Применение. Медицинская техника. Разъединение и
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПО ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И
ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ
(ЛЕЧЕБНЫЙ ФАУЛЬТЕТ)
КИРОВ – 2008
УДК 617.089 : 611.9 (378.14)
Печатается по решению редакционно-издательского совета и центральной методической комиссии Кировской государственной медицинской академии.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ (лечебный факультет). – /Сост.: А.А.Зайков, С.П.Ашихмин, О.М.Бухарин, А.Е.Садаков. - Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2008.- 69 с.
Методические разработки предназначаются для организации практических занятий и самостоятельной работы студентов по изучению оперативной хирургии и топографической анатомии. С этой целью в каждой из перечисленных тем занятий приведен перечень вопросов, подлежащих усвоению, в том числе и в качестве практических навыков. Для облегчения процесса усвоения материала названы основные учебные элементы по каждой теме, т.е. выделено главное в ней.
Методические разработки рассчитаны на студентов лечебного факультета медицинской академии в качестве основы ориентировочной деятельности при изучении предмета, а так же на преподавателей соответствующих кафедр с целью унификации учебно-методического процесса.
Рецензенты: заведующая кафедрой патологической физиологии, доктор медицинских наук, доцент А.П.Спицин;
Заведующий кафедрой хирургии и акушерства ВГСХА, заслуженный деятель науки РФ, д.в.н., профессор А.И.Варганов.
© Зайков А.А., Ашихмин С.П., Бухарин О.М., Садаков А.Е.
© КГМА, Киров - 2008.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Успехи биологии и медицины, постоянное накопление новых интересных фактов, выдвижение новых теоретических обобщений, разработка и внедрение в практику современных методов хирургических вмешательств привели к резкому увеличению количества информации по оперативной хирургии и топографической анатомии. В связи с этим возрастает значение квалифицированной методической работы преподавателя, хорошей организации и четкого планирования практических занятий, рационального распределения времени студентов на самостоятельную работу, изучение препаратов и препарирование, на приобретение ими практических навыков и умений.
Методические разработки практических занятий обобщают опыт преподавания коллектива кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Кировской государственной медицинской института и призваны способствовать улучшению подготовки студентов лечебного факультета по топографической анатомии и оперативной хирургии. В них с определенной последовательностью изложены вопросы, подлежащие изучению на каждом практическом занятии, дано обоснование изучаемой темы, изложен порядок проведения устного разбора материала. В каждой методической разработке приведен перечень используемых на занятиях учебных пособий, рекомендован список обязательной и дополнительной литературы по изучаемой теме.
По мнению автора, методические разработки должны принести несомненную пользу студентам как при изучении материала на практических занятиях, так и при самостоятельной подготовки к ним, а так же в осмыслении основных положений пройденного материала перед экзаменами. Они будут полезны и для преподавателей, так как позволяют не только унифицировать методику преподавания на занятиях, но и значительно улучшить их организацию.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Изучение оперативной хирургии и топографической анатомии, сложный «двуединый» процесс, важный этап обучения студента. В силу своего большого прикладного значения топографическая анатомия и оперативная хирургия дают студенту знания и практические навыки, на которых основывается не только последующие занятия по хирургическим и другим дисциплинам (терапия, гинекология, урология, травматология и т.п.), но и вся его самостоятельная врачебная деятельность.
Для глубокого усвоения изучаемого материала на практических занятиях студенту необходимо систематически предварительно готовиться самостоятельно, рационально используя имеющиеся на кафедре наглядные пособия, рекомендованную литературу.
Подготовка к занятиям требует большого труда, четкого методического подхода, правильной организации своих творческих возможностей. Для облегчения самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям мы рекомендуем использовать следующие алгоритмы:
А) При изучении топографической анатомии той или иной области тела
человека:
1. Границы области.
2. Внешние ориентиры (костные, мышечные, кожные и др.).
3. Послойное расположение тканей в данной области.
4. Характеристика особенностей строения каждого слоя, прикладное
значение этих особенностей в норме и патологии.
5. Сосудисто-нервные образования в пределах каждого из изучаемых
слоев, их взаимоотношения.
6. Проекция на кожу области внутренних органов и сосудисто-нервных
образований.
7. Пути лимфооттока, расположение лимфатических узлов в пределах изучаемой области.
8. Значение особенностей строения области и входящих в нее образований в хирургической практике.
Б) При изучении хирургической анатомии органов:
1. Голотопия органа, проекция на кожные покровы.
2. Скелетотопия.
3. Отношение к фасциям и серозным покровам.
4. Изменчивость строения и расположения, взаимосвязь ее с процессами филогенеза и онтогенеза, формой телосложения, полом.
5. Синтопия органа.
6. Источники артериального кровоснабжения, иннервации, пути венозного и лимфатического оттока.
В) При изучении клетчаточных пространств:
1. Голотопия.
2. Границы клетчаточных пространств.
3. Замкнутое или сообщается с соседними областями.
4. Связи с другими клетчаточными пространствами.
5. Основные пути инфицирования.
6. Оперативные доступы, методы дренирования.
Г) При изучении техники оперативных вмешательств:
1. Название, цель операции.
2. Показания к операции.
3. Положение больного на операционном столе.
4. Способы обезболивания.
5. Инструментарий, необходимый для выполнения операции.
6. Оперативный доступ и его обоснование.
7. Оперативный прием, способы операции, этапы.
8. Ошибки и возможные осложнения.
9. Виды и техника швов, применяемых при операции.
10. Выход из операции, ушивание раны.
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (2 часа) – 6-й семестр.
- Хирургический инструментарий, классификация, применение. Медицинская техника. Разъединение и соединение тканей.
- Топографическая анатомия верхней конечности. Надплечье, плечевой сустав. Плечо, локтевая область и локтевой сустав, предплечье. Лучезапястный сустав, кисть.
- Топографическая анатомия нижней конечности. Ягодичная область, тазобедренный сустав, бедро. Коленный сустав, голень, голеностопный сустав, стопа.
- Гнойная хирургия конечностей. Доступы к клетчаточным пространствам. Абсцессы, флегмоны, панариции. Операции на сосудах и нервах. Шов и пластика сосудов. Венепункция, венесекция. Обнажение сосудов и нервов. Обработка ран, шов сухожилий. Ампутации и экзартикуляции. Оперативные вмешательства на суставах и костях.
- Топографическая анатомия мозгового отдела головы. Свод и основание черепа. Топография мозга и мозговых сосудов. Черепные нервы. Топографическая анатомия лицевого отдела головы.
- Оперативная хирургия головы. Хирургическая обработка ран черепа. Трепанация. Разрезы в области лица. Пластические операции на лице.
- Топографическая анатомия шеи. Границы областей, фасции и клетчаточные пространства. Сосудисто-нервные образования шеи, топография органов шеи.
- Оперативная хирургия шеи. Доступы к сосудисто-нервным образованием и органам шеи. Доступы к клетчаточным пространствам. Трахеостомия.
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИ ЗАНЯТИЙ (4 часа) – 7-й семестр
- Топографическая анатомия грудной стенки и органов грудной полости. Молочная железа. Переднее и заднее средостение. Плевра и легкие. Перикард и сердце. Топография пищевода.
- Оперативная хирургия грудной стенки и органов грудной полости. Операции на молочной железе. Оперативные доступы к органам грудной полости. Пункция плевры и перикарда. Операции на сердце и легких.
- Итоговое занятие: Топографическая анатомия и оперативная хирургия грудной стенки и органов грудной полости.
- Топографическая анатомия и оперативная хирургия брюшной стенки и диафрагмы. Слабые места. Хирургическая анатомия грыж. Грыжесечение.
- Топографическая анатомия органов брюшной полости. Органы верхнего этажа брюшной полости. Органы нижнего этажа брюшной полости.
- Оперативная хирургия органов брюшной полости. Ушивание ран печени, шов печени. Гастростомия, резекция желудка, гастроэнтероанастомоз. Кишечные швы, резекция кишки. Аппендэктомия.
- Итоговое занятие: Топографическая анатомия и оперативная хирургия живота.
- Топографическая анатомия поясничной области, позвоночника и забрюшинного пространства.
- Топографическая анатомия таза и промежности. Фасции и клетчаточные пространства. Сосуды и нервы. Органы таза.
- Оперативная хирургия поясничной области, позвоночника и забрюшинного пространства. Оперативная хирургия органов таза. Доступы, операции на мочевом пузыре, матки и её придатках, прямой кишке.
- Итоговое занятие: Топографическая анатомия и оперативная хирургия поясничной области, позвоночника и забрюшинного пространства, таза и промежности.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 (6-й семестр)
Тема занятия: Хирургический инструментарий, классификация,
применение. Медицинская техника. Разъединение и
Соединение тканей.
Цель занятия:
1. Изучить классификацию хирургического инструментария.
2. Изучить общие правила и технические приемы при пользовании инструментами различного назначения.
3. Изучить способы разъединения и соединения тканей.
4. Усвоить основные способы вязания узлов и соединения тканей.
Продолжительность занятия – 4 часа.
Этапы занятия:
- Организационная часть – 5 мин.
- Контроль исходного уровня знаний (письменно) – 10 мин.
- Разбор темы занятия – 1 час 20 мин.
- Самостоятельная работа студентов – 1 час.
- Контроль итогового уровня знаний (письменно) – 20 мин.
- Заключение, задание на дом – 5 мин.
Учебный материал:
1. Биологический материал (формоловый труп).
2. Набор хирургических инструментов, аппараты для соединения и разъединения тканей.
3. Шовный материал
4. Таблицы, схемы, слайды по теме занятия.
Контрольные вопросы:
1. Группы хирургических инструментов.
2. Общие правила и принципы разъединения тканей.
3. Как правильно рассекаются: кожа с подкожной клетчаткой, фасция, апоневроз, мышца.
4. Общие правила и принципы соединения тканей.
5. Что понимается под первичным, первично-отсроченным и вторичным швами.
6. Какие швы накладываются на кожу, апоневроз, фасции, мышцы.
7. Что относится к хирургическому шовному материалу.
Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:
1. Назовите и покажите схемой виды узлов.
1. Назовите и покажите схемой виды хирургических швов.
2. Опишите требования, предъявляемые к хирургическому инструментарию.
3. Назовите современные хирургические разъединяющие аппараты.
4. Назовите современные хирургические соединяющие аппараты.
Практические навыки:
1. Отработать технику вязания узлов.
2. Отработать технику владения основными хирургическими инструментами.
3. Отработать технику разъединения тканей.
4. Отработать технику наложения швов на кожу с подкожной клетчаткой, фасции, апоневроз, мышцы.
Методические советы:
1. Проработать соответствующие разделы учебных пособий.
2. Ответить на контрольные вопросы.
3. Изучить инструментарий на кафедре.
4. Отработать технику вязания узлов и наложения швов на биологическом материале и муляжах.
5. Изучить графы логических структур, схемы, таблицы.
Рекомендуемая литература:
1. Островерхов Г.Е. с соавторами «Оперативная хирургия и топографическая анатомия». – М., 1972.
2. «Оперативная хирургия и топографическая анатомия». Под редакцией В.В.Кованова. – М., 1978.
3. Лопухин Ю.М., Молоденков М.Н. «Практикум по оперативной хирургии». – М., 1964.
4. Зайков А.А. «Техническое оснащение оперативной хирургии (хирургический инструментарий)». – Киров, 1997.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема занятия: Топографическая анатомия верхней конечности.