Тема и ее актуальность: общий осмотр больного

Общий осмотр больного как метод диагностики сохраняет свое значение и в настоящее время для врача любой специальности. Весьма существенной особенностью метода является то, что с его помощью можно составить общее представление об организме больного в целом. Наконец патологические признаки, отмеченные врачом при первом осмотре, оказывают существенную помощь в постановке вопросов при сборе анамнеза и иногда позволяют поставить правильный диагноз с «первого взгляда», например изменение черт лица при акромегалии, увеличение щитовидной железы, характерные глазные симптомы, истощение, дрожание опущенных век и пальцев рук при тиреотоксическом зобе.

Для того чтобы использовать все возможности осмотра, врачу необходимо тренироваться, проводить осмотр при соблюдении определенных правил, стремясь к его последовательности и полноте.

2.Учебные цели:

- научиться правильно, последовательно проводить общий осмотр больного.

- уметь оценить полученные данные.

В результате освоения темы занятия студент должен уметь:

1. проводить общий осмотр больного;

2. выделить выявленные симптомы, дать им оценку;

3. оценить результаты антропометрии (рост, вес, окружность грудной клетки). Формула Брока, индекс Пенье, индекс Кетле.

Для формирования умений и навыков студент должен знать:

1. диагностическое значение общего осмотра;

2. схему проведения общего осмотра;

3. клиническую оценку общего состояния больного;

4. диагностическое значение осмотра областей тела;

5. виды нарушения сознания;

6. виды выражения лица;

7. диагностическое значение изменения окраски, эластичности, влажности кожи, наличия различных высыпаний и рубцов;

8. диагностическое значение развития подкожно жирового слоя, наличия отеков, состояния мышечной системы, изменения костей черепа, грудной клетки, позвоночника и конечностей.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

  1. По каким параметрам оценивается состояние пациента?
  2. Какое положение называется пассивным? активным
  3. Что такое вынужденное положение?
  4. Какие вынужденные положения Вы знаете?
  5. Назовите степени угнетения сознания.
  6. Что такое помрачение сознания?
  7. Что такое ступор?
  8. Что такое спячка и кома, в чем их отличие?
  9. Понятие конституции.
  10. Какие Вы знаете конституциональные типы?
  11. Как определить конституциональный тип больного?
  12. Напишите формулу Брока, индекс Пинье, индекс Кетле. Объясните их клиническую интерпритацию
  13. Назовите выражение лиц и внешний вид пациентов при различных болезнях (например, лицо Корвизара и т.д.).
  14. Как может изменяться окраска кожных покровов?
  15. Что такое цианоз, какие виды цианоза Вы знаете?
  16. Что такое акроцианоз, при заболевании какой системы он возникает, механизм его возникновения?
  17. Что такое диффузный цианоз? Механизм его возникновения? Для заболевания какой системы он характерен?
  18. Как оценить степень выраженности подкожной жировой клетчатки?
  19. Что такое ожирение?
  20. Что такое кахексия?
  21. Что такое пастозность?
  22. Что такое анасарка?
  23. Какие причины отеков Вы знаете?
  24. Как отличить отеки сердечного и почечного происхождения?
  25. Что такое «пляска каротид»?
  26. Что такое экзофтальм?
  27. Что такое зоб?
  28. Для какой группы заболеваний характерны изменения ногтевых фаланг типа «барабанных палочек» и ногтей в виде «часовых стекол»? Диагностическое значение?
  29. Что такое «дермографизм»?
  30. По каким параметрам оценивается состояние лимфатического узла?
  31. Какие группы поверхностных лимфузлов должны в норме пальпироваться?
  32. Диагностическое значение увеличенных поверхностных лимфузлов?
  33. Как оценивается сила мышц?
  34. Каков порядок обследования костно-суставной системы?
  35. По каким параметрам оценивается состояние сустава?

4. Вид занятия: практическое занятие.

5. Продолжительность аудиторной СРС:80 минут.

6. Оснащение:унифицированная схема истории болезни (для каждого студента); словарь-справочник по латинской терми­нологии в пропедевтике внутренних болезней (для каждого студента); клинические истории болезни (5-6 больных); больные с различными заболеваниями (1 больной на 2-х сту­дентов).

Содержание занятия.

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Задания для самоконтроля:

Тесты (см. приложение 1):

Задание (тест) 1.

Задание (тест) 2.

Задание (тест) 3.

Типовые задачи (см. приложение 2).

7.3.Самостоятельная работа студентов под руководством преподава­теля:

Задание №1 -провести общий осмотр больного:

1. оценить общее состояние больного (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое);

2. определить положение больного (активное, пассивное, вынужденное);

3. оценить сознание больного (ясное, помрачение, ступор, кома);

4. оценить конституциональный тип больного (нормостеник, астеник, гиперстеник);

5. антропометрические данные (рост (см), масса тела (кг));

6. оценить соответствие возрасту по внешнему виду, паспортным данным (соответствует, выглядит старше своего возраста или моложе);

7. оценить состояние кожных покровов и видимых слизистых;

8. отметить наличие рубцов, высыпаний;

9. оценить цвет кожных покровов (бледность, желтушность, цианоз (акроцианоз, диффузный цианоз));

10. оценить влажность кожных покровов (обычная, повышена, сухость кожных покровов);

11. оценить состояние подкожной жировой клетчатки;

12. оценить степень выраженности ее по толщине кожной складки на уровне пупка(удовлетворительная, чрезмерная, слабая);

13. отметить наличие отеков, степень их выраженности (пастозность, анасарка);

14. определить тургор тканей (сохранен, снижен);

15. оценить состояние периферических лимфатических узлов (размеры, консистенция, болезненность, подвижность);

16. провести осмотр головы (оценить форму черепа, выражение лица больного, состояние глазных яблок (экзофтальм), обратить внимание на сосуды);

17. оценить состояние костно-суставной системы (форма суставов, наличие деформаций, объем активных и пассивных движений, болезненность; обратить внимание на возможные изменения концевых фаланг пальцев рук и ног типа «барабанных палочек» и изменение ногтей типа «часовых стекол»);

18. оценить степень развития (хорошее, слабое, умеренное) и состояние мышечной системы (тонус, сила);

19. провести осмотр и пальпацию щитовидной железы (размеры, наличие узлов);

20. определить неврологические симптомы, доступные неспециалисту: ригидность затылочных мышц, симметричность зрачков и их реакция на свет, характер дермографизма (белый, красный);

Задание №2 - записать полученные данные. Записывается только патология. Формы записи: «…Кожные покровы обычной окраски, чистые.»; «…Кожные покровы желтушны, на груди, на спине имеются “сосудистые звездочки”»; «…Периферические лимфатические узлы не изменены»; «…Подмышечные лимфатические узлы с обеих сторон увеличены до размеров грецкого ореха, безболезненные, плотные, малоподвижные»; «…Форма суставов не изменена. Активные движения в суставах в полном объеме».

7.4 – Контроль освоения темы занятия:

Материалы для контроля уровня освоения темы:

тесты (приложение №1), ситуационные задачи (приложение №2).

Место проведения самоподготовки:

читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:

1. Самостоятельное проведение общего осмотра больного по схеме истории болезни с выявлением патологических изменений, их оценкой. Запись результатов общего осмотра результатов в виде фрагмента истории болезни.

2. Самостоятельное проведение антропометрических измерений больного, запись результатов в виде фрагмента истории болезни

Литература.

Основная:

  1. Мухин, Николай Алексеевич. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студ. мед. вузов / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. - 3-е изд., испр. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2006. - 763 с. - Словарь терминов: с. 717-744. - Предм. указ.: с. 745-763. - ISBN 5-9704-0368-7
  2. Мухин, Н. А. Пропедевтика внутренних болезней [Электронный ресурс] : учебник / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2009. - 848 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413968.html

Дополнительная:

  1. Пропедевтика внутренних болезней: ключевые моменты / Учебное пособие / под редакцией Ж.Д. Кобалава, В.С. Моисеева. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 400с.
  2. Струтынский, А.В. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. Атлас / Учебное пособие/ А.В. Струтынский, А.П. Баранов, Г.Е. Ройтберг, Ю.П. Гапоненков. - М., Медпресс-информ, 2009. - 324с.
  3. Ивашкин, В.Т. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум / В.Т. Ивашкин, В.К. Султанов. – М., Литтерра, 2007. - Т.1, 3-е издание. – 560с.
  4. Академическая история болезни: правила обследования пациента и оформление в клинических описаниях [Текст] : учебно-методическое пособие для студ. по дисц. "Пропедевтика внутренних болезней" / ГБОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет МЗ и социального развития РФ", Кафедра внутренних болезней ; сост. Э. Д. Поздеева [и др.] ; под ред. Х. Х. Ганцевой. - Уфа : БГМУ, 2012. - 111 с.
  5. Академическая история болезни: правила обследования пациента и оформление в клинических описаниях [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студ. по дисц. "Пропедевтика внутренних болезней" / ГБОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет МЗ и социального развития РФ", Кафедра внутренних болезней ; сост. Э. Д. Поздеева [и др.] ; под ред. Х. Х. Ганцевой. - Уфа : БГМУ, 2011. - 112 с. // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А. Г. Хасанов, Н. Р. Кобзева, И. Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2012. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/.

Наши рекомендации