Глава 4. Пауль Унна и его цинкожелатиновые повязки («сапоги Унны»).
Рис. 4-1. Пауль Унна. |
Рис. 4-2. Пауль Унна за работой. |
Выдающийся немецкий дерматолог Пауль Герсон Унна (Paul Gerson Unna, 1850-1929) родился в семье известного гамбургского врача Морица Адольфа Унны. В отличие от брата – художника-портретиста Жюли де Бур – Пауль еще в юности решил пойти по стопам отца, поэтому поступил учиться медицине в Гейдельбергский университет. Но началась франко-прусская война и Пауль Унна был призван на фронт, где получил тяжелое ранение. С 1871 года Унна продолжил учебу в Гейдельберге, а затем в Лейпциге и Страсбурге. В 25 лет Пауль Унна защитил докторскую диссертацию по гистологии и эмбриологии кожи.
Дерматологическую подготовку Унна получил в Вене, где работали такие известные в то время ученые, как Фердинанд фон Гебра, Мориц Капоши, Генрих Аушпиц.
После возвращения в Гамбург Пауль Унна работал в клинике своего отца, а затем в больнице Святого Георга. Молодой Унна особенно интересовался дерматологией. В 1881 году он открыл частную практику для лечения кожных заболеваний в Гамбурге, а в 1884 году основал дерматологическую клинику в Эйнесбюгеле (недалеко от Гамбурга), получившую вскоре широкую известность как научный центр. В этом же году вышла книга Пауля Унны по гистопатологии кожных заболеваний, которая принесла автору большую популярность и сделала его одним из ведущих дерматологов своего времени.
В 1907 году Унне присвоили звание профессора, с 1908 года он работал главным врачом больницы в Эппендорфе. С 1919 года Пауль Унна – профессор Гамбургского университета, где основал кафедру дерматологии.
Пауль Герсон Унна является автором более 500 научных работ, в том числе 20 монографий. Он описал свои многочисленные исследования и изобретения, заложил основы гистоморфологии кожных заболеваний. Впервые описал себоррейную экзему, которая получила название болезнь Унны. Изобрел множество мазей и паст, некоторые из которых также названы его именем. Самая известная из этих паст – цинкожелатиновая паста Унны. На этой пасте делается цинкожелатиновая повязка, которая получила еще одно название «сапог Унны» или «сапожок Унны».
Кроме того, Унна ввёл в лечебную практику ихтиол и резорцин для лечения кожных заболеваний. Пациенты-лимфедемики «со стажем», наверное, застали ещё те времена (лет 30-50 назад), когда рожистое воспаление лечили ихтиолом. Потом почему-то признали неэффективность такого лечения. Автор книги, которую вы сейчас читаете, болеет лимфедемой уже более 50 лет и не может сказать, что ихтиол не помогает при рожистом воспалении. Другое дело, что раньше в аптеках продавался как чистый ихтиол, так и ихтиоловая мазь, похожая на солидол. Вот эта мазь мне почему-то не помогала.
Похожая история была и с цинкожелатиновыми повязками Унны (сокращенно ЦЖП). Этими повязками до 70-80-х годов ХХ века успешно лечили самые труднозаживающие трофические и варикозные язвы. А потом какие-то медицинские чиновники (возможно подкупленные фармацевтическими корпорациями) решили, что такое лечение – явно устаревший метод. Гораздо эффективнее вроде лечить с помощью операций. Но в последние годы наблюдается тенденция, притом во многих странах, к возвращению цинкожелатиновых повязок во врачебную практику.