Патофизиология - это наука об общих закономерностях возникновения, развития и отходов патологических процессов и болезней, наука о жизни больного организма
Лекция первая
ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В прекрасном фильме «Сельская учительница» есть такой эпизод. Учительница 1 сентября приходит в первый класс и говорит «Здравствуйте, дети! Вы теперь не просто девочки и мальчики. Вы теперь – ученики!» Перефразируя, мне хочется сказать: «Здравствуйте, наши юные коллеги! Вы теперь не просто студенты. Вы теперь - студенты третьего курса!»
Третий курс- это курс особенный. До сих пор вы изучали строение и функции здорового организма. На третьем курсе вы пойдете в клинику и начнете заниматься делом всей своей последующей жизни- диагностикой и лечением болезней. Однако для того, чтобы заниматься медицинской практикой, необходимо знать, что такое болезнь, почему возникают болезни, из каких «кирпичиков» они состоят и по каким законам развиваются. Короче, надо построить фундамент медицинских знаний. Без фундамента, как известно, дом разваливается.Ignoti nulla curatio morbi (нельзя лечить неузнанную болезнь) - это знали уже в Древнем Риме. Без знания медицинской теории можно быть цирюльником, «фершалом», костоправом, но врачом быть нельзя.
Теоретической основой медицины является общая патология - область теоретической медицины, изучающая с морфологических (патанатомия) и функциональных (патофизиология) позиция патологические процессы и болезни.
С сегодняшнего дня вы начинаете изучать новую для вас науку. Официально она называется «Патологическая физиология». Нам, патофизиологам, представляется, что корректнее называть нашу науку» Патофизиология». В противном случае мы превращаемся в патологических физиологов, что любят обыгрывать наши недоброжелатели.
Патофизиология - это наука об общих закономерностях возникновения, развития и отходов патологических процессов и болезней, наука о жизни больного организма.
По сути дела это философия медицины. Наша наука состоит из трех разделов - Общая нозология (общее учение о болезни). Частная патофизиология (патофизиология органов и систем) и Клиническая патофизиология (патофизиология отдельных нозологических форм).
Внимание! Мы приступаем к изучению первого раздела нашей науки – Общей нозологии.
С чего начать? Конечно, было бы хорошо начать с вопроса о том, что такое болезнь. Считается, что каждый человек может свободно говорить на три темы – о погоде, об искусстве и о болезнях. Что касается последней темы, то это величайшее заблуждение. Ни один патолог не скажет вам точно, что такое здоровье и что такое болезнь. Единого определения этих состояний до сих пор не выработано. Это чрезвычайно сложные проблемы. Начинать с определения болезни вряд ли целесообразно. Мы постараемся постепенно подготовить вас к пониманию сути этого состояния. Тогда с чего же следует начинать? Начнем с вопроса вопросов: почему возникают болезни?
У Александра Галича есть прекрасные стихи:
Спрашивает мальчик – почему?
Спрашивает мальчик - почему?
Двести раз и триста – почему?
Тучка набегает на чело,
А папаша режет ветчину
А папаша режет ветчину
Он сопит и режет ветчину
И не отвечает ничего.
Снова замаячили быль, боль,
Снова рвутся мальчики в пыль, бой!
Вы их не пугайте, не отваживайте,
Спрашивайте, мальчики, спрашивайте,
Спрашивайте, спрашивайте!
Спрашивайте, как и почему?
Спрашивайте, как и почему?
Как, и отчего, и почему?
Спрашивайте, мальчики, отцов!
Сколько бы ни резать ветчину,
Сколько бы ни резать ветчину,
Сколько бы ни резать ветчину-
Надо ж отвечать в конце концов!
Но в зрачке- хрусталике – вдруг муть,
А старые сандалики, ух, жмут!
Ну, и не жалейте их, снашивайте!
Спрашивайте мальчики, спрашивайте!
Спрашивайте! Спрашивайте!!!
С вопроса «почему?» начинайте творческая работа интеллекта. Почему возникла жизнь? Почему появился человек? Почему возникают войны? С вопроса «почему?» начинается аналитическая работа врача. Почему возникла болезнь? Почему нарастает заболеваемость? Почему неэффективно лечение? Вначале века один известный вам врач сказал; «Если бы Пушкин жил в мое время, я бы не дал ему умереть. Ведь он погиб от банального перитонита». Сам этот врач умер от туберкулеза. Фамилия его – Чехов. Любой из вас мог бы сегодня сказать: «Если бы Чехов жил в наше время, мы бы не дали ему умереть!» Почему? Да потому, что благодаря достижениям медицинской науки были выяснены причины развития перитонита и туберкулеза и найдены средства для лечения этих тяжелых недугов.
2. Общая этиология
Учение о причинах и условиях развития болезни называется общей этиологией. Общая этиология отвечает на вопрос «почему?».
Казалось бы, зачем нужно такое учение? Всем и так ясно, что у каждой болезни есть своя причина. Чего тут философствовать? Не будем торопиться. Для начала ответьте мне, есть ли в помещении, где вы находитесь. Причины болезней. Убежден, что большинство ответить правильно не сумеет. О правильном ответе мы поговорим позже. Или вот другой вопрос: «Может ли одна болезнь иметь несколько причин» Я был не рад, что задал этот вопрос в компании весьма солидных профессоров. Не рад потому, что они затеяли между собой ожесточенный спор с диаметрально противоположных позиций. Мое беспокойство станет понятным, если добавить, что спор происходил в автомашине, а один из спорщиков сидел за рулем…
Значит, вопросы этиологии - это далеко не решенные вопросы, и тут есть над чем подумать. Более того, что важнейшие вопросы. Еще античные врачи говорили:: «Sublata causa, tollitur morbus» (устраните причину, тогда пройдет и болезнь). И.П.Павлов считал, что «только познав все причины болезни, медицина станет тем, чем должна быть – гигиеной в широком смысле слова». Терапевты будут вам многократно повторять одно из основных правил медицины: «Medice, cura aegrotum, sed non morbum» (врач, лечи больного, а не болезнь). Мы же, патологи, считаем, что главное – это «лечение» болезни, а не больного! Противоречие? Отнюдь. Если нужно срочно вызвать в городе затемнение, вряд ли целесообразно ходить по квартирам и выключать лампочки. Нужно выключить рубильник на электростанции, и город сразу погрузиться во тьму. Если можно найти причину болезни и устранить ее, то болезнь просто исчезнет и не нужно будет лечить каждого отдельного больного.
3. Основные теории этиологии болезни
Свидетельством того, что философский вопрос о причине болезни очень сложен, является большое количество теорий этиологии болезни.
К основным теориям относятся: витализм, монокаузализм, конституционализм, кондиционализм, диалектический каузализм. Рассмотрим эти теории.
3.1.Витализм – это донаучная теория. На заре развития человечества. Когда научные представления о строении и функциях организма и их изменениях еще не были разработаны, у людей стихийно возникли фантастические представления о разных проявлениях жизни. Знаток человеческой психики Ф.М. Достоевский писал, что людей всегда привлекали чудо. Тайна и авторитет. Распространенным стало представление о нематериальной сверхъестественной силе (vis vitalis, отсюда – витализм), якобы управляющей всеми жизненными явлениями. Представления эти чрезвычайно живучи. В наше время даже в научно-популярных журналах можно встретить статьи, пропагандирующие древнекитайские представления о «ци» или древнеиндийские – о «пране» как источнике жизни, запасе жизненной энергии, части мировой души. Цигун – усердие духа – направляет эту энергию по специальным каналам и таким образом сообщает импульсы всему живому. Болезнь с этих позиций представляет собой инобытие духа. В мрачную эпоху средневековья считалось, что болезнь может возникнуть в результате проникновения в организм «нечистой силы». Если больной, приходя в храм, выкрикивал богохульства и бился в судорогах, то считалось, что он «одержим дьяволом». Одним из главных признаков одержимости считали «печати дьявола» - участки кожи, лишенные болевой чувствительности (теперь-то известно, что это характерно для истерии). Инквизиторы специальными иглами протыкали тело жертвы, и если находили нечувствительное место, то диагноз считался доказанным. Впрочем больные в застенках инквизиции под пытками и сами признавались «в связи с дьяволом». С целью уничтожения дьявола использовалась очистительная смерть в огне – аутодафе. Об этом не стоило бы вспоминать, если бы средние века в Европе не было сожжено и замучено около 12 миллионов людей ( по странному совпадению примерно столько же было умерщвлено фашистами в газовых камерах во время второй мировой войны)!
Об этом не стоило бы вспоминать, если бы наше время ( А.Галич пишет: «В наш атомный век, в наш каменный век…») не возрождались бы дикие средневековые представления. Если век Петра I и век Екатерины с полным основанием называли «Веком просвещения», то наше время, увы, можно назвать веком невежества. Коммунистическая идеология потерпела крах. «Рабы божьи» возвращаются к религии с ее мифотворчеством и начетничеством. Средства массовой информации ежедневно пропагандируют мистику. Страну захлестнула вакханалия пришельцев, снежных людей, барабашек, экстрасенсов; дам, летающих в другие галактики; колдунов и ясновидящих. Бурно развивается лженаука, в основе которой лежит воинствующее невежество, фанатизм, а порой и просто мошенничество. Невежество, проявляется в игнорировании общественных законов, в некорректности методов, в базировании на закономерностях, известных только автору. Лженаука начинает и кончает радикальными гипотезами, которые, в отличает от научно обоснованных законов, не подлежат никакой проверке. В результате подлинно научные знания подменяются слепой верой. И миллионы людей верят!
Юрий Тарасов, например, который объявил себя «колдуном России», за 2 года получил более 800 тыс. писем. Выступая по телевидению и в прессе, колдун заявил, что страну сглазили, что наш народ пал жертвой черной магии большевизма, и профессиональный долг колдуна противостоять этому белую магию. Вот люди и просят, чтобы он повлиял на руководителей нашего государства.
К нам в город приезжала белая колдунья Серафима, специалист по снятию «сглаза». В отличие от жестокого средневекового метода аутодафе, она использовала более гуманный метод очищения одержимых дьяволом. Во время публичных сеансов (платных, конечно) она изгоняла бесов. И люди охотно платили за это деньги. Правда, когда на массовом сеансе другого заклинателя Абдугани Талипова одному из страждущих стало плохо, «маг и волшебник» побежал к телефону и вызвал «скорую помощь».
Боюсь, что многие из тех, кто читает эти строки, вместе с родителями сидели в свое время у телевизора с наполненными водой сосудами и заряжали себя и воду целебной энергией, которую посылал из Москвы Аллан Чумак. А после как лекарство принимали эту воду ( чем не «святая вода»!). Между тем, наукой установлено, что передача полей человека невозможна по телевизионным каналам! Электромагнитное поле человеческого сердца, например, в миллион раз (!) меньше магнитного поля земли. Система телетрансляции не обладает соответствующей пропускной способностью.
Кстати, о полях. Представление о наличии вокруг человека «биополя» получило широкое распространение. Пишут даже, что нимб вокруг головы Иисуса – это сильное биополе. На самом деле биологических сил в природе человека не существует. О полях говорят тогда, когда тела взаимодействуют друг с другом без контакта. Каждому полю соответствует определенная сила. В природе существует 4 типа сил: сильные и слабые ядерные и две дальнодействующие – гравитационные и электромагнитные. Силы и поля бывают только физические. Биологических сил в природе не существует! Академик Раушенбах считает, что «биополем» можно условно назвать некую совокупность физических полей человека. Этих знаний достаточно, чтобы отвергнуть парапсихологию, телекинез, телепатию, полтергейст, микролептоны и прочую мистику. Конечно, все на свете относительно. Однако мы не релятивисты. Есть вещи (например, «вечный двигатель»), про которые наука может себе позволить сказать «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!»
Как же объяснить рассказы людей, которые лично контактировали с инопланетянами или путешествовали в астрале?... Не будем забывать, что у 25% людей имеется проблемы с психический диагноз. К сожалению, хватает и мистификаторов. Когда доктор физико-математических наук предложил послать на Филиппины научную делегацию, чтобы выяснить, как оперируют без ножа филиппинские хиллеры, и тем самым пролить свет на «филиппинское чудо», откликнулся иллюзионист Амаяк Акопян (сын знаменитого фокусника Арутюна Акопяна). Он сказал: «Зачем посылать ученых? Пошлите меня с папой…» Поклонники йоги утверждают, что человек усилием воли может преодолеть земное тяготение, способен к левитации без всяких технических приспособлений. Я даже беседовал с людьми, которые уверяли, что видели это собственными глазами. Будучи в Индии, я тоже это видел. Левитацию показывали туристам за «бакшиш» факиры, правда, не без технических приспособлений. Это было жалкое зрелище. Сам гид смеялся над этими фокусами.
«Ну и что? – спросите вы. – Что же тут плохого? Раз люди тяготеют к религии и к мистике, кто-то должен удовлетворить эту потребность». Юрий Левитанский пишет:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку,
Каждый выбирает для себя.
Стоило ли так много внимания уделять донаучной теории и лженауке?
Стоило! И вот почему. История человечества учит, что лженаучные и мистические представления, трансформировавшиеся в практическую деятельность людей, нередко приводили к катастрофическим последствиям. 12 миллионов жизней, загубленных святой инквизицией, наглядный, но, увы, не единственный пример. В 15 веке во Франции жил маршал Жиль де Рэ. Я видел его портрет в Лувре. Глубоко посаженные глаза, иссиня-черная борода. После выхода в отставку он поселился в своем замке. Охотно брал в услужение крестьянских детей. В замке у него была башня, куда вход посторонним был заказан, даже жене. Однажды, когда маршал должен был уехать по делам жена, мучимая любопытством, проникла в запретную башню. О ужас, она увидела на столе банки, в которых находились внутренние органы умерщвленных детей! Оказалось, что по совету своих придворных медиков маршал пил настои, приготовленные из этих органов. При этом он исходил из представления о том, что в организме человека находится неизрасходованный запас жизненной энергии. У детей этот запас еще не израсходован. Неясно только, в каких органах он сконцентрирован. Отсюда логический вывод: для продления жизни надо пить настои из разных органов детей. Вот как неожиданно трансформировались в трагедию, казалось бы, совершенно невинные абстрактные представления о жизненной силе.
В храме города Загорска я наблюдал, как религиозные фанатики ползали по полу на коленях и один за другим целовали икону, не соблюдая никаких правил гигиены. Стоит ли после этого удивляться, что паломничество к святым местам («Хадж») завершилось в среднеазиатских республиках вспышкой холеры.
Никогда не забуду трагедию, разыгравшуюся на моих глазах. В учебной группе, в которой я проводил занятия, был студент Миша Щербаков. Красивый парень, атлет. Однажды во время спортивной тренировки он ушиб колено. Появилась припухлость. Обследование, проведенное хирургом, неожиданно выявило наличие очень злокачественной опухоли – саркомы. Хирург настаивал на ампутации конечности. Миша пошел к знахарю. И это не удивительно: по данным ВОЗ, каждый третий больной обращается к целителям, использующим нетрадиционные методы лечения. Знахарь пообещал Мише исцеление и дал ему какие-то снадобья. Припухлость действительно уменьшилась, самочувствие было хорошим, и Миша поехал вместе со своим курсом отрабатывать трудовой семестр. Через месяц, когда он вернулся из совхоза, рентгенологическое обследование обнаружило метастазы. Еще через месяц мы его похоронили. Увы, в последние годы расплодилось немало медицинских коммерческих предприятий, которые берутся лечить все, начиная от алкоголизма и кончая злокачественными новообразованиями. Люди, будьте бдительны!
Тут я должен сделать небольшое лирическое отступление. В дальнейшем изложении, анализируя философскую сущность различных теорий, я буду квалифицировать некоторые из них как «метафизические» или «идеалистические». Хотелось бы, чтобы эти термины не воспринимались как ругательные. Диалектический метод – это метод чрезвычайно сложный. По этому поводу есть такой анекдот. Студентка пришла к профессору со слезами и заявила, что она никак не может понять, что такое диалектика. Профессор сказал, что он прояснит ей это на примере.
-Представьте себе двух людей возле бани. Один чистый, другой грязный. Кто пойдет в баню?
- Грязный, - говорит студентка.
- Нет, - говорит профессор, - Грязный он потому и грязный, что в баню не ходит. Так кто пойдет в баню?
- Чистый, - говорит студентка.
- Нет, - говорит профессор. – Чистому зачем ходить в баню, он ведь и так чистый. Так кто пойдет в баню?
- Тогда никто не пойдет – говорит студентка.
- Нет, - говорит профессор. – Грязному когда-то ведь нужно помыться. А чистый потому и чистый, что систематически моется. Так кто пойдет в баню?
- Тогда, наверное, оба пойдут, - говорит студентка.
- Нет, говорит профессор. – Присмотритесь внимательнее: там же написано, что сегодня нет горячей воды…
Трудное это дело всесторонний анализ всеобщей взаимосвязи явлений. Боюсь, что большинство из нас являются метафизиками. Мы слишком мало знаем, и наши суждения, как правило, являются односторонними.
Что касается идеализма, то он стал просто модой. Обремененные учеными степенями люди с высшим образованием пишут о Всемирном разуме, об информационном поле Земли, о «жизни после жизни». Впрочем идеалистическая философия не помешала Платону и Гегелю стать великими мыслителями. В Сикстинской галерее в Ватикане я видел картины Леонардо «Четыре способа познания». Одним из этих способов является религия. Скажу откровенно: во многих музеях мира я чувствовал свою ущербность, любуясь картинами, библейские сюжеты которых были мне неведомы.
Перейдем к анализу научных теорий. Сразу оговоримся, что большинство из них в настоящее время представляет уже исторический интерес. Предвижу ваш вопрос «А нужно ли их изучать?» Нужно. Во-первых, потому, что они отражают этапы развития научных представлений, без чего трудно понять их современное состояние. Во-вторых, потому, что элементы этих теорий актуальны и в наше время. На первый взгляд некоторые из этих теорий кажутся примитивными. Не торопитесь с оценкой. Не забывайте, что рождались они в муках и формировались великими тружениками науки.
3.2. Монокаузализм – учение об однопричинности ( mono – один, causa – причина ) – направление в области общей этиологии, которое исходит из того, что у каждой болезни имеется причина. Если причина есть, то следствие (болезнь) будет обязательно. Это направление стало развиваться после открытия Луи Пастером микробов и закрепилось после успехов токсикологии, эндокринологии, витаминологии. Есть микроб – будет инфекция, введен яд - будет отравление, нет гормона - будет эндокринное заболевание, нет витамина – будет авитаминоз. Чему быть, того не миновать! Фатализм? Конечно. Отсюда недалеко до квиетизма – проповеди полного бездействия. Академик Давыдовский писал, что эти идеи сродни идеям демонизма. У Петрарки есть такие стихи:
Прогневал Бога алчный Вавилон,
Забывший, что такое чувство меры,
Притон, где культом Вакха и Венеры
Культ Зевса и Афины заменен.
Древние греки и древние римляне считали, что каждым явлением управляет отдельный бог: Зевс (Юпитер) считался верховным богом, Афродита (Венера) – богиня красоты, Афина (Минерва) – богиня мудрости. Даже у воровства был свой покровитель – Гермес (правда, он занимался этим по совместительству, так как в основном он был посланником богов). Аналогично этому с позиций монокаузализма каждой отдельной болезнью управляет определенная причина. Сколько причин – столько болезней.
Современной разновидностью монокаузализма можно, пожалуй, считать теорию болезней цивилизации. Авторы этой теории (Гюан, Дюбо, Дюссер) считают, что причиной основных заболеваний человека в цивилизованных странах является несоответствие между биологическими и социальными ритмами. Биологические меры консервативны. Они практически не меняются. Социальные ритмы в век научно-технической революции все время ускоряются. Такая дизритмия ведет к перманентному стрессу. В результате развиваются такие болезни нашего века, как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, гипертония, язвенная болезнь, диабет, опухоли. И сделать тут ничего нельзя: чему быть, того не миновать.
Своеобразную концепцию развивает приобретший популярность новосибирский доктор К.П.Бутейко. Он считает, что единственной причиной многих болезней человека является неправильное дыхание людей. Мы дышим, считает К.П.Бутейко, слишком глубоко и часто. Гипервентиляция приводит к выделению из организма углекислого газа, который необходим для нормального протекания обмена веществ. Организм защищается от потери углекислого газа путем спазма гладких мышц дыхательных путей и сосудов. В результате развиваются бронхиальная астма, гипертоническая болезнь и многочисленные патологические процессы, связанные с нарушением обмена веществ. Чем не монокаузализм?
Монокаузализм мы считаем теорией метафизической. Для метафизического метода характерны односторонний подход, изолированное рассмотрение предметов и явлением вне всеобщей взаимосвязи. Монокаузалисты изолированно рассматривают роль причин без учета роли условий. Между тем в определенных случаях условиям принадлежит ведущая роль в развитии или предупреждении болезни. Известно, что хорошие социальные условия препятствуют заболеванию туберкулезом, хотя вызывают туберкулез палочки Коха. Научно обоснованная организация производства и образа жизни способна обеспечить соответствие социальных и биологических ритмов. Дефицит в организме углекислого газа, наверное, может обусловить развитие гипертонии. Однако развитие гипертонической болезни, как правило, не связано с гипервентиляцией, а может быть результатом хронического перенапряжения нервной системы или избыточного потребления поваренной соли. Все это важно знать для организаций адекватной профилактики и рационального лечения болезней.
Впрочем, проблема не так проста, как может показаться на первый взгляд. В этом я лишний раз убедился на очередном экзамене. Студентка взяла билет, и по выражению ее лица я понял, что билет ей нравиться. Первым там был вопрос о сути монокаузализма. Она рассказала все то, что я говорил на лекции, сделав акцент на метафизической сущности монокаузализма. Чтобы выяснить, поняла она сложность проблемы или просто зазубрила правильный ответ, я провел небольшой эксперимент.
- Представьте себе, - сказал я, - что мышка находится в герметически замкнутой склянке. Она дышит, потребляя кислород и выделяя углекислый газ.
- Да, - подтвердила студентка.
- В связи с этим содержание кислорода в склянке постепенно уменьшается, а содержание СО2 увеличивается.
- Да, - подтвердила студентка.
- Это приводит к тому, что у мышки развивается асфиксия.
-Да, - согласилась студентка.
- И от этого мышка погибает…
- Да, - не подозревая пока подвоха, согласилась студентка.
- Она обязательно погибает, - сделав упор на «обязательно», повторил я.
- Да, - уже без прежней уверенности подтвердила студентка.
- Значит, правы монокаузалисты, которые считают, что если причина есть, то болезнь будет обязательно?
- Да, - сказала студентка, и в голосе ее послышалась растерянность.
- Но Вы же только что обозвали их метафизиками!
- Да, - сказала студентка и заплакала.
А как бы ответили вы?
3.3.Конституционализм – это такое направление в области общей этиологии, которое исходи из того, что причины болезни находятся внутри самого организма.
«Конституция – соматический фатум организма, - писал австрийский патолог Тандлер. – Болезнь не возникает. Она предсуществует и развертывается» У Шота Руставели есть мудрый афоризм: « Из кувшина может вытечь только то, что было в нем». Применительно к проблемам медицины И.В. Давыдовский сформулировал эту мысль так: «Теоретический стержень болезни лежит в самом организме» И.В. Давыдовский считал, что под этиологией инфекции, например, надо понимать, не столько наличие микроба, сколько наличие в самом организме соответствующей возбудимости. В самом деле. Если я впрысну культуру сифилитической спирохеты в телеграфный столб, эффекта не будет; если введу эту культуру кролику, сифилисом он не заболеет. У человека же спирохеты вызывают тяжелое специфическое заболевание. Один и тот же стрептококк у одних людей вызывает флегмону, у других – ангину, у третьих – скарлатину, у четвертых – рожу, у пятых – сепсис. Значит, дело не в микробе, а самом организме? Может быть, глубинной причиной болезни является наличие генетически обусловленной программы определенных реакций, ведущих к развитию болезни, а внешний раздражитель – только стимул для развертывания этой программы? Известный хирург и кибернетик Н.М.Амосов считает, что будущее медицины – уточнение программ болезней.
Если это так, то заболеваемость человека предопределена его генетическими особенностями. А генетические особенности человека весьма далеки от совершенства. Ведь человек в процессе эволюции воспринял, развил и усложнил естественную патологию животных. Не поэтому ли такой популярностью пользуются теории биологического пессимизма. Известный физик Макс Борн заявил, например, что попытка природы создать мыслящего человека не удалась. Еще категоричнее высказывал лауреат Нобелевской премии Артур Кестлер: «Человек – ошибка эволюции, и ему присуща врожденная шизофрения». В нашем природном механизме, по мнению Кестлера, допущен изъян, мелкий конструктивный просчет, с которым связаны склонность к маниакальным идеям и стремление к самоуничтожению.
С эти перекликается концепция Фрейда о комплексе неполноценности человека, о том, что все люди невротики. Известный этолог Конрад Лоренц считает, что ведущее место в поведении людей занимает инстинкт агрессии. Представители философской антропологии (Гелен, Ротхакер, Дюбо) утверждают, что болезни и конфликты в жизни общества коренятся в биологической недостаточности, «ущербности» человека, который не приспособлен к естественному существованию и обречен на болезни и вымирание. На основании своих исследований группа польских антропологов (Вирцианский, Волянский) прогнозирует существенное увеличение мозга человека, что может привести к увеличению количества психических заболеваний. Авторы полагают, что человечество движется к своему физиологическому вырождению, которое предрекается примерно через 40 тысяч лет.
Ко всем эти данным и рассуждениям нужно относиться критически. Человек ведь существо биосоциальное. В отличие от биологической эволюции живых существ, в основе которой лежат изменения генетической программы, надбиологическая эволюция человека связана с социальным наследованием, в основе которого лежат не гены, а материальная и духовная культура общества. Хотя и тут нужна оговорка. Новая наука- генетика поведения – располагает уже немалым научным материалом, свидетельствующим о том. Что многие поведенческие реакции человека генетически детерминированы. Недавно, например, описаны ген агрессии и ген гомосексуализма. Нельзя не учитывать, что в нашей стране идет противоестественный отбор. С 1918г. по 1953 г. в результате войн и репрессий страна лишилась не менее 1/3 самых активных, самых дееспособных, самых ценных для воспроизведения генофонда своих граждан. Да и в настоящее время интеллектуальная элита покидает страну, и уже более 25 миллионов соотечественников живет за ее пределами. Задумаемся над таким фактом: в районах России, где репрессии были особенно распространены, умственная отсталость детей выявляется, как минимум, в 5 раз чаще, чем в других районах. Кризисное состояние нашего генофонда для общества чревато настоящей катастрофой.
Об улучшении природы человека люди задумывались давно. В конце прошлого века двоюродный брат Дарвина Френсис Гальтон разработал науку об улучшении человеческого рода. Он назвал ее «евгеника». Гальтон нигде не предлагал антигуманные методы, однако термин «евгеника» в дальнейшем, к сожалению, был дискредитирован фашистами, которые трансформировали эту науку в расовую гигиену.
Для улучшения генетической программы человека евгеники предлагали две группы мер: отрицательные и положительные евгенические мероприятия.