Тема и ее актуальность: общий осмотр больного
Общий осмотр больного как метод диагностики сохраняет свое значение и в настоящее время для врача любой специальности. Весьма существенной особенностью метода является то, что с его помощью можно составить общее представление об организме больного в целом. Наконец патологические признаки, отмеченные врачом при первом осмотре, оказывают существенную помощь в постановке вопросов при сборе анамнеза и иногда позволяют поставить правильный диагноз с «первого взгляда», например изменение черт лица при акромегалии, увеличение щитовидной железы, характерные глазные симптомы, истощение, дрожание опущенных век и пальцев рук при тиреотоксическом зобе.
Для того чтобы использовать все возможности осмотра, врачу необходимо тренироваться, проводить осмотр при соблюдении определенных правил, стремясь к его последовательности и полноте.
2.Учебные цели:
- научиться правильно, последовательно проводить общий осмотр больного.
- уметь оценить полученные данные.
В результате освоения темы занятия студент должен уметь:
1. проводить общий осмотр больного;
2. выделить выявленные симптомы, дать им оценку;
3. оценить результаты антропометрии (рост, вес, окружность грудной клетки). Формула Брока, индекс Пенье, индекс Кетле.
Для формирования умений и навыков студент должен знать:
1. диагностическое значение общего осмотра;
2. схему проведения общего осмотра;
3. клиническую оценку общего состояния больного;
4. диагностическое значение осмотра областей тела;
5. виды нарушения сознания;
6. виды выражения лица;
7. диагностическое значение изменения окраски, эластичности, влажности кожи, наличия различных высыпаний и рубцов;
8. диагностическое значение развития подкожно жирового слоя, наличия отеков, состояния мышечной системы, изменения костей черепа, грудной клетки, позвоночника и конечностей.
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:
Вопросы для самоподготовки:
- По каким параметрам оценивается состояние пациента?
- Какое положение называется пассивным? активным
- Что такое вынужденное положение?
- Какие вынужденные положения Вы знаете?
- Назовите степени угнетения сознания.
- Что такое помрачение сознания?
- Что такое ступор?
- Что такое спячка и кома, в чем их отличие?
- Понятие конституции.
- Какие Вы знаете конституциональные типы?
- Как определить конституциональный тип больного?
- Напишите формулу Брока, индекс Пинье, индекс Кетле. Объясните их клиническую интерпритацию
- Назовите выражение лиц и внешний вид пациентов при различных болезнях (например, лицо Корвизара и т.д.).
- Как может изменяться окраска кожных покровов?
- Что такое цианоз, какие виды цианоза Вы знаете?
- Что такое акроцианоз, при заболевании какой системы он возникает, механизм его возникновения?
- Что такое диффузный цианоз? Механизм его возникновения? Для заболевания какой системы он характерен?
- Как оценить степень выраженности подкожной жировой клетчатки?
- Что такое ожирение?
- Что такое кахексия?
- Что такое пастозность?
- Что такое анасарка?
- Какие причины отеков Вы знаете?
- Как отличить отеки сердечного и почечного происхождения?
- Что такое «пляска каротид»?
- Что такое экзофтальм?
- Что такое зоб?
- Для какой группы заболеваний характерны изменения ногтевых фаланг типа «барабанных палочек» и ногтей в виде «часовых стекол»? Диагностическое значение?
- Что такое «дермографизм»?
- По каким параметрам оценивается состояние лимфатического узла?
- Какие группы поверхностных лимфузлов должны в норме пальпироваться?
- Диагностическое значение увеличенных поверхностных лимфузлов?
- Как оценивается сила мышц?
- Каков порядок обследования костно-суставной системы?
- По каким параметрам оценивается состояние сустава?
4. Вид занятия: практическое занятие.
5. Продолжительность аудиторной СРС:80 минут.
6. Оснащение:унифицированная схема истории болезни (для каждого студента); словарь-справочник по латинской терминологии в пропедевтике внутренних болезней (для каждого студента); клинические истории болезни (5-6 больных); больные с различными заболеваниями (1 больной на 2-х студентов).
Содержание занятия.
7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.
Задания для самоконтроля:
Тесты (см. приложение 1):
Задание (тест) 1.
Задание (тест) 2.
Задание (тест) 3.
Типовые задачи (см. приложение 2).
7.3.Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя:
Задание №1 -провести общий осмотр больного:
1. оценить общее состояние больного (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое);
2. определить положение больного (активное, пассивное, вынужденное);
3. оценить сознание больного (ясное, помрачение, ступор, кома);
4. оценить конституциональный тип больного (нормостеник, астеник, гиперстеник);
5. антропометрические данные (рост (см), масса тела (кг));
6. оценить соответствие возрасту по внешнему виду, паспортным данным (соответствует, выглядит старше своего возраста или моложе);
7. оценить состояние кожных покровов и видимых слизистых;
8. отметить наличие рубцов, высыпаний;
9. оценить цвет кожных покровов (бледность, желтушность, цианоз (акроцианоз, диффузный цианоз));
10. оценить влажность кожных покровов (обычная, повышена, сухость кожных покровов);
11. оценить состояние подкожной жировой клетчатки;
12. оценить степень выраженности ее по толщине кожной складки на уровне пупка(удовлетворительная, чрезмерная, слабая);
13. отметить наличие отеков, степень их выраженности (пастозность, анасарка);
14. определить тургор тканей (сохранен, снижен);
15. оценить состояние периферических лимфатических узлов (размеры, консистенция, болезненность, подвижность);
16. провести осмотр головы (оценить форму черепа, выражение лица больного, состояние глазных яблок (экзофтальм), обратить внимание на сосуды);
17. оценить состояние костно-суставной системы (форма суставов, наличие деформаций, объем активных и пассивных движений, болезненность; обратить внимание на возможные изменения концевых фаланг пальцев рук и ног типа «барабанных палочек» и изменение ногтей типа «часовых стекол»);
18. оценить степень развития (хорошее, слабое, умеренное) и состояние мышечной системы (тонус, сила);
19. провести осмотр и пальпацию щитовидной железы (размеры, наличие узлов);
20. определить неврологические симптомы, доступные неспециалисту: ригидность затылочных мышц, симметричность зрачков и их реакция на свет, характер дермографизма (белый, красный);
Задание №2 - записать полученные данные. Записывается только патология. Формы записи: «…Кожные покровы обычной окраски, чистые.»; «…Кожные покровы желтушны, на груди, на спине имеются “сосудистые звездочки”»; «…Периферические лимфатические узлы не изменены»; «…Подмышечные лимфатические узлы с обеих сторон увеличены до размеров грецкого ореха, безболезненные, плотные, малоподвижные»; «…Форма суставов не изменена. Активные движения в суставах в полном объеме».
7.4 – Контроль освоения темы занятия:
Материалы для контроля уровня освоения темы:
тесты (приложение №1), ситуационные задачи (приложение №2).
Место проведения самоподготовки:
читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов.
Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:
1. Самостоятельное проведение общего осмотра больного по схеме истории болезни с выявлением патологических изменений, их оценкой. Запись результатов общего осмотра результатов в виде фрагмента истории болезни.
2. Самостоятельное проведение антропометрических измерений больного, запись результатов в виде фрагмента истории болезни
Литература.
Основная:
- Мухин, Николай Алексеевич. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студ. мед. вузов / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. - 3-е изд., испр. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2006. - 763 с. - Словарь терминов: с. 717-744. - Предм. указ.: с. 745-763. - ISBN 5-9704-0368-7
- Мухин, Н. А. Пропедевтика внутренних болезней [Электронный ресурс] : учебник / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2009. - 848 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413968.html
Дополнительная:
- Пропедевтика внутренних болезней: ключевые моменты / Учебное пособие / под редакцией Ж.Д. Кобалава, В.С. Моисеева. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 400с.
- Струтынский, А.В. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. Атлас / Учебное пособие/ А.В. Струтынский, А.П. Баранов, Г.Е. Ройтберг, Ю.П. Гапоненков. - М., Медпресс-информ, 2009. - 324с.
- Ивашкин, В.Т. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум / В.Т. Ивашкин, В.К. Султанов. – М., Литтерра, 2007. - Т.1, 3-е издание. – 560с.
- Академическая история болезни: правила обследования пациента и оформление в клинических описаниях [Текст] : учебно-методическое пособие для студ. по дисц. "Пропедевтика внутренних болезней" / ГБОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет МЗ и социального развития РФ", Кафедра внутренних болезней ; сост. Э. Д. Поздеева [и др.] ; под ред. Х. Х. Ганцевой. - Уфа : БГМУ, 2012. - 111 с.
- Академическая история болезни: правила обследования пациента и оформление в клинических описаниях [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студ. по дисц. "Пропедевтика внутренних болезней" / ГБОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет МЗ и социального развития РФ", Кафедра внутренних болезней ; сост. Э. Д. Поздеева [и др.] ; под ред. Х. Х. Ганцевой. - Уфа : БГМУ, 2011. - 112 с. // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А. Г. Хасанов, Н. Р. Кобзева, И. Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2012. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/.