Компетенции, формируемые в результате изучения пособия

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Учебно-методическое пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов

Самара 2015

УДК…..

ББК……

Составители:

заведующая кафедрой неврологии и нейрохирургии д.м.н., профессор

И.Е. Повереннова,

профессор кафедры неврологии и нейрохирургии д.м.н., профессор

Н.П. Новикова,

профессор кафедры неврологии и нейрохирургии д.м.н., Я.В. Власов,

доцент кафедры неврологии и нейрохирургии к.м.н., А.В. Якунина,

доцент кафедры неврологии и нейрохирургии к.м.н., Т.В. Романова,

доцент кафедры неврологии и нейрохирургии к.м.н., В.А. Калинин,

доцент кафедры неврологии и нейрохирургии к.м.н., Е.В. Хивинцева,

доцент кафедры неврологии и нейрохирургии к.м.н., Г.Н. Алексеев,

ассистент кафедры неврологии и нейрохирургии к.м.н., С.А. Ананьева,

ассистент кафедры неврологии и нейрохирургии к.м.н., Н.Н. Савельева,

ассистент кафедры неврологии и нейрохирургии к.м.н., А.В. Захаров,

ассистент кафедры неврологии и нейрохирургии М.В. Куров

Учебно-методическое пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов – Самара, 2015, - 46с.

В пособии изложена методика обследования больного неврологического профиля, освоение которой позволяет студентам сформировать навыки исследования нервной системы в норме и при патологических состояниях. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов IV курса лечебного и педиатрического факультетов.

Рецензенты:

- заведующий кафедрой терапии ИПО ГБОУ ВПО СамГМУ Минздрава России д.м.н., профессор П.А. Лебедев

- заведующий кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии ГБОУ ВПО СамГМУ Минздрава России к.м.н., доцент Д.В. Романов

Учебно-методическое пособие утвержденоЦКМС ГБОУ ВПО СамГМУ Минздрава России (протокол № 5 от 13.05.2015)

УДК

Повереннова И.Е., Новикова Н.П., Власов Я.В., Якунина А.В., Романова Т.В., Калинин В.А., Хивинцева Е.В., Алексеев Г.Н., Ананьева С.А., Савельева Н.Н., Захаров А.В., Куров М.В., 2015

ГБОУ ВПО СамГМУ Минздрава России, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 4

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ, ТРЕБУЮЩИХ

ОСВОЕНИЯ 5

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ 6

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ 23

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕРЕПНЫХ НЕРВОВ 29

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫСШИХ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ 38

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ

СИСТЕМЫ 41

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ МЕНИНГЕАЛЬНОГО СИНДРОМА 44

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

ВВЕДЕНИЕ

Исследование нервной системы имеет ряд особенностей и методических приемов, не применяемых в других медицинских специальностях. Не прибегая к хирургическим инструментам, нельзя увидеть у человека ни мозга, ни периферических нервов. Исключение составляют сетчатая оболочка обеспечивающих их анатомических структурглаза и диск зрительного нерва. Они являются видоизмененной частью мозга, их можно осмотреть с помощью офтальмоскопа. В основном же в клинике приходится изучать отдельные функции нервной системы, обнаруживать их патологические изменения, выявлять симптомы заболеваний используя неврологический молоточек, иголку, кисточку, камертон и другие нехитрые приспособления. Анализ результатов тщательного исследования нервной системы позволяет определить местоположение патологического очага, иными словами – установить топический диагноз.

В клинике нервных болезней приходится прибегать и к обычным приемам исследования, таким как пальпация, перкуссия, аускультация. у неврологических больных надо изучать состояние внутренних органов; взаимосвязь между клинической неврологией и внутренней медициной самая тесная. Кроме того, возникает необходимость пальпировать мышцы и расположенные близко под кожей нервы, а также череп и позвоночник. При ряде заболеваний череп приходится перкутировать и аускультировать. Однако основным методом является исследование различных функций нервной системы. Вот почему требуется глубокое знание как этих функций, так и строения обеспечивающих их анатомических структур, владение методикой обследование различных звеньев нервной системы.

Предлагаемое учебно-методическое пособие является руководством к освоению практических навыков исследования нервной системы студентами лечебного и педиатрического факультета. Материал изложен в виде разделов, в каждом из которых представлена методика обследования отдельной сферы, что позволяет сформировать четкую последовательность действий у будущего врача при обследовании больного неврологического профиля.

Компетенции, формируемые в результате изучения пособия

Студенты лечебного факультета должны:

- уметь использовать медицинский инструментарий (ПК-7(2));

-уметь оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-12(5));

- обладать способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16);

Студенты педиатрического факультета должны:

- обладать способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного ребенка и подростка(ПК -5 А,Б,Г);

-обладать способностью и готовностью выявлять у больных детей и подростков основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК - 17 А,Б);

Наши рекомендации