Препараты, используемые для коррекции дисбиозов
Группа препарата | Определение | Примеры |
Пробиотики | ||
Эубиотики | ||
Пребиотики | ||
Синбиотики |
З А Н Я Т И Е № 2
Тема:«Условно-патогенные бактерии как причина болезней микробной этиологии в неинфекционной клинике».
Цель.
1. Изучить количественный и качественный состав нормальной микрофлоры важнейших биотопов организма человека (пищеварительный тракт, мочеполовая система, кожа, дыхательные пути), ее значение для макроорганизма.
2. Изучить роль отдельных групп условно-патогенных микроорганизмов (УПМ) в патологии человека.
3. Овладеть основными методами лабораторной диагностики заболеваний, вызванных УПМ.
4. Ознакомиться с препаратами для лечения внутрибольничных инфекций (бактериофаги, сыворотки, вакцины и др.).
План самостоятельной работы студентов:
- Изучить таблицы: а) Механизмы и пути передачи инфекционных заболеваний; б) Лабораторная диагностика заболеваний, вызванных условно-патогенными энтеробактериями;.
- Выполнить практические работы:
а) Бактериологическая диагностика инфекций мочевыводящих путей (Практикум под ред. О.В. Бухарина – задание 3, с.229).
б) Экспресс-диагностика геликобактериоза
(Практикум под ред. О.В. Бухарина – задание 4, с.231).
в) Специфические диагностические и лечебно-профилактические препараты (брошюра).
Вопросы для подготовки:
- Понятия «условно-патогенный микроорганизм», «оппортунистическая инфекция». Факторы, способствующие развитию оппортунистической инфекции.
- Морфо-физиологические особенности основных групп условно-патогенных бактерий (УПБ).
- Факторы патогенности УПБ (факторы колонизации, вирулентности и персистенции). Механизмы персистенции бактерий.
- Понятие о внутрибольничных (нозокомиальных) инфекциях (ВБИ). Основные клинические формы локализованной и генерализованной ВБИ.
- Эпидемиология ВБИ. Факторы, способствующие распространению ВБИ в лечебных учреждениях.
- Лабораторная диагностика заболеваний, вызванных УПБ. Критерии этиологической значимости возбудителя.
- Лечение и профилактика заболеваний, вызванных УПБ. Значение принципов рациональной антибактериальной терапии для профилактики ВБИ.
Задача для самостоятельной работы дома:
Заполните таблицу (впишите род):
Условно-патогенные микроорганизмы, возбудители болезней микробной
Этиологии в неинфекционной клинике
Анаэробные микроорганизмы | Факультативно-анаэробные микроорганизмы | ||||||
Грамположительные | Грамотрицательные | Грамположительные | Грамотрицательные | ||||
Палочки | Кокки | Палочки | Кокки | Палочки | Кокки | Палочки | Кокки |
З А Н Я Т И Е № 3
Тема: «Микробиология зоонозных инфекций (бруцеллеза, туляремии, чумы, сибирской язвы)».
Цель.
1. Изучить морфо-физиологические свойства возбудителей зоонозных инфекций.
2. Выяснить особенности эпидемиологии, патогенеза и иммунитета при зоонозных инфекциях.
3. Ознакомиться с принципами лабораторной диагностики зоонозных инфекций.
4. Овладеть методами оценки результатов лабораторной диагностики бактериальных зоонозов.
5. Научиться практически решать вопросы специфической профилактики и терапии бактериальных зоонозов.
План самостоятельной работы студентов:
1. Изучить таблицы: лабораторная диагностика бруцеллеза, туляремии, чумы, сибирской язвы.
2. Выполнить практические работы:
a. Лабораторная диагностика бруцеллеза (Практикум под ред. О.В. Бухарина – Задание 1, с. 200).
b. Биологический метод диагностики чумы (Практикум под ред. О.В. Бухарина – Задание 2, с. 202).
c. Биологический метод диагностики сибирской язвы (Практикум под ред. О.В. Бухарина – Задание 3, с. 204).
Вопросы для подготовки:
1. Своеобразие резервуара и источников заражения при зоонозных инфекциях. Природно-очаговые заболевания.
2. Виды бруцелл и их патогенность.
3. Фазы патогенеза, принципы и методы лабораторной диагностики бруцеллеза.
4. Иммунитет и аллергия при бруцеллезе, реакция Бюрне.
5. Специфическая профилактика и лечение хронического бруцеллеза.
6. Патогенез и клинические формы туляремии.
7. Принципы и методы лабораторной диагностики туляремии.
8. Специфическая профилактика туляремии.
9. Клинические формы чумы. Принципы и методы лабораторной диагностики чумы. Специфическая профилактика и лечение чумы.
10. Особенности циркуляции палочки сибирской язвы в природе как спорообразующего микроба.
11. Патогенез сибирской язвы. Факторы патогенности возбудителя. Клинические формы.
12. Принципы и методы лабораторной диагностики сибирской язвы.
13. Специфическая профилактика и лечение сибирской язвы.
Задача для самостоятельной работы дома:
Задача . В населенном пункте, неблагополучном по бруцеллезу у овец, в семье, состоящей из 4-х человек, заболела дочь – студентка во время зимних каникул острым заболеванием с высокой температурой, предполагаемый диагноз «Бруцеллез». Проведено лабораторное обследование на бруцеллез всех членов семьи, результаты которого представлены в таблице 1.
Отец | Мать | Дочь | Сын | Какие методы диагностики были использованы? | ||
Виды исследований | Выделение гемокультуры | - | - | + | + | |
Реакция Райта | - | 1:100 | - | 1:400 | ||
Реакция Бюрне | + | + | - | + | ||
Вопросы | Кто болен острой формой бруцеллеза? | |||||
У кого скрытая форма инфекции или бруцеллез в прошлом? | ||||||
У кого бессимптомная форма болезни? |
2. Выписать специфические препараты для профилактики, лечения и диагностики бруцеллеза, чумы, туляремии и сибирской язвы (Практикум под ред. О.В. Бухарина – Задание 4, с. 204).
З А Н Я Т И Е № 4
Тема: «Микробиология анаэробных инфекций».
Цель.
1. Изучить морфо-физиологические свойства возбудителей анаэробных инфекций.
2. Выяснить особенности эпидемиологии, патогенеза и иммунитета анаэробных инфекциях.
3. Ознакомиться с принципами лабораторной диагностики анаэробных инфекций.
4. Овладеть методами оценки результатов лабораторной диагностики клостридиальных и неклостридиальных анаэробных инфекций.
5. Научиться практически решать вопросы специфической профилактики и терапии клостридиальных анаэробных инфекций.
План самостоятельной работы студентов:
- Изучить таблицы: лабораторная диагностика ботулизма, столбняка, газовой гангрены и неклостридиальной анаэробной инфекции.
- Выполнить практические работы:
а) Лабораторная диагностика ботулизма (Практикум под ред. О.В. Бухарина – Задание 5, с. 207).
б) Экспресс-диагностика газовой гангрены (Практикум под ред. О.В. Бухарина – Задание 6, с. 208).
в) Бактериологический метод диагностики неклостридиальной инфекции (Практикум под ред. О.В. Бухарина – Задание 7, с. 209).
Вопросы для подготовки:
1. Своеобразие условий заражения возбудителями столбняка, ботулизма, газовой гангрены.
- Патогенез столбняка, ботулизма, газовой гангрены. Факторы вирулентности возбудителей.
- Принципы и методы лабораторной диагностики столбняка, ботулизма, газовой гангрены. Методы создания анаэробных условий для культивирования микроорганизмов.
- Особенности иммунитета при столбняке, ботулизме, газовой гангрене.
- Специфическая профилактика и лечение столбняка, ботулизма, газовой гангрены.
- Роль С. difficile в патологии человека.
- Значение неспорообразующих анаэробов в патологии человека. Методы лабораторной диагностики и терапии.
Задача для самостоятельной работы дома:
Задача.Пострадавшему в автомобильной катастрофе больному С, 45 лет, после оказания экстренной хирургической помощи было введено 3000 МЕ противостолбнячной антитоксической сыворотки. Вопрос о давности вакцинации против столбняка не был выяснен. Спустя два месяца он был доставлен в инфекционное отделение с диагнозом «Столбняк». В течение указанного срока никаких других травм не было.
№ пп | Вопросы для студентов | О т в е т ы |
1. | Мог ли развиться столбняк у данного больного в результате автокатастрофы? | |
2. | Основные клинические симптомы, позволяющие поставить диагноз «столбняк» | |
3. | Возможная причина развития столбняка у данного больного? | |
4. | Укажите врачебные ошибки, которые могли способствовать развитию заболевания | |
5. | Какой препарат используется для создания активного иммунитета против столбняка, какой иммунитет по направленности он создает и на какой срок (при однократном введении)? |
2. Выписать препараты для специфической профилактики, лечения и диагностики анаэробных инфекций (Практикум под ред. О.В. Бухарина – Задание 8, с. 211).
Цикл 3. «ОБЩАЯ И ЧАСТНАЯ ВИРУСОЛОГИЯ»
П Л А Н