Словаря акцентологического минимума
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Студентам
Для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.
Д. Дидро.
Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемых словами; другая – от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения.
А.С. Пушкин.
Пояснительная записка
Самостоятельная внеаудиторная работа является одним из видов учебных занятий студентов, который предполагает выполнение заданий преподавателя, но без его непосредственного участия.
Содержание и объем внеаудиторной работы студента определяется программой по дисциплине «Русский язык и культура речи» в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальностям 060606 «Медицинская оптика» и 060501 «Сестринское дело».
Цели внеаудиторной самостоятельной работы студента:
· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических
умений;
· углубление и расширение теоретических знаний;
· развитие познавательных и творческих способностей;
· формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию,
самосовершенствованию и самореализации;
· развитие исследовательских умений.
Этапы самостоятельной работы студента:
Для выполнения любого вида самостоятельной работы студент должен пройти следующие этапы:
· определение цели самостоятельной работы;
· конкретизация познавательной /проблемной или практической/ задачи;
· самооценка готовности к самостоятельной работе;
· планирование работы /самостоятельной или с помощью преподавателя/ над
заданием;
· осуществление студентом в процессе выполнения самостоятельной работы следующих управленческих актов: слежение за ходом своей работы, самоконтроль промежуточного и конечного результатов с целью дальнейшей корректировки выполнения задания.
Форма контроля: индивидуальное собеседование с преподавателем по представленным работам.
Критерии оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студента:
· умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
· обоснованность и четкость выполнения задания, соблюдение языковых норм;
· оформление материала в соответствии с требованиями.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов:
По специальности «Сестринское дело»
1. Составление словаря акцентологического минимума.
2. Орфографический анализ текста.
3. Редактирование предложений: использование средств языковой выразительности.
4. Составление мини-словаря медицинских аббревиатур.
5. Творческая работа: «Имя числительное в медицинской практике» или лингвистический анализ текста.
6. Творческая работа с использований синтаксических средств выразительности языка: сочинение «Трудно ли быть студентом?» или лингвистический анализ текста (по выбору студента).
7. Составление тезисного плана статьи (по выбору студента) из журналов «Сестринское дело» или «Медицинская помощь»
8. Составление конспекта научной статьи по специальности. Подготовить устное выступление по данной статье.
9. Подготовить сообщение «Беседа и культура речи».
10. Подготовить выступление перед аудиторией по одному из вопросов, связанных с проблемой здорового образа жизни.
По специальности «Медицинская оптика»
1. Составление словаря акцентологического минимума.
2. Орфографический анализ текста.
3. Редактирование предложений. Анализ использования в тексте лексических средств выразительности (по выбору студента).
4. Составление мини-словаря медицинских аббревиатур.
5. Творческая работа «Имя числительное и практика по медицинской оптике» или лингвистический анализ текста (по выбору студента).
6. Творческая работа с использований синтаксических средств выразительности языка: сочинение «Трудно ли быть студентом?» или лингвистический анализ текста.
7. Составление тезисного плана статьи из журнала по специальности.
8. Написание отзыва или рецензии (по выбору студента) на данную статью.
9. Составление конспекта научной статьи по специальности. Подготовка доклада к уроку-конференции.
10. Подготовить сообщение на тему «Культура речи и беседа».
11. Подготовить выступление перед аудиторией по одному из вопросов, связанных с проблемой здорового образа жизни.
12. Сочинение-этюд: художественное описание («Ветка рябины», «Первый подснежник», «Зацвела калина», «Первые заморозки», «Снежинка» и др.).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по составлению
словаря акцентологического минимума
Цель работы:
· Овладение акцентологическими нормами русского литературного языка.
· Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями.
· Расширение лексического запаса, уточнение значения слов, используемых в речи.
План работы:
1. В предложенных словах расставить ударение.При выполнении обязательнопользоваться орфоэпическим словарем.
Афера, алкоголь, аноним, аристократия, автозаводский, баловать, балованный, высококвалифицированный, гербовый, госпитальный, договор, диоптрия, донельзя, дистиллированный, дремота, жизнеобеспечение, запломбировать, запломбированный, заговор, закупорить, заржаветь, звонишь, издавна, испокон (веку), истекший, исчерпать, камфорный, каталог, кладовая, коклюш, квартал, кулинария, класть – клала, красивее, летаргия, ломота, мизерный, маневры, некролог, немота, наговор, намерения, новорожденный, обетованный, облегчить, обеспечение, опека, петля, премирование, премированный, принудить, созвонимся, средства, свекла, упрочение, украинский, феномен, хирургия, ходатайствовать, христианин, щавель, эксперт.
2. Выделить слова,которые вызывают затруднение в произношении.
3. Выписать выбранные слова с выделением ударного слога(желательно написать ударный слог ярким цветом)
4. Уточнить по толковому словарю лексическое значение выбранных слов. Составить 1-2 словосочетания с этим словами, записать их, выделив ударный слог.
5. Ежедневнопрочитывать выписанные слова до тех пор, пока их правильное произношение не станет привычным.
Образец выполнения работы:
Ходатайство – официальная просьба. Подать ходатайство. Ходатайство удовлетворено.
Обеспечение – предоставление необходимых средств. Материальное обеспечение. Программное обеспечение.
Облегчить – сделать легким. Облегчить повозку. Облегчить труд. Облегчить боль (перен.)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по проведению