Тема № 2: Диффузная эндокринная система. Гистология эндокринного отдела поджелудочной железы
2. Цель: приобрести и закрепить знания по изучению источников происхождения, локализации различных типов клеток ДЭС в организме человека, продуцируемых ими гормонов, особенностей строения эндокринного отдела поджелудочной железы.
3. Задания:
Вопросы: 1. Понятие о диффузной эндокринной системе (ДЭС). Классификация клеток ДЭС.
2. Нейроэндокринные клетки APUD-серии (нервного происхождения).
3. Клетки гастроэнтеропанкреатической системы.
4. Одиночные гормонпродуцирующие клетки не нервного происхождения.
5. Эндокринный отдел поджелудочной железы. Панкреатический островок как структурно-функциональная единица эндокринного отдела поджелудочной железы.
6. Типы инсулоцитов, их морфофункциональная характеристика.
4. Форма выполнения:2.1.подготовка презентации в программеPower Point; 2.2. составление глоссария; 2.3. составление тестовых заданий.
5. Критерии выполнения:
Задание 2.1.:презентациявыполняется в программеPower Point на основании указанных и других источников литературы; шаблон оформления слайдов должен быть одинаковый; для каждого слайда следует подбирать соответствующий макет; обязательно наличие наглядных иллюстраций; размер шрифта не менее 20. На первом слайде необходимо указать название вуза, кафедры, дисциплины, тему СРС, Ф.И.О. студента, специальность, группу, Ф.И.О. преподавателя, на последнем слайде – литературу /основную, дополнительную/.
При выполнении задания следует соблюдать следующие условия:
1. Количество слайдов не менее 10, не более 20.
2. Презентация должна состоять из 3 компонентов: 1) заставка – это динамичное и эффективное вступление. Задача этой части презентации – привлечь внимание, сформировать позитивный настрой и эмоциональную восприимчивость к представляемой информации. 2) Информативная часть презентации оснащается схемами, рисунками, краткой текстовой частью, раскрывающей основные вопросы задания. 3) В заключении должны быть представлены аргументированные выводы и предложения.
3. Четко указать цель презентации и задачи презентации.
4. Проведение необходимого анализа литературы по данному вопросу.
5. Презентация не должна быть перегружена избытком иллюстраций или текста; иллюстрации должны быть использованы обоснованно.
6. Интеграция аудио-, видеофайлов в единую презентацию.
7. Использование контрастного сочетания – светлый текст на темном фоне или темный текст на светлом фоне.
8. Наличие в конце презентации списка литературы.
9. Задание должно быть сдано в установленный срок.
Задание 2.2.:глоссарий составляется в алфавитном порядке, должен включать 20 терминов. Задание выполняется на основании указанных и других источников литературы на бумаге формата А4, размер шрифта 14, одинарный интервал. На титульном листе указать название вуза, кафедры, дисциплину, тему и форму выполнения СРС, Ф.И.О. студента, специальность, группу, Ф.И.О. преподавателя. На последнем листе указать литературу /основную, дополнительную/.
При выполнении задания следует соблюдать следующие условия:
1. Объем глоссария - 20 терминов.
2. Термины должны быть расположены в алфавитной последовательности.
3. Точное научное толкование терминов в лаконичной форме.
4. Соответствие терминов теме СРС.
5. При выполнении задания охватить все тематические вопросы СРС (см. пункт 3 метод.рекомендаций «Задания»).
6. Изложение материала в соответствии с грамматическими и стилистическими нормами.
7. Наличие в конце задания списка литературы.
8. Оформление задания в соответствии с требованиями.
9. Задание должно быть сдано в установленный срок.
Задание 2.3.: тестовые задания выполняются на основании указанных и других источников литературы на бумаге формата А4, размер шрифта 14, одинарный интервал. На титульном листе указать название вуза, кафедры, дисциплину, тему и форму выполнения СРС, Ф.И.О. студента, специальность, группу, Ф.И.О. преподавателя. На последнем листе указать литературу /основную, дополнительную/.
При выполнении задания следует соблюдать следующие условия:
1. Количество тестовых заданий - 16.
2. Основа теста должна быть содержательной, формулировка теста – четкая и корректная.
3. Количество вариантов ответов – не менее 5, они должны быть однотипными и адекватными.
4. Тестовые задания должны быть разного уровня сложности, в т.ч. с использованием наглядных иллюстраций.
5. В конце работы необходимо приложить эталон с правильными ответами, указать список использованной литературы.
6. При выполнении задания необходимо охватить все тематические вопросы СРС (см. пункт 3 метод.рекомендаций «Задания»).
7. Оформление задания в соответствии с требованиями.
8. Задание должно быть сдано в установленный срок.
6. Сроки сдачи: третье практическое занятие по данному модулю.
7. Критерии оценки:описаны в силлабусе (пункт 11).
8. Литература:
Основная литература:
1. Гистология, эмбриология, цитология. Учебник. Ю.И.Афанасьев, Н.А.Юрина, Б.В.Алешин и др. Под ред. Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной.-6-е изд.,перераб.и доп.-М.:ГЭОТАР- Медиа, 2014.-800с.
2. Интегрированный учебник. Модуль «Эндокринная система». С.К.Жаугашева, С.Б.Жаутикова, М.М.Тусупбекова и др. – М.: Литтерра, 2014. – Стр.149-155с., стр.178-182, стр.222, стр.254-256, стр.226-229.
3. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения. Под ред. С.Л.Кузнецова, Ю.А.Челышева – М: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 288 с.
4. Атлас микрофотографий по гистологии, цитологии и эмбриологии для практических занятий. Р.И.Юй, Р.Б.Абильдинов. ТОО «Эффект», Алматы, 2010.
5. Гистология. Атлас для практических занятий. Учебное пособие. Бойчук Н.В., Исламов Р.Р., Кузнецов С.Л. и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 160с.
6. Гистология. Цитология. Эмбриология: учебник + СД/ под редакцией Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Чалышева. – 3-е изд. – М.: ГЭОТАР МЕДиа, 2007. – 480 с.
7. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. Р.Б.Абильдинов, Ж.О.Аяпова, Р.И.Юй. – «Кітап баспасы», Алматы, 2006. Электронный вариант.
Дополнительная литература:
1. Гистология, цитология и эмбриология. Учебник под ред. Афанасьева Ю.И., Кузнецова С.Л., Юриной Н.А. 6-е изд. перераб. и доп. – Москва «Медицина», 2006. – 768с.
2. Гистология. Схемы, таблицы и ситуационные задачи по частной гистологии человека. Учебное пособие. Виноградов С.Ю. Диндяев С.В.,Криштоп В.В.и др. – 2012. – 184 с.
3. Медицинский терминологический словарь по гистологии. Токешева А.М., Мусайнова А.К., Узбекова С.Е. – Семей, 2014. – 101с.
4. Тестовые задания по Гистологии-2. Р.И.Юй, Л.И.Наумова. Алматы, 2010.
5. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии/ Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Казымбет П., Рысулы М.,Ж.Ахметов, Кузнецов С.Л., Н.Н.Мушкамбаров, В.Л.Горячкина. – Астана-Москва, 2005. – 400с.
9. Контроль:
Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:
1. Что такое диффузная эндокринная система?
2. Назовите источник происхождения клеток APUD-системы.
3. Как осуществляется регуляция гормонообразовательной деятельности одиночных эндокринных клеток не нервного происхождения?
4. Укажите структурную единицу эндокринного отдела поджелудочной железы.
Контрольные тесты для оценки исходного уровня знаний: