Проблемы моральных принципов и ценностей в профессиональной деятельности медиков
· Добро и зло
· Страдание и сострадание
· Долг и совесть
· Честь и достоинство
· Свобода и ответственность
«Добро и зло» -эти обобщенные формы разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного являются критериями любой поведенческой деятельности человека. Особое значение эти категории приобретают в медицине, от которой зависит не только сохранение, но и качество жизни людей.
«Страдание и сострадание»
Страдание – эмоциональное состояние человека, порожденное трудностями, превышающими его физические, душевные и духовные возможности. Будучи не в состоянии преодолеть трудности самостоятельно, страдающий человек нуждается в поддержке. Тем более в такой поддержке нуждается больной человек. Именно физическое и психическое состояние заставляет его обратиться к врачу, в котором больной, прежде всего, видит человека, способного помочь ему освободится от страдания.
Сострадание – умение страдать буквально вместе с другим, сочувствовать, сопереживать, соболезновать («влезть в шкуру другого»). В основе сострадания лежит высокоразвитая эмоционально-чувственная сторона морального облика личности. Наиболее действенной формой сострадания больному выступает милосердие – это общечеловеческая ценность, проявление человеческого в человеке. Больные нуждаются не только в доброте со стороны медицинских работников, но и в их сопереживании – эмпатии по отношению к себе.
Эмпатия проявляется в сочувствии и соучастии. Внимательно выслушивая больного, сочувствуя ему, врач, медсестра дают ему возможность высказаться и тем самым облегчить его душевное состояние.
Соучастие– это наиболее высокий уровень эмпатии. Оно требует большой самоотдачи – «взять боль пациента на себя» и помочь ему действиями.
«Свобода и ответственность»
Свобода–это стремление человека преодолевать зависимость от внешнего мира, удовлетворять возрастающие потребности (продлевать жизнь, изменять пол, внешность, выбирать иметь или не иметь детей, в том числе и без участия мужчины). Современный уровень биомедицинских исследований позволяет человеку достичь определенного уровня свободы, но, отделяясь от природного естества и возвышаясь над миром, человек попадает во все большую зависимость от технических средств. Свобода действий медицинских работников неразрывно связана с их правами и ответственностью. Делая нравственный выбор, медицинский работник должен проявлять определенную решительность, чтобы переходить от размышлений и сомнений к действиям.
«Долг и совесть, честь и достоинство» Моральный выбор как форма проявления свободы медицинского работника определяется своеобразием иерархии ценностей, господствующих в медицинской этике: в ней человеческая жизнь считается приоритетной ценностью, а здоровье человека наивысшим благом. Наивысшим проявлением профессионального долга медицинского работника является принцип гуманизма – это обязанности медика по отношению к больному. Будучи всегда готовыми, оказывать помощь медики обязаны быть внимательными и заботливыми, индивидуально и вдумчиво подходить к каждому больному, проявлять максимум творческой активности.
Прямое нарушение профессионального долга врача или медсестры – черствое, формальное отношение к больному человеку. Вера больного в успех лечения, доверие его к медицинскому персоналу играют часто не меньшую роль в выздоровлении, чем применение новейших лекарств и оборудования. Пробудить такую веру - долг любого медицинского работника. Академик В. М. Бехтерев неоднократно подчеркивал, что если больному после общения с врачом не становится легче – это не врач.
Американская медицинская сестра и преподаватель сестринского дела Вирджиния Хендерсон писала: «Медицинская сестра – это ноги безногого, глаза ослепшего, опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста для тех, кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить». И врач, и медицинская сестра призваны психотерапевтическими методами – словом одобрения, утешения, успокоения, чутким отношением – тактично и умело мобилизовать физические и душевные силы больного на борьбу с его болезнью.
Философ Френсис Бэкон дал другое понимание врачебного долга. Он писал: «Я совершенно убежден, что долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчить страдания и мучения, причиняемые болезнями. Это не только, когда такое облегчение боли как опасного симптома болезни может привести к выздоровлению, но даже и в том случае, когда уже нет никакой надежды на спасение и можно лишь сделать саму смерть более легкой и спокойной…»
Честь и достоинствомедицинского работника определяются его общечеловеческими качествами – моральными ценностями, его порядочностью, культурой и интеллигентностью и в последнюю очередь его профессионализмом и мерой заслуженного им почета и уважения.
Нравственность есть критерий, как достойной жизни, так и достойной смерти. Размышления о жизни и смерти стимулируют нравственное сознание личности. Они не лишают ее сил, но предлагают ей глубже взглянуть на собственную судьбу в целом мироздании, позволяют осознать смысл своего бытия перед лицом вечности.