Силлабус составлен на основании Рабочих программ по модулям«Пульмонология», «Гастроэнтерология», «Гематология»,направление подготовки интернатуры «Внутренние болезни» (2014г.).
Ф КГМУ 4/3-03/04
ПП КГМУ 4/04
КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра внутренних болезней №2
Силлабус
По дисциплине VB-6(7)326 «Внутренние болезни»
Для специальности 5В130100 «Общая медицина»
Направление подготовки интернатуры - « Внутренние болезни »
Количество кредитов:10
Объем учебных часов- 450
Курс: 6
Семестр:XI – XII
Караганда 2015 г.
Силлабус составлен на основании Рабочих программ по модулям«Пульмонология», «Гастроэнтерология», «Гематология»,направление подготовки интернатуры «Внутренние болезни» (2014г.).
Силлабус рассмотрени утвержден на заседании кафедры внутренних болезней №2.
«28» августа 2015 г. Протокол №1
Заведующая кафедрой_______________ Е.М. Ларюшина
Сведения о преподавателях:
Заведующая кафедрой:Ларюшина Елена Михайловна - доцент, кандидат медицинских наук, врач-терапевт высшей категории, врач-гастроэнтеролог, гематолог. Педагогический стаж - 20 лет. Приоритетные научные интересы: гастроэнтерология, гематология. Научные достижения: защита кандидатской диссертации на тему: «Клинико-функциональное состояние билиарного тракта в процессе лечения салсоколлином», шифр 14.00.05-внутренние болезни; автор более 110 научных работ.
Бадина Лариса Калышевна- доцент, кандидат медицинских наук, врач-кардиолог высшей категории. Педагогический стаж - 47 лет. Приоритетные научные интересы: кардиология. Научные достижения: защита кандидатской диссертации на тему: «К вопросу о механизме бронхоспазма у больных с бронхиальной астмой с сенсибилизацией замедленного типа », шифр 14.00.05-внутренние болезни; автор более 220 научных работ.
Малюченко Наталья Георгиевна- доцент, кандидат медицинских наук, врач-кардиолог высшей категории, врач-терапевт. Педагогический стаж - 41 лет. Приоритетные научные интересы: кардиология. Научные достижения: защита кандидатской диссертации на тему: «Влияние витамина В12, фолиевой кислоты и метилурацила на функцию печени у больных хронической ишемической болезнью сердца», шифр 14.00.06-кардиология; автор более 115 научных работ
Васильева Наталья Витальевна- доцент, кандидат медицинских наук, врач-кардиолог высшей категории, врач-эндокринолог, терапевт. Педагогический стаж – 34 года. Приоритетные научные интересы: эндокринология, кардиология. Научные достижения: защита кандидатской диссертации на тему: «Ультразвуковой контроль и радиоиммунологический анализ состояния ткани щитовидной железы в различные сроки после гемитиреоидэктомии в процессе лечения L-тироксином», шифр 14.00.19-лучевая диагностика, лучевая терапия; автор более 170 научных работ.
Алина Асел Разаккызы - доцент, кандидат медицинских наук, врач-терапевт первой категории. Педагогический стаж - 14 лет. Приоритетные научные интересы: кардиология, эндокринология. Научные достижения: защита кандидатской диссертации на тему: «Роль нарушений метаболизма гомоцистеина в развитии ишемической болезни сердца при сахарном диабете 2 типа», шифр 14.00.06 - кардиология, 14.00.03 - эндокринология; автор более 120 научных работ.
Толеубеков Куат Куанышбекович – доцент, кандидат медицинских наук, врач-терапевт высшей категории, врач-кардиолог. Педагогический стаж – 20 лет. Приоритетные научные интересы – кардиология. Научные достижения: защита кандидатской диссертации, шифр 14.00.05 - внутренние болезни; автор более 60 научных работ.
Серикбаева Айгуль Аманбековна – ассистент, врач-эндокринолог высшей категории, врач-терапевт. Педагогический стаж – 18 лет, приоритетные научные интересы – эндокринология, занимается научным исследованием на тему «Клинико–функциональная характеристика коры надпочечников при диабетической нефропатии».
Оспанова Гаухар Ганиевна – ассистент, врач-терапевт первой категории. Педагогический стаж – 9 лет, приоритетные научные интересы – ревматология, эндокринология.
Абдрахманова Макпал Тукеновна – ассистент, врач-терапевт. Педагогический стаж – 3 года. Приоритетные научные интересы – гематология.
Нургалиева Айжан Кайратовна – ассистент,врач-терапевт. Педагогический стаж – 2 года. Приоритетные научные интересы – гематология.
Щербатаев Шухрат Каримович – ассистент-стажер, врач-терапевт. Педагогический стаж – 1 год.
· Контактная информация: место нахождения кафедры - Областная клиническая больница(ул. Ерубаева 41). Проезд автобусами до остановки «ЦУМ» 43, 33, 41 ,51, 145, 70, 4, до «1000 мелочей» 30, 53, 40, 8, 118, 011, 05, 06, 29, 23.
· Политика дисциплины: Основными требованиями по подготовке специалиста по направлению «Внутренние болезни», отвечающего требованиям профессионального образовательного стандарта, является овладение требуемым объемом знаний, умений и практических навыков для самостоятельного проведения диагностических, лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий в области внутренней медицины Интерн обязан посещать практические занятия в соответствии с общими требованиями к учебной дисциплине и внешнему виду, систематически готовиться к практическим занятиям. К рубежному контролю допускаются интерны, не имеющие задолженности по практическим занятия, СРО и СРОП. Изучение дисциплины заканчивается проведением итогового контроля, включающего итоговую аттестацию по всем дисциплинам типового учебного плана интернатуры и аттестацию практических навыков по избранной специальности.
Введение:Интернатура является формой двухгодичной подготовки студентов медицинских высших учебных заведений по конкретной специализации, осуществляемой высшими организациями медицинского образования. Основной задачей обучения в интернатуре является подготовка специалистов для работы в органах и организациях здравоохранения или частной практики. Лица, не прошедшие интернатуру, к дальнейшему обучению в резидентуре не допускаются.
Цель дисциплины: обучить дифференциальной диагностике, критериям постановки диагноза, лечению и профилактике распространенных заболеваний внутренних органовв соответствии с принципами доказательной медицины и современными достижениями лечебно-диагностических технологий.
Задачи обучения
Интерн должен:
· Демонстрировать знания и понимание основных механизмов развития, клиническую симптоматику основных заболеваний внутренних органов, их профилактику, диагностику и принципы лечения с позиций доказательной медицины.
· Применять эти знания и понимание при проведении дифференциального диагноза, обоснования фрагментов клинического диагноза, составления программы обследования и алгоритма лечения на профессиональном уровне.
· Формулировать аргументы и решать проблемы в области обследования и лечения пациента: интерпретировать результаты обследования пациентов, обосновывать клинический диагноз с формулированием заключения, аргументировать составление программы обследования и выбор протокола лечения, прогнозировать течение и исход заболеваний внутренних органов.
· Осуществлять сбор, анализ и синтез информации по проблемам заболеваний внутренних органов с учетом современного состояния значимых социальных, этических и научных вопросов, компилировать информацию, делать личные суждения, владеть навыками публичного выступления.
· Сообщать информацию, идеи, проблемы и решения как специалистам, так и неспециалистам по основным вопросам заболеваний внутренних органов; передавать пациентам рекомендации по пропаганде здорового образа жизни.
· Способен продолжить дальнейшее обучение в резидентуре терапевтического профиля и самостоятельное непрерывное обучение и совершенствование своих знаний и навыков на протяжении всей профессиональной деятельности.
· Конечные результаты обучения
Дескрипторы | Конечные результаты обучения | Компетенции* | |
А | Знать | Описывает общие вопросы организации терапевтической помощи в стране, работу больнично-поликлинических учреждений, организацию работы скорой неотложной помощи взрослому населению. | 2,4,7 |
Излагает клиническую симптоматику основных заболеваний внутренних органов, их профилактику, диагностику и принципы лечения. | 2,4,7 | ||
Излагает основы рациональной фармакотерапии заболеваний внутренних органов, осложнения, вызванные применением лекарств, методы их коррекции. | 2,4,7 | ||
Кратко излагает основы рационального питания здоровых лиц, принципы диетотерапии больных с заболеваниями внутренних органов. | 2,4,7 | ||
Кратко излагает основы физиотерапии, определяет показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению. | 2,4,7 | ||
Описывает вопросы экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности. | 2,4,7 | ||
Определяет противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции. | 2,4,7 | ||
Б | Понимать | Классифицирует проявления различных заболеваний внутренних органов. | 2,4,7,8 |
Интерпретирует результаты лабораторных и инструментальных методов исследования больных с патологией внутренних органов. | 2,4,7,8 | ||
Объясняет механизмы формирования клинических и лабораторных синдромов при заболеваниях внутренних органов. | 2,4,7,8 | ||
В | Использовать на практике знания и понимания | Демонстрирует владение навыками сбора анамнеза, физикального осмотра больных с патологией внутренних органов. | 2,3,6,7,8 |
Определяет показания для выполнения различных лабораторных и инструментальных методов исследования больным с патологией внутренних органов, согласно протоколов. | 2,3,6,7,8 | ||
Демонстрирует на практике умение составлять алгоритмы дифференциально-диагностического поиска по синдромам наиболее часто встречающихся в терапевтической практике. Предполагает наличие редко встречающихся заболеваний внутренних органов. | 2,3,6,7,8 | ||
Использует на практике, показывает выполнение медицинских манипуляций: плевральная пункция при плевральном выпоте и пневмотораксе, интубация трахеи, коникотомия, лапароцентез, зондирование и промывание желудка, очистительные и сифонные клизмы, стернальной пункции (в стандартизированных условиях), определение группы крови по системе АВ0 и резус принадлежности пациента, биологической пробы, индивидуальной предтрансфузионной пробы, гемокомпонентной и инфузионно-трансфузионной терапии (под прямым контролем), пункция периферических вен, выполнение инфузии лекарств, ЭКГ-исследования, фармакологические пробы, измерение АД, пункция коленного сустава с диагностической и лечебной целью, катетеризация мочевого пузыря. | 2,3,4,5, 6,7,8 | ||
Составляет программу лечения наиболее часто встречающихся заболеваний терапевтического профиля. | 2,3,6,7,8 | ||
Демонстрирует владение оформлением медицинской документации, предусмотренной законодательством по здравоохранению. | 2,3,6,7,8 | ||
Владеет навыками диагностики и оказания первой и неотложной помощи при угрожающих жизни состояниях. | 2,3,4,5, 6,7,8 | ||
Владеет навыками коммуникации для установления максимально доверительных отношений с пациентом, его родственниками, коллегами и другими работниками. | 2,3,6,7,8 | ||
С | Выносить суждения, оценивать идеи и формировать выводы | Оценивает и интерпретирует результаты комплексного обследования пациентов с наиболее часто встречающимися заболеваниями внутренних органов. | 2,3,6,7,8 |
Обосновывает клинический диагноз с формулированием заключения. | 2,3,6,7,8 | ||
Аргументирует составление программы обследования и выбор протокола лечения больных с наиболее часто встречающимися заболеваниями внутренних органов. | 2,3,6,7,8 | ||
Прогнозирует течение и исход наиболее часто встречающихся заболеваний внутренних органов. | 2,3,6,7,8 | ||
D | Передавать собственное понимание и умения | Способен компилировать информацию, делать личные суждения, оформлять в виде рефератов и проектов по разделам СРС. | 2,3,4,5, 6,7 |
Способен передавать студентам собственные знания по работе с информацией. | 2,3,4,5, 6,7 | ||
Владеет навыками публичного выступления с формулированием анализа и собственных суждений, синтеза информации по проблемам заболеваний внутренних органов. | 2,3,4,5,7 | ||
Способен передавать экзаменаторам собственные знания и умения. | 2,3,4,5,7 | ||
Способен передавать пациентам рекомендации по пропаганде здорового образа жизни. | 2,3,4,7 |
· Перечень компетенций: 1. Общая образованность. 2. Знание биомедицинских наук. 3. Коммуникативные навыки. 4. Навык постоянного самосовершенствования. 5. Навыки научных исследований . 6. Навык работы в команде. 7. Профессионализм. 8. Клинические навыки.
· Пререквизиты: физиология 1,физиология 2, пропедевтика внутренних болезней.
· Постреквизиты: резидентура.
· Краткое содержание дисциплины:
Изучение дисциплины «Внутренние болезни» включает в себя освоение знаний этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, лечения и профилактики наиболее распространенных заболеваний внутренних органов; развитие навыков клинического мышления, синдромального подхода к дифференциальной диагностике, верификации и формулирование клинического диагноза, определение тактики ведения пациента. В процессе изучения дисциплины интерн овладевает навыками оценки показателей функционального состояния организма, интерпретации данных лабораторных исследований, методов визуальной диагностики (рентген, компьютерная томография, МРТ), эндоскопического и морфологического исследования. По окончании изучения дисциплины интерн должен осуществлять оказание квалифицированной медицинской помощи больному при распространенных терапевтических заболеваниях в соответствии с принципами доказательной медицины и современными достижениями лечебно-диагностических технологий.
o Тематический план (лекции, практические, семинарские, лабораторные): темы, форма проведения и продолжительность, время консультаций, рубежного и итогового контролей).
Тематический план практических занятий по дисциплине «Внутренние болезни»
№ | Наименование темы | Форма проведения | Продолжительность |
Модуль «Пульмонология» | |||
Кредит 1 | |||
Государственные программы реформирования здравоохранения. Системы ЕНСЗ и ЕИЦЗ. Клинико-затратные группы. Протоколы диагностики и лечения. Учетно-отчетная медицинская документация в терапевтическом стационаре. Нормативно-правовые акты деятельности врача-терапевта. | семинар | ||
Острые респираторные заболевания. Острый бронхит. ОРВИ. Хронические бронхиты.Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. | клинический разбор | ||
Пневмония. Классификация. Внебольничная пневмония. Пневмония госпитальная и у иммуноскомпрометированных больных. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. | симуляциянный метод (ЦПН) | ||
Плевриты. Классификация.Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. | клинический разбор | ||
Нагноительные заболевания органов дыхания: абсцесс и гангрена легких. Бронхоэктатическая болезнь. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. | клинический разбор | ||
Кредит 2 | |||
Бронхиальная астма. Современная классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Современные принципы лечения и мониторирование бронхиальной астмы. Ступенчатая терапия бронхиальной астмы в зависимости от степени тяжести. | клинический разбор | ||
Респираторные аллергозы. Тяжелые аллергические реакции. Лекарственная аллергия. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. | клинический разбор | ||
Трахеобронхиальная дискинезия. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. | клинический разбор | ||
Кредит 3 | |||
Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ). Современная классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. | клинический разбор | ||
Хроническое легочное сердце. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение | клинический разбор | ||
Хроническая дыхательная недостаточность. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Принципы лечения. | клинический разбор | ||
Кредит 4 | |||
Диссеминированные заболевания легких. Альвеолиты. Саркоидоз органов дыхания.Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Принципы лечения. | обучение основанное на клиническом случае (CBL) | ||
Пневмокониозы. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Принципы лечения. | клинический разбор | ||
Новообразования бронхов и легких. Алгоритмы диагностики. Заболевания органов дыхания у подростков, беременных и пожилых. Особенности тактики ведения. | клинический разбор | ||
Диагностика и оказание помощи при неотложных состояниях в пульмонологии. | клинический разбор | ||
Модуль «Гастроэнтерология» | |||
Кредит 1 | |||
Заболевания пищевода (гастроэзофагальная рефлюксная болезнь, эзофагоспазм, ахалазия кардии, грыжа пищеводного отверстия диафрагмы, рак пищевода). Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. | клинический разбор больных | ||
Неязвенные желудочные диспепсии. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | обучение, основанное на клиническом случае | ||
Хронический гастрит. Хронический дуоденит. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. | клинический разбор больных | ||
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. | клинический разбор больных | ||
Кредит 2 | |||
Дискинезия желчного пузыря, хронический холецистит, желчнокаменная болезнь. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. | клинический разбор больных | ||
Хронический панкреатит. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. | клинический разбор больных | ||
Дифференциальный диагноз при абдоминальном болевом синдроме. | клинический разбор больных | ||
Опухоли желудочно-кишечного тракта. Ранняя диагностика. Канцеропревенция. | семинар | ||
Основные принципы немедикаментозного лечения болезней органов пищеварения. Основы рационального питания. Диагностика гипо и гипервитаминозов, микроэлементозов. | научно-практическая конференция | ||
Кредит 3 | |||
Дифференциальный диагноз основных синдромов при патологии печени: холестаза, цитолитический, печеночно-клетоточной недостаточности, портальной гипертензии, мезенхимально-воспалительный, асцит, диффузное изменение, объемное образование в печени. | клинический разбор больных | ||
Вирусные гепатиты. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. | клинический разбор больных | ||
Невирусные заболевания печени. Лекарственный, токсический, алкогольный гепатиты, жировой гепатоз. Болезнь Вильсона-Коновалова. Синдром Жильбера. Патология печени у беременных женщин: холестаз беременных, острая жировая дистрофия печени у беременных, HELLP – синдром. Клинико-диагностические критерии. Принципы лечения. | клинический разбор больных(CBL) | ||
Циррозы печени. Классификация по Child Puch. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Лечение. | клинический разбор больных | ||
Осложнения циррозов печени. Портальная гипертензия. Печеночная энцефалопатия. Асцит и осложнения асцита. Спонтанный бактериальный перитонит. | клинический разбор больных | ||
Кредит 4 | |||
Заболевания, проявляющие себя диареей (опухоли желудочно-кишечного тракта, неспецифический язвенный колит, болезнь Крона, хронический энтероколит, моно- и дисахаридазная мальабсорбция, целиакия, функциональные расстройства, инфекционные заболевания). Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. | клинический разбор больных | ||
Неязвенные кишечные диспепсии. Дифференциальный диагноз при гнилостной и бродильной диспепсии. Синдром микробной контаминации. | клинический разбор больных | ||
Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона. Классификация. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. | клинический разбор больных | ||
Запоры (дилатация толстой кишки, синдром перерастянутой толстой кишки, опухоли толстой кишки, дивертикулез, заболевания дистального отдела толстой кишки, синдром раздраженного кишечника). | клинический разбор больных | ||
Диагностика и оказание неотложной помощи при угрожающих жизни состояниях: отравлениях, кровотечениях из ЖКТ, острой печеночной энцефалопатии, печеночной колики. | симуляционные методы (ЦПН) | ||
Модуль «Гематология» | |||
Кредит 1 | |||
Анемии. Кроветворение, особенности регуляции кроветворения в норме и патологии; возрастные особенности. Диагностический поиск. Железодефицитная анемия. Суточная потребность в железе. Всасывание железа. Особенности ЖДА у детей, беременных и пожилых. Лечение. Характеристика препаратов железа. Показания для перорального и парентерального применения препаратов железа. Показания к гемотрансфузиям. Контроль лечения. В-12 – дефицитная анемия | клинический разбор | ||
Гипопластические анемии. Цитопении. Апластические анемия, апластический синдром и парциальная красноклеточная аплазия. Анемический синдром при хронических заболеваниях. Особенности функционального состояния системы крови у онкологических больных. Лейкопения, агранулоцитоз, панцитопении. Особенности функционального состояния системы крови при заболеваниях печени, алкоголизме, заболеваниях почек, хронических воспалениях (ревматические болезни), инфекционных заболеваниях, ВИЧ. Анемия при ХПН и ее лечение. | клинический разбор | ||
Гемолитические анемии.Наследственные (мембранопатии, гемоглобинопатии, ферментопатии) и приобретенные (иммунные, неиммунные) гемолитические анемии. | командно-ориентированное обучение (TBL) | ||
Тромбоцитопатии и тромбоцитопении. Нарушения сосудистого гемостаза. Аутоиммунная тромбоцитопеническая пурпура, болезнь Верльгофа, наследственные тромоцитопатии, вторичные тромбоцитопении (симптоматические). Вазопатии (геморрагический васкулит, болезни Рандю-Ослера, Луи-Барр, Казабаха-Меррита и др.), болезнь Виллебранда. | клинический разбор | ||
Геморрагический синдром. Нарушения плазменного гемостаза: дефицит различных факторов, гемофилии. Антитромботическая терапия (антикоагулянты прямого и непрямого действия, тромболитики). ДВС-синдром. Клинико-лабораторная диагностика гиперкоагуляционной, переходной и гипокоагуляционной фаз. Лечение. | семинар | ||
Кредит 2 | |||
Острые лейкозы. FAB–классификация. Диагностические критерии острых лейкозов и вариантов острого лейкоза. Дифференциальная диагностика. Основные принципы лечения (полихимиотерапия, этапность лечения, критерии клинико-гематологической ремиссии и клинико-гематологического улучшения). Трансплантация костного мозга при острых лейкозах. Основные протоколы лечения острого лимфобластного и острого миелобластного лейкозов. Прогноз. | клинический разбор | ||
Хронические лейкозы. Классификация. Особенности клинических проявлений хронических лейкозов: хронического лимфолейкоза, хронического миелолейкоза, сублейкемического миелоза, эритремии, хронического моноцитарного лейкоза. Особенности гематологической картины (гемограммы, пунктатов). Ранняя диагностика. Принципы лечения. | клинический разбор | ||
Парапротеинемические гемобластозы. Лимфоидные неоплазии. Множественная миелома. Диагностические критерии. Обследование при подозрении на Ig-патию. Принципы лечения. В-лимфомы, Т и НК-клеточные опухоли. Лимфогрануломатоз. Диагностические подходы при подозрении на лимфопролиферативные заболевания. | клинический разбор | ||
Трансплатация костного мозга. Показания к трансплантации костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток при гематологических заболеваниях, иммунологические проблемы трансплантации, подготовка реципиентов к трансплантации и ведение пациента, перенесшего трансплантацию костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток. | научно-практическая конференция | ||
Основы трансфузионной иммуногематологии - антигены эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов, нейтрофилов, плазменных белков. Средства, методы и методика, особенности проведения гемокомпонентной и инфузионно-трансфузионной терапии. Показания и противопоказания с учетом стадии заболеваний. | практическое занятие | ||
Всего часов |
Тематический план СРСП по дисциплине «Внутренние болезни»
№ | Наименование темы | Форма проведения | Продолжительность |
Модуль «Пульмонология» | |||
Кредит 1 | |||
Пневмония. Классификация. Внебольничная пневмония. Пневмония госпитальная и у иммуноскомпрометированных больных. Клинико-диагностические и дифференциально-диагностические критерии. Осложнения. Лечение. | симуляционный метод (ЦПН) | ||
Ведение больных. | Ведение больных с патологией внутренних органов/ Курация тематических больных | ||
Кредит 2 | |||
Ведение больных пульмонологического профиля | Ведение больных с патологией внутренних органов/ Курация тематических больных | ||
Кредит 3 | |||
Ведение больных пульмонологического профиля | Ведение больных с патологией внутренних органов/ Курация тематических больных | ||
Кредит 4 | |||
Ведение больных пульмонологического профиля | Ведение больных с патологией внутренних органов/ Курация тематических больных | ||
Модуль «Гастроэнтерология» | |||
Кредит 1 | |||
Ведение больных гастроэнтерологического профиля | Ведение больных с патологией внутренних органов/ Курация тематических больных | ||
Кредит 2 | |||
Ведение больных гастроэнтерологического профиля | Ведение больных с патологией внутренних органов/ Курация тематических больных | ||
Кредит 3 | |||
Ведение больных гастроэнтерологического профиля | Ведение больных с патологией внутренних органов/ Курация тематических больных | ||
Кредит 4 | |||
Ведение больных гастроэнтерологического профиля | Ведение больных с патологией внутренних органов/ Курация тематических больных | ||
Диагностика и оказание неотложной помощи при угрожающих жизни состояниях: отравлениях, кровотечениях из ЖКТ, острой печеночной энцефалопатии, печеночной колики. | Обучение, основанное на симуляционных технологиях (ЦПН) | ||
Модуль «Гематология» | |||
Кредит 1 | |||
Ведение больных гематологического профиля | Ведение больных с патологией внутренних органов/ Курация тематических больных. | ||
Кредит 2 | |||
Ведение больных гематологического профиля | Ведение больных с патологией внутренних органов/ Курация тематических больных. | ||
Всего часов |
Время консультаций:
Консультации проводятся еженедельно по субботам с 8.30 час.до 14.00 час.
Время рубежного контроля:
Осенний семестр
специальность | Курс/поток/группа | дисциплина | Неделя/дата | время |
5В130100 «Общая медицина» | 6/1поток/6-039 | модуль «Гематология» | 4 неделя/ 24.09.2015 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/1 поток/6-040 | модуль «Гематология» | 4 неделя/ 24.09.2015 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/1 поток/6-041 | модуль «Гематология» | 8 неделя/ 21.10.2015 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/1 поток/6-042 | модуль «Гематология» | 8 неделя/ 21.10.2015 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/1 поток/6-026 | модуль «Гематология» | 12 неделя/ 17.11.2015 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/2поток/6-035 | модуль «Пульмонология» | 7 неделя/ 14.10.2015 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/2поток/6-036 | модуль «Пульмонология» | 7 неделя/ 14.10.2015 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/2поток/6-024 | модуль «Пульмонология» | 11 неделя/ 10.11.2015 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/2поток/6-025 | модуль «Пульмонология» | 11 неделя/ 10.11.2015 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/2поток/6-037 | модуль «Пульмонология» | 17 неделя/ 25.12.2014 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/2поток/6-038 | модуль «Пульмонология» | 17 неделя/ 25.12.2014 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/2поток/6-037 | модуль «Гастроэнтерология» | 7 неделя/ 14.10.2015 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/2поток/6-038 | модуль «Гастроэнтерология» | 7 неделя/ 14.10.2015 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/2поток/6-035 | модуль «Гастроэнтерология» | 14 неделя/ 01.12.2015 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/2поток/6-036 | модуль «Гастроэнтерология» | 14 неделя/ 01.12.2015 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/2поток/6-024 | модуль «Гастроэнтерология» | 17 неделя/ 25.12.2015 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/2поток/6-025 | модуль «Гастроэнтерология» | 17 неделя/ 25.12.2015 |
Весенний семестр
Специальность | Курс/поток/группа | дисциплина | Неделя/дата | время |
5В130100 «Общая медицина» | 6/2поток/6-035 | модуль «Гематология» | 4 неделя/ 11.02.2016 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/2 поток/6-036 | модуль «Гематология» | 4 неделя/ 11.02.2016 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/2поток/6-037 | модуль «Гематология» | 9 неделя/ 18.03.2016 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/2 поток/6-038 | модуль «Гематология» | 9 неделя/ 18.03.2016 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/2 поток/6-024 | модуль «Гематология» | 13 неделя/ 15.04.2016 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/2 поток/6-025 | модуль «Гематология» | 13 неделя/ 15.04.2016 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/1 поток/6-039 | модуль «Пульмонология» | 7 неделя/ 2.03.2016 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/1 поток/6-040 | модуль «Пульмонология» | 7 неделя/ 2.03.2016 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/1 поток/6-026 | модуль «Пульмонология» | 11 неделя/ 29.03.2016 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/1 поток/6-041 | модуль «Пульмонология» | 17 неделя/ 13.05.2016 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/1 поток/6-042 | модуль «Пульмонология» | 17 неделя/ 13.05.2016 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/1 поток/6-041 | модуль «Гастроэнтерология» | 7 неделя/ 1.03.2016 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/1 поток/6-042 | модуль «Гастроэнтерология» | 7 неделя/ 1.03.2016 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/1 поток/6-039 | модуль «Гастроэнтерология» | 13 неделя/ 18.04.2016 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/1 поток/6-040 | модуль «Гастроэнтерология» | 13 неделя/ 18.04.2016 | |
5В130100 «Общая медицина» | 6/1 поток/6-026 | модуль «Гастроэнтерология» | 17 неделя/ 13.05.2016 |
Время итогового контроля:В конце модуля (соответственно графику) по разделам внутренних болезней – пульмонология, гематология, гастроэнтерология, интерн сдает аттестацию практических навыков (1 этап – итогового контроля) и рубежный контроль в виде компьютерного тестирования. Средняя оценка за аттестацию практических навыков по пройденным модулям составляет 40% итогового контроля. По завершению 12 семестра – устный экзамен по дисциплине «Внутренние болезни», компьютерное тестирование по дисциплинам «Клиническая лабораторная диагностика», «Визуальная диагностика», оценка за который составляет 60% итогового контроля.
· Задания для самостоятельной работы студентов
Тематический план СРС интерна по дисциплине «Внутренние болезни»
№ | Наименование темы | Форма проведения | Продол житель ность |
VI курс | |||
Модуль «Пульмонология» | |||
Кредит 1 | |||
Дежурство в стационаре | Дежурство в стационаре терапевтического профиля | ||
Кредит 2 | |||
Дежурство в стационаре | Дежурство в стационаре терапевтического профиля | ||
Кредит 3 | |||
Дежурство в стационаре | Дежурство в стационаре терапевтического профиля | ||
Кредит 4 | |||
Дежурство в стационаре | Дежурство в стационаре терапевтического профиля | ||
Модуль «Гастроэнтерология» | |||
Кредит 1 | |||
Дежурство в стационаре | Дежурство в стационаре терапевтического профиля | ||
Кредит 2 | |||
Дежурство в стационаре | Дежурство в стационаре терапевтического профиля | ||
Кредит 3 | |||
Дежурство в стационаре | Дежурство в стационаре терапевтического профиля | ||
Кредит 4 | |||
Дежурство в стационаре | Дежурство в стационаре терапевтического профиля | ||
Модуль «Гематология» | |||
Кредит 1 | |||
Дежурство в стационаре | Дежурство в стационаре терапевтического профиля | ||
Кредит 2 | |||
Дежурство в стационаре | Дежурство в стационаре терапевтического профиля | ||
Всего часов |
* Интерн выполняет 1 СР по каждому кредиту в виде дежурства в стационаре терапевтического профиля.
Оценками за СР интерна по завершению кредита являются оценки за:
· Выполнение ночных/дневных дежурств
· Экспертизу медицинской документации.
· Лекарственный формуляр.
· 360°-оценка деятельности интерна (оценка деяетельности интерна заведующим отделением/врачом, медсестрой, пациентом).
o График выполнения и сдачи заданий по дисциплине.
Задание включает оценку за практическое занятие, за СРО и СРОП. Сдается в последний день кредита.
Литература
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
№ | Автор (ы) | Название, вид издания |
Воротынцева Н.С. | Рентгенопульмонология : стратегия и тактика получения и анализа рентгеновского изображения в пульмонологии: учеб.пособие / Н. С. Воротынцева, С. С. Гольев. - М. : Мед.информ. агентство, 2009. - 280 с.: ил | |
ред. С. И. Овчаренко. | Наглядная пульмонология : пер. с англ. / ред. С. И. Овчаренко. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 112 с. : ил. | |
ред. А. Г. Чучалин. | Пульмонология : Нац. рук-во / ред. А. Г. Чучалин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 960 с : ил. - (Национальные руководства) | |
ред. А. Г. Чучалин. | Рациональная фармакотерапия заболеваний органов дыхания : Руководство для практикующих врачей / ред. А. Г. Чучалин. - М. :Литтерра, 2004. - 874 с. - (Рациональная фармакотерапия ; Том V) | |
ред.Ивашкин В.Т. ; ред Лапина Т.Л. | Гастроэнтерология : Нац. рук-во / ред.Ивашкин В.Т. ; ред Лапина Т.Л. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 700 с. : ил. - (Национальные руководства) | |
КешавСатиш | Наглядная гастроэнтерология : учеб.пособие: пер. с англ. / СатишКешав. - М. :ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 136 с. : ил. - (Экзамен на отлично) | |
ред.: Ф. И. Комаров, С. И. Рапопорт. | Руководство по гастроэнтерологии : руководство / ред.: Ф. И. Комаров, С. И. Рапопорт. - М. : МИА, 2010. - 864 с. : ил. | |
Парфенов А.И. | Энтерология : руководство для врачей / А. И. Парфенов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Мед.информ. агентство, 2009. - 880 с. : ил - М. : Триада-Х, 2002. - 724 с. : ил.14с | |
Филимонов Р.М. | Подростковая гастроэнтерология : руководство / Р. М. Филимонов. - 2-е изд., перераб и доп. - М. : Мед.информ. агентство, 2008. - 576 с. : ил. | |
Чернин В.В. | Болезни пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки : руководство для врачей / В. В. Чернин. - М. : Мед.информ. агентство, 2010. - 528 с. : ил | |
ред. А. И. Воробьев. | Рациональная фармакотерапия заболеваний системы крови : руководство для практикующих врачей / ред. А. И. Воробьев. - М. :Литтерра, 2009. - 688 с. - (Рациональная фармакотерапия : Серия руководств для практикующих врачей ; Т. ХX) | |
В. В. Черепанова [и др.]. | Неотложные состояния вонкогематологии : учеб.пособие / В. В. Черепанова [и др.]. - Нижний Новгород : Изд-во НГМА, 2009. - 160 с | |
Аронсон Ф. | Наглядная кардиология : пер. с англ. / Ф. Аронсон, Дж. Вард, Г. Винер. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 120 с. : ил. - (Экзамен на отлично) 2005. - 136 с. : ил. | |
ред.Беленков Ю.Н. ; ред Оганов Р.Г. | Кардиология : Нац. рук-во / ред.Беленков Ю.Н. ; редОганов Р.Г. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007,2008. - 1232 с. - (Национальные руководства) | |
Волков В.С. | Экстренная диагностика и лечение в неотложной кардиологии : руководство для врачей / В. С. Волков. - М. : Мед.информ. агентство, 2010. - 336 с. : ил | |
Моисеев В.С. | Алкоголь и болезни сердца / В. С. Моисеев, А. А. Шелепин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 168 с. - (Библиотека врача-специалиста ) | |
ред. Р. Г. Оганов | Диагностика и лечение в кардиологии : учеб. пособие для студ. мед.вузов:пер. с англ. / ред. Р. Г. Оганов. - М. :МЕДпресс-информ, 2007. - 800 с. : ил. | |
ОкороковА.Н. | Диагностика болезней внутренних органов : Руководство / А.Н. Окороков ; А. Н. Окороков. - М. : Мед.лит. - 2005 Т. 9 : Диагностика болезней сердца и сосудов. - 432 с. : ил. Т.10 : Диагностика болезней сердца и сосудов. - 2008. - 384 с. : ил. - (Руководство) Т.6: Диагностика болезней сердца и сосудов:атеросклероз,ИБС.- 2008. - 464 с. : ил 2002, 2003 Т.7 : Диагностика болезней сердца и сосудов. - 2008. - 416 с. : ил. Т.8 : Диагностика болезней сердца и сосудов:болезнимиокарда.Сердечная недостаточность. - 2007, 2009. - 432 с. : ил. | |
Багирова Г.Г. | Избранные лекции по ревматологии : учеб.пособие / Г. Г. Багирова. - М. : Медицина, 2008. - 256 с | |
ред.Насонов Е.Л. ; ред Насонова В.А. | Ревматология : Нац. рук-во / ред.Насонов Е.Л. ; ред Насонова В.А. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007, 2008. - 720 с. - (Национальные руководства) | |
ред. Н. А. Мухин. | Нефрология : Нац. рук-во / ред. Н. А. Мухин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 720 с : ил. - (Национальные руководства) | |
Мухин Н.А. | Диагностика и лечение болезней почек / Мухин, Николай Алексеевич, Тареева И.Е., Шилов Е.М. - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2002. - 384 с | |
ред.Мухин Н.А. ; ред.: Козловская Л.В., Шилов Е.М. | Рациональная фармакотерапия в нефрологии : Руководство для практикующих врачей / ред.Мухин Н.А. ; ред.: Козловская Л.В., Шилов Е.М. - М. : Литтерра, 2006. - 896 с. - (Рациональная фармакотерапия : Серия руководств для практикующих врачей ; Т.XIII) | |
ред.: Н. А. Мухин, Л. В. Козловский, Е. М. Шилов | Рациональная фармакотерапия в нефрологии : научное издание / ред.: Н. А. Мухин, Л. В. Козловский, Е. М. Шилов. - М. :Литтерра, 2008. - 640 с. - (Рациональная фармакотерапия). - (COMPENDIUM) | |
О'Каллагхан Крис А. | Наглядная нефрология : учеб. пособие для вузов: пер.с англ. / Крис А. О'Каллагхан. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 128 с. : ил. | |
Пилотович В.С. | Хроническая болезнь почек : методы заместительной почечной терапии / В. С. Пилотович, О. В. Калачик. - М. : Мед. лит., 2009. - 288 с. : ил. | |
Аметов А.С. | Избранные лекции по эндокринологии / А. С. Аметов. - М. : Мед.информ. агентство, 2009. - 496 с. : ил. | |
Балаболкин М.И. | Дифференциальная диагностика и лечение эндокринных заболеваний : руководство / М. И. Балаболкин, Е. М. Клебанова, В. М. Креминская. - М. : Мед.информ. агентство, 2008. - 752 с | |
Благосклонная Я.В. | Эндокринология : учеб.для мед. вузов / Я. В. Благосклонная, Е. В. Шляхто, А. Ю. Бабенко. - 3-е изд., испр. и перераб. - СПб. : СпецЛит, 2012. - 421 с. : ил. 2007. - 400 с. : ил. | |
Гилязутдинов И. А. | Нейроэндокринная патология в гинекологии и акушерстве : Руководство для врачей / Гилязутдинов, Ильдар Абдулаевич, Гилязутдинова З.Ш. - М. :МЕДпресс-информ, 2006. - 416 с | |
Дедов И.И. | Эндокринология : учебник / И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко, В. В. Фадеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 432 с. : ил. | |
ред.: И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко. | Эндокринология : Национальное руководство / ред.: И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 1072 с. : ил.+1 CD-ROM. - (Национальные руководства) | |
ред. Н. П. Шабалов | Диагностика и лечение эндокринных заболеваний у детей и подростков : учеб.пособие / ред. Н. П. Шабалов . - 2-е изд., испр. и доп. - М. : МЕДпресс-информ, 2009. - 528 с. : ил. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА