
3. Усвоение способов и правильности окончания при прописывании некоторых лекарственных препаратов в винительном падеже.
После изучения данной темы студент должен:
Сформировать ОК-2,ОК-5,ОК-7,ПК-3