Контроль исходного уровня знаний. Кафедра управления и экономики фармации с курсом ПО

Кафедра управления и экономики фармации с курсом ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение»

для специальности 060301 – Фармация (очная форма обучения)

К ПРАКТИЧЕСКОМУ

ЗАНЯТИЮ № 7

ТЕМА: «Товароведческий анализ общехирургических инструментов (режущих, зажимных, расширяющих,

оттесняющих и др.). Занятие 1»

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

Заведующий кафедрой

д.м.н., проф. Ноздрачев К.Г.

ст.преп. Чавырь В.С.

Красноярск

Занятие № 7.

Тема:«Товароведческий анализ общехирургических инструментов (режущих, зажимных, расширяющих, оттесняющих и др.). Занятие 1».

2. Форма организации занятия: практическое занятие.

3. Значение изучения темы.

Сформировать профессиональные знания и умения по проведению товароведческого анализа общехирургических инструментов.

4. Цели обучения:

- общая: обучающийся должен обладать следующими ОК и ПК:

· способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и экономических наук (ОК-1);

· способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

· способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8);

· способность и готовность к документальному проведению предметно-количественного учета основных групп лекарственных средств (ПК-12);

· способность и готовность к принятию мер по своевременному выявлению лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств и изъятию их из обращения в целях дальнейшего уничтожения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (ПК-22);

· способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48).

- учебная: обучающийся должен

Знать:

· цели и задачи товароведческого анализа;

· основные этапы и их сущность;

· основы материаловедения, технологии производства;

· виды классификации товаров;

· ассортимент товаров;

· структуру и основные разделы нормативных документов (ГОСТов, ТУ, ФС, ВФС);

· условия хранения и транспортирования различных групп товаров.

Уметь:

· использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

· навыками логического построения публичной речи (сообщения, доклады) (ОК-5);

· использовать нормативную документацию для проведения анализа и хранения ЛС и товаров медицинского назначения (ОК-8);

· определять классификационную группу и подгруппу товаров;

· определять и расшифровывать коды товаров;

· определять вид товаров, их фармакотерапевтические группы или типоразмеры, торговые наименования;

· установить технологические характеристики товара;

· предлагать рациональную схему распределения и товародвижения для исследуемых товаров;

· осуществлять приемку товаров по количеству и качеству в соответствии с требованиями нормативной документации;

· оценивать упаковку товаров;

· провести анализ маркировки товаров;

· организовывать хранение или проверить правильность его организации и транспортирования товаров;

· осуществлять выбор или рекомендовать методы стерилизации и дезинфекции товаров;

· проверить сопроводительную документацию на правильность ее оформления;

· оформить акт приемки товаров по количеству и качеству.

Владеть:

· навыками логического построения публичной речи (сообщения, доклады) (ОК-5);

· навыками использования нормативной документации (ОК-8);

· следующими понятиями и терминами: режущие инструменты, скальпель, хирургические ножи, ножницы хирургические, долота медицинские, распаторы, ложки медицинские, пилы медицинские, щипцы медицинские, кусачки костные.

5. План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний.

Вопросы для контроля исходного уровня знаний:

1) Укажите области применения в медицине инструментов общехирургических. Сформулируйте требования к ним.

2) Предложите классификацию инструментов общехирургических, взяв за основу функциональное значение инструментов.

3) Какие виды классификаций режущих инструментов можно предложить?

4) Предложите различные материалы для производства режущих инструментов. Обоснуйте ответ.

5) Какая из технологических стадий производства медицинских инструментов является наиболее важной для формирования потребительных свойств режущих инструментов? Почему?

6) Объясните необходимость маркировки инструментов. Расшифруйте: на внутренней стороне ветвей ножниц общехирургических тупоконечных прямых стоят обозначения – Н; Г-80.

Основные понятия и положения темы

РЕЖУЩИЕ ИНСТРУМЕНТЫ – 1) инструменты, предназначенные для рассечения или отделения частей тканей человека и для разрезания различных медицинских материалов при помощи режущих кромок;

2) медицинские инструменты с рабочей частью из металла, включающей в себя одно или несколько лезвий, для разделения мягких тканей и обработки костных тканей, а также для обработки материалов, применяемых в медицине.

СКАЛЬПЕЛЬ – хирургический инструмент с острой заточкой, применяемый для разъединения мягких тканей.

ХИРУРГИЧЕСКИЕ НОЖИ – инструменты с острой заточкой , предназначенные для разъединения мягких тканей при ампутациях, оперативных доступах к органам грудной полости.

НОЖНИЦЫ ХИРУРГИЧЕСКИЕ – инструмент, предназначенный для разделения тканей или отделения их частей; имеют два лезвия, которые при встречном движении рассекают ткань.

ДОЛОТА МЕДИЦИНСКИЕ – инструменты, предназначенные для удаления костных наростов или рассечения костей.

РАСПАТОРЫ – инструменты, предназначенные для оперативного вмешательства на костях: с их помощью отделяют надкостницу от кости и отслаивают прочные хрящевые ткани.

ЛОЖКИ МЕДИЦИНСКИЕ – инструменты, предназначенные для выскабливания патологических образований в тканях.

ПИЛЫ МЕДИЦИНСКИЕ – инструменты, предназначенные для резекции и ампутации костей, костной пластики.

ЩИПЦЫ МЕДИЦИНСКИЕ – инструменты, предназначенные для сжимания, захватывания, откусывания, удерживания и перемещения органов и тканей, различных материалов и предметов медицинского назначения при проведении лечебно-диагностических манипуляций, а также для извлечения инородных тел.

КУСАЧКИ КОСТНЫЕ – щипцы для скусывания костных тканей, хрящей, полипов, папиллом.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

Задание №1.

Ознакомится со структурой и содержанием стандартов на общехирургические режущие инструменты.

Заполните таблицу:

Показатель Наименование инструмента
Инструменты медицинские металлические Скальпели и ножи медицинские Скальпели со съемным лезвием Кусачки костные Долота медицинские Ножницы хирургические Пилы медицинские
1.Наименование документа              
2. Год утверждения документа              
3.Термины и определения              
4.Классификация инструментов              
5.Основные размеры              
6.Технические требования              
7.Комплектность              
8. Правила приемки              
9. Методы испытаний              
10.Маркировка                
11.Упаковка              
12.Транспортировка и хранение              

Вывод: ____________________________________________________

Задание №2.

Рассмотрите рисунок. Найдите аналогичные образцы среди представленных на занятии.

Контроль исходного уровня знаний. Кафедра управления и экономики фармации с курсом ПО - student2.ru

Рис. 1. Ножи хирургические:

А – ампутационный; Л – лоскутный; М – межкостный; Р – резекционный; П – для пересадки кожи.

Задание №3.

Оцените качество ножа хирургического.

1. Установите осмотром целостность ножа. При этом особое внимание обратите на состояние острия и режущей части, на которой не должно быть выкрошенных мест, вмятин и зазубрин.

2. Убедитесь в доброкачественности покрытия, а именно в отсутствии отслоения, пятен, коррозии.

3. Проверьте функциональные свойства: возьмите тонкий лист бумаги и сделайте разрез по его ребру для проверки остроты, при этом нож должен давать ровный разрез и не мять бумагу.

4. Сделайте разрез на замше ножом. Лезвие не должно тупиться и деформироваться, а края разреза должны быть ровными.

5. Заполните соответствующую таблицу (см. Приложение).

Задание №4.

Рассмотрите рисунок. Найдите аналогичные образцы среди представленных на занятии.

Контроль исходного уровня знаний. Кафедра управления и экономики фармации с курсом ПО - student2.ru

Рис. 2. Набор скальпелей, ампутационных ножей:

1 – малый и большой ампутационные ножи; 2 – мозговой нож; 3 – резекционные ножи; 4 – нож Эсмарха; 5 – нож для фаланг пальцев; 6 – остроконечные и брюшистые скальпели, 7 – брюшистый скальпель со съемным лезвием.

Задание №5.

Оцените качество скальпеля хирургического.

1. Установите осмотром целостность скальпеля. При этом особое внимание обратите на состояние острия и режущей части, на которой не должно быть выкрошенных мест, вмятин и зазубрин.

2. Убедитесь в доброкачественности покрытия, а именно в отсутствии отслоения, пятен, коррозии.

3. Проверьте функциональные свойства: возьмите тонкий лист бумаги и сделайте разрез по его ребру для проверки остроты, при этом скальпель должен давать ровный разрез и не мять бумагу.

4. Сделайте разрез на замше скальпелем. Лезвие не должно тупиться и деформироваться, а края разреза должны быть ровными.

5. Заполните соответствующую таблицу (см. Приложение).

Задание №6.

Рассмотрите рисунок. Найдите аналогичные образцы среди представленных на занятии.

Контроль исходного уровня знаний. Кафедра управления и экономики фармации с курсом ПО - student2.ru

Рис. 3. Хирургические ножницы:

1 – прямые тупоконечные; 2 – прямые остроконечные; 3 – прямые с одним острым концом; 4 – ножницы изогнутые по плоскости (Купера); 5 – ножницы, изогнутые по ребру (Рихтеру).

Задание №7.

Оцените качество ножниц.

1. Установите осмотром отсутствие поломок, деформаций, дефектов покрытия (отслоений, пятен, коррозии), а также зазубрин и выкрошенных мест на режущей части.

2. Убедитесь в исправности замка, который должен прочно скреплять ветви и не давать люфта из-за чрезмерного зазора. Движения ветвей должны быть плавными без заеданий. При наличии разъемного замка ветви должны разъединяться лишь при разведении их под углом 90 градусов.

3. Проверьте режущие свойства путем разрезания 1-5 слоев марли. При этом ножницы должны рассекать марлю на всем протяжении режущей части от замка до конца ветвей, не цепляя нитки и не давая ткани проскальзывать между лезвиями. Лезвия не должны тупиться при испытании. Испытывать режущие свойства ножниц можно также путем разрезания мокрой папиросной бумаги. Бумага при этом не должна сминаться.

4. Заполните соответствующую таблицу (см. Приложение).

Задание №8.

Оцените качество хирургических пил.

1. Установите осмотром целостность пил и состояния их покрытия.

2. Проверьте исправность шарнирного соединения ручки рамочной пилы путем закрепления плотна в натянутом состоянии во всех трех положениях. Крепление должно быть прочным. Убедитесь также в исправности винтового соединения пил, которое должно обеспечивать прочное скрепление полотна с рукояткой.

3. Убедитесь в соответствии полотна техническим условиям, по которым зубцы должны быть острыми, одинаковой высоты и профиля и иметь равномерный развод (т.е. поочередное отклонение зубцов вправо и влево на одинаковый угол от осевой линии).

4. Определите функциональные свойства пил путем распиливания свежей трубчатой кости животного или такого же диаметра бруска дерева твердых пород (дуб, бук). При этом зубцы не должны выкрашиваться или деформироваться, а полотно, закрепленное в руке, не должно давать вибрации или качки.

5. Заполните соответствующую таблицу (см. Приложение).

Задание №9.

Оцените качество долот.

1. Убедитесь в отсутствии деформаций, коррозии, нарушений покрытия, неисправностей режущей части, где не должно быть зазубрин, вмятин, выкрошенных мест.

2. Произведите испытание режущих свойств путем сдалбливания стружки со свежей кости на протяжении 100 мм. При это лезвие не должно тупиться, выкрашиваться и деформироваться.

3. Заполните соответствующую таблицу (см. Приложение).

Задание №10.

Оцените качество щипцов-кусачек костных.

1. Установите осмотром механическую целостность изделий, состояние покрытия (нет ли отслоений, пятен, коррозии). Особое внимание обратите на режущие части губок, которые должны быть острыми, без выкрошенных мест и зазубрин, а также должны иметь смыкание по всему контуру губок.

2. Проверьте состояние замка: ход в нем должен быть легким, плавным, без заеданий и при сомкнутом состоянии щипцов не должно быть качки.

3. Убедитесь в исправности пружины, которая должна обеспечивать полное плавное разведение инструмента и не должна мешать плотному смыканию его.

4. Произведите испытание режущих свойств путем перекусывания свежей костной пластинки толщиной 5-6 мм. После испытания режущие кромки инструмента не должны тупиться, выкрашиваться или сминаться.

5. Заполните соответствующую таблицу (см. Приложение).

5.4. Итоговый контроль знаний:

Ответы на вопросы по теме занятия:

1) Расскажите особенности ножей хирургических, в частности, скальпелей.

2) Какое основное предназначение хирургических ножей?

3) Дайте характеристику ножниц хирургических.

4) Расскажите особенности долот медицинских, распаторов.

5) Особенности ложек, пил, щипцов медицинских.

Ситуационные задачи:

ЗАДАЧА 1.

При проведении инвентаризации имущества в отделе медицинских инструментов на складе медицинской техники были обнаружены инструменты без заводской упаковки. Они имели следующий внешний вид (на практическом занятии выдаются инструменты). Узкие удлиненные губки на внутренней поверхности имели косую насечку, а на концах – зубчики, причем на одной стороне - один большой зубец, а на другой - два зубца. Общая длина инструмента 160 мм. На внутренней поверхности ручек выбита буква Н, на внешней стороне – К-99.

Проведите товароведческий анализ обнаруженных инструментов, дайте заключение о возможности их использования.

Тестовые задания:

1. ХИРУРГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ С ОСТРОЙ ЗАТОЧКОЙ, ПРИМЕНЯЕМЫЙ ДЛЯ РАЗЪЕДИНЕНИЯ МЯГКИХ ТКАНЕЙ - ЭТО:

А) долото

Б) распатор

В) ножницы

Г) скальпель

Д) ложка

2. НЕБЫВАЕТ ОБЩЕХИРУРГИЧЕСКИХ СКАЛЬПЕЛЕЙ:

А) со съемными лезвиями

Б) одноразовые

В) мозговые

Г) цельноштампованные

Д) хрящевые

3. К ХИРУРГИЧЕСКИМ НЕ ОТНОСЯТСЯ НОЖИ:

А) ампутационный

Б) резекционный

В) хрящевой

Г) мозговой

Д) шарнирный

4. ОПТИМАЛЬНЫМ МЕТОДОМ СТЕРИЛИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ ЯВЛЯЕТСЯ:

А) прокаливание

Б) кипячение в дистиллированной воде

В) сухой жар

Г) текучий пар

Д) химический метод в антисептическом растворе

5. ЩИПЦЫ-КУСАЧКИ КОСТНЫЕ – ЭТО ОБЩЕХИРУРГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ОТНОСЯТСЯ К ИНСТРУМЕНТАМ:

А) зажимным

Б) режущим

В) оттесняющим

Г) остальным (для биопсии)

Д) остальным (для наложения кисетного шва)

6. инструменты медицинские металлические не подвергают испытаниям на коррозионную стойкость, если они изготовлены из:

А) нержавеющей хромистой стали

Б) углеродистой стали с покрытием

В) низколигированной стали с покрытием, часто обнаженным при заточке лезвия

Г) латуни

Д) титана

7. ИНСТРУМЕНТ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ УДАЛЕНИЯ КОСТНЫХ НАРОСТОВ ИЛИ РАССЕЧЕНИЯ КОСТЕЙ:

А) долото

Б) распатор

В) ножницы

Г) скальпель

Д) ложка

8. ПО ФОРМЕ ЛЕЗВИЯ РАЗЛИЧАЮТ НОЖИ:

А) брюшистые

Б) остроконечные

В) тупоконечные

Г) прямые

Д) изогнутые

9. РАЗЛИЧАЮТ ВИДЫ ХИРУРГИЧЕСКИХ НОЖНИЦ:

А) шарнирные

Б) гильотинные

В) резекционные

Г) ампутационные

Д) хрящевые

10. Отдлеляют надкостницу от кости с помощью:

А) долота

Б) распатора

В) ножниц

Г) скальпеля

Д) ложки

Домашнее задание для уяснения темы занятия

(согласно методическим указаниям для внеаудиторной работы по теме занятия).

Наши рекомендации