Вид зрения и характеристика зрительной деятельности в зависимости от уровня освещенности
Вид зрения | Уровень освещенности | Функционирующие нейро-эпителиальные клетки | Характеристика зрительной деятельности |
1. Дневное (фотопическое) | 30 люкс и более | Колбочки | Высокая острота зрения, наличие цветоощущения |
2. Переходное (от дневного к сумеречному) | 25-0,3 люкс | Колбочки и палочки (в равной степени) | Снижение остроты зрения, цветоощущение сохранено |
3. Сумеречное (мезопическое) | 0,3-0,1 люкс | Преимущественно палочки | Низкая острота зрения; изменение светлоты (яркости) цвета: «теплые» тона становятся темнее, "холодные" светлее |
4. Ночное (ско-топическое) | Ниже 0,1 люкс | Палочки | Зрение бесцветно (ахроматично) |
Постепенность перехода от дневного к сумеречному и ночному зрению имеет большое практическое значение. Обеспечивается этот переход за счет приспособления глаза к свету и к темноте, т.е. существует световая и темновая адаптация. Световая адаптация в норме осуществляется довольно быстро (за 60 секунд), темновая - значительно
дольше (60 минут). Это связано с тем, что распад зрительных пигментов происходит на свету и гораздо быстрее, чем их синтез.
В клинической офтальмологии (и в жизни) большую роль играет адаптация к темноте. Нарушение темновой адаптации называется гемералопия («куриная слепота»), при наличии которой человек не ориентируется в пространстве в сумерках и особенно ночью.
Различают три вида гемералопии:
1. Симптоматическая - связана с поражением фоторецепторов
сетчатки; является одним из симптомов органического заболе
вания сетчатки, сосудистой оболочки, зрительного нерва (пиг
ментная дистрофия сетчатки, глаукома, невриты зрительного
нерва и др.) - неизлечима.
2. Функциональная - развивается в связи с гиповитаминозом и
хорошо поддается лечению витаминами А, В], В2.
3. Врожденная - причина не установлена, носит семейно-
наследственный характер.
Исследование светоощущения (световой чувствительности) включает:
1. Контрольные пробы, позволяющие получить ориентировочные
данные - это наблюдение за действиями обследуемого в затем
ненном помещении.
2. Проба Кравкова-Пурькинье. На черном картоне размером 20x20
см наклеены четыре квадрата 3x3 см из голубой, желтой, крас
ной и зеленой бумаги. Исследование проводится с расстояния
50 см от глаз (в затемненной комнате). В норме через 30-40 се
кунд становится различимым желтый квадрат, потом голубой.
При нарушении светоощущения голубой квадрат не виден, жел
тый виден в виде светлого пятна.
3. Для точной количественной характеристики световой чувстви
тельности существуют специальные приборы - адаптометры. В
нашей стране широко используют адаптометр Белостотского-
Гофмана (АДМ).
Задание № 3
Для контроля исходного уровня знаний по теме в начале занятия предлагаются стандартизорованные тесты 1 -го уровня (в основном тесты на опознание). Для самоконтроля усвоения знаний в конце занятия предлагаются тесты 1 -го уровня на различение и классификацию, а также тесты 2-го уровня и соответствующие ситуационные задачи. Ответы можно сверить с эталонами решений.
Тесты 1-го уровня
На опознание:
1. Является ли орган зрения основным в познании внешней среды?
Эталон: Да.
2. Является ли сетчатка световоспринимаюшей оболочкой глаза?
Эталон: Да.
3. Существует ли деление сетчатой оболочки в функциональном от
ношении?
Эталон: Да.
4. Одновременно ли развивались зрительные функции в процессе
филогенеза?
Эталон: Нет.
5. Одинаковая ли острота зрения у новорожденных, детей и взрослых?
Эталон: Нет.
6. Можно ли судить по изменению полей зрения о некоторых забо
леваниях центральной нервной системы?
Эталон: Да.
7. Является ли нарушение цветоощущения противопоказанием для
профессии водителя?
Эталон: Да.
8. Зависит ли зрительная деятельность от уровня освещенности?
Эталон: Да.
Тесты 1-го и П-го уровня
1. Перечислите основные зрительные функции по очередности их
развития в процессе филогенеза.
1) светоощущение;
2) периферическое зрение;
3) центральное зрение;
4) цветоощущение;
5) бинокулярное зрние.
Эталон: 1,2,3,4,5.
2. Назовите нейро-эпителиальные клетки, обеспечивающие зрительные
функции, их количество, место расположения на глазном дне.
1) колбочки (около 8 млн., в основном в центральной ямке
желтого пятна);
2) палочки (около 160 млн., по периферии глазного дна).
Эталон: 1, 2.
3. Какие функции выполняет колбочковый аппарат сетчатки?
1) центральное зрение;
2) светоощущение;
3) цветоощущение.
Эталон: 1,3.
4. Какие функции выполняет палочковый аппарат сетчатки?
1) светоощущение;
2) периферическое зрение;
3) центральное зрение.
Эталон: 1,2.
5. Какими качествами характеризуется центральное зрение?
1) восприятием формы и различением отдельных деталей
предмета;
2) восприятием окружающего пространства;
3) высокой остротой зрения;
4) восприятием цвета.
Эталон: 1, 3, 4.
6. Перечислите таблицы и приборы с помощью которых можно ис
следовать остроту зрения субъективно.
1) таблица Головина С.С., Сивцева Д.А. (буквенные знаки);
2) международная таблица, Ландольта (кольца);
3) детская таблица Орловой Е.М.;
4) прибор для исследования ретинальной остроты зрения
(РОЗ);
5) проектор с предъявлением отдельных оптотипов (букв,
цифр и др.).
Эталон: 1,2,3,4,5.
7. Кем предложена формула для расчета остроты зрения?
1) ЮнгомЭ.А. (1860 г.);
2) Снелленом Г. (1862 г.).
Эталон: 2.
8. Перечислите методы и приборы, с помощью которых можно ис
следовать остроту зрения объективно.
1) тонография (тонограф);
2) нистагмография (нистагмограф);
3) исследование ретинальной остроты зрения (РОЗ) с помо
щью лазерного луча.
Эталон: 2.
9. Перечислите методы исследования периферического зрения.
1) периметрия;
2) офтальмометрия;
3) компьютерная периметрия.
Эталон: 1,3.
10. Назовите средние нормальные границы поля зрения на белый
цвет: у взрослых, у детей (по основным меридианам).
У взрослых:
1)
2)
3)
У детей:
4)
Ответ: У взрослых:
1) снаружи - 90°;
2) снизу-70°;
3) сверху и с внутренней стороны -
60°.
У детей:
4) по всем меридианам границы поля
зрения уже на 10-15°.
11. Назовите основные патологические изменения полей зрения.
1) 2) 3)
Ответ: 1) очаговые дефекты - скотомы;
2) концентрическое сужение полей
зрения;
3) двустороннее выпадение полови
ны поля зрения - гемианопсия.
12. При каких заболеваниях, как правило, возникают очаговые дефек
ты полей зрения - скотомы?
1) 2) 3)
Ответ: 1) при заболевании сетчатки и сосудистой оболочки глаза;
2) при открытоугольной глаукоме I-
II стадии заболевания;
3) при воспалительных процессах
зрительного нерва.
13. Перечислите заболевания, при которых происходит концентриче
ское сужение полей зрения?
1) 2) 3) 4) 5)
Ответ:
Атрофия зрительного нерва.
1) на почве сосудистой патологии
глаза:
- при гипертонической болезни;
- при атеро-артериосклерозе.
2) при эндокринных нарушениях:
- диабет;
- тиреотоксикоз;
3) при глаукоме;
4) исход воспалительных процессов
зрительного нерва;
5) нисходящая атрофия зрительного
нерва:
- при опухолях головного мозга;
- рассеянном склерозе;
- токсикоинфекциях и др.
14. На каком уровне нарушена проводимость зрительного пути при
развитии:
а) гетеронимной гемианопсии?
б) гомонимной гемианопсии?
Ответ:
1) наличие патологического процесса
в области хиазмы;
2) на уровне зрительного тракта:
- правого;
- левого.
15. На какие основные группы делятся все цвета, наблюдаемые в природе?
1) 2)
Ответ:
1) ахроматические (белый, черный);
2) хроматические (цветные).
16. По каким признакам хроматические цвета отличаются друг от друга?
1) 2) 3)
Ответ:
1) по цветовому тону;
2) насыщенности;
3) светлоте (яркости).
17. Назовите основные цвета, воспринимаемые человеком в норме.
1) 2) 3)
Ответ:
1) красный (красно-оранжевый);
2) зеленый (желто-зеленый);
3) синий (сине-фиолетовый).
18. Назовите виды расстройства цветового зрения врожденного характера.
1) 2) 3)
Ответ:
1) протанопия(протанопы);
2) дейтеранопия (дейтеранопы);
3) тританопия (тританопы).
19. Перечислите приобретенные расстройства цветового зрения.
1) 2) 3) 4)
Ответ:
1) эритропсия;
2) ксантопсия;
3) цианопсия;
4) хлоропсия.
20. Какие методы применяются для исследования цветоощущения в
нашей стране?
1) 2) 3) 4)
Ответ:
1) с помощью цветной мозаики (у
детей);
2) полихроматические таблицы
проф. РабкинаЕ.;
3) новые пигментные таблицы;
4) аномалоскопы.
21. В каком виде у человека проявляется световая чувствительность глаза?
1) 2)
Ответ:
1) абсолютная световая чувствитель
ность;
2) различительная световая чувстви
тельность.
22. Какой вид зрения (функциональной способности сетчатки) на
блюдается при различном уровне освещенности?
1) 2) 3) 4)
Ответ:
1) дневное (фотопическое);
2) переходное (от дневного к суме
речному);
3) сумеречное (мезопическое);
4) ночное (скотопическое).
23. Какие нейро-эпителиальные клетки функционируют при различ
ном уровне освещенности?
1) 2) 3) 4)
Ответ:
1)30 люкс и более - колбочки;
2) 25-0,3 люкс - колбочки и палочки
(в равной степени);
3) 0,3-0,1 люкс - преимущественно
палочки;
4) ниже 0,1 люкс - палочки.
24. Какими свойствами характеризуется дневное зрение?
1) 2)
Ответ:
1) высокая острота зрения;
2) наличие цветового зрения.
25. Перечислите свойства сумеречного зрения.
1) 2) 3)
Ответ:
1) низкая острота зрения;
2) изменение светлоты (яркости), цве
та;
3) адаптация к уровню освещенности.
26. Перечислите свойства ночного зрения.
1) 2)
Ответ:
1) ахроматично (бесцветно);
2) адаптация к темноте.
27. Назовите время адаптации глаза к свету и к темноте.
1) 2)
Ответ:
1) 60 секунд (1 минута) - к свету;
2) 60 минут (1 час) - к темноте.
28. Перечислите виды нарушений адаптации к темноте (виды гемерало
пии).
1) 2) 3)
Ответ:
1) симптоматическая;
2) функциональная;
3) врожденная.
29. Какими методами можно исследовать светоощущение?
1)
2)
Ответ:
1) контрольные пробы;
2) пробы Кравкова-Пуркинье;
3) с помощью адаптометра (АДМ).
30. На каком приборе можно определить наличие или отсутствие бинокулярного зрения? 1) 2)
Ответ:
1) синоптофор;
2) цветотест.
Задача №1
Ученик 6-го класса Б., 3 месяца назад заметил снижение зрения вдаль (не видит написанный на доске текст). При чтении и письме затруднений не испытывает. В анамнезе: у матери очки - 3,0 D, у отца -миопический астигматизм.
При исследовании остроты зрения с помощью таблицы буквенных знаков (Головина-Сивцева) она оказалась равной на правый глаз -0,2; на левый-0,3.
Вопрос: о какой причине снижения остроты зрения можно думать? Конкретные действия врача общего профиля.
Ответ: можно предположить, что снижение зрения у данного школьника произошло за счет развивающейся близорукости. Мальчика необходимо направить на обследование к врачу-офтальмологу.
Задача №2
Больная С, 56 лет обратилась к врачу-офтальмологу с жалобами на неприятные ощущения в обоих глазах, периодически не видит половину предмета. Около 2 лет страдает головными болями.
При исследовании зрительных функций снижения остроты зрения не выявлено (правый глаз - 0,9; левый - 1,0).
Но при периметрии обнаружено двустороннее выпадение височных половин полей зрения (гетеронимная битемпоральная гемиа-нопсия).
Вопрос: о каком заболевании можно думать при выявлении ге-теронимной битемпоральной гемианопсии?
Ответ: у данной больной необходимо исключить новообразование в полости черепа, в области турецкого седла. Больную срочно направить к нейрохирургу для детального обследования и, возможно, хирургического лечения.
Задача №3
Юноша Н., 18 лет, жалоб на состояние здоровья (и на зрение) не предъявляет, но при отборе в летное училище признан негодным.
При исследовании зрительных функций снижения остроты зрения и нарушений со стороны полей зрения не обнаружено. При проверке же цветового зрения (цветоощущения) по таблицам Рабкина Е. выявлена «Протанопия» (не воспринимает красный цвет - врожденная патология).
Возникают вопросы:
1. Правильное ли решение приняла комиссия в данном случае?
2. Какие профессии (кроме летчика) противопоказаны при нару
шенном цветоощущении?
3. Каким врачом нельзя работать при расстройстве цветоощущения?
Ответ:
1. Решение комиссии правильное.
2. Противопоказаны все работы, связанные с вождением транс
порта (железнодорожный транспорт, автотранспорт и т.д.), а
также работы в химической промышленности, дизайнера и др.
3. Не рекомендуется работать врачом-офтальмологом, дерматоло
гом и педиатром.
Задача №4
Девочка О., 12 лет, с раннего детства панически боится темноты. В настоящее время в сумерках и ночью не ориентируется в пространстве (не находит дорогу домой). Контрольная проба показала, что в затемненной комнате (после 30 минут адаптации) девочка не видит стул, не может взять карандаш со стола.
Вопросы:
1. Какая зрительная функция нарушена у данной больной?
2. Каким термином это нарушение обозначается и при каком забо
левании встречается чаще всего?
Ответ:
1. Нарушена функция светоощущения, точнее темновая адаптация.
2. Симптоматическая гемералопия, чаще всего встречается при
пигментной дистрофии сетчатки.