Применение. Медицинская техника. Разъединение и

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И

ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

(ЛЕЧЕБНЫЙ ФАУЛЬТЕТ)

КИРОВ – 2008

УДК 617.089 : 611.9 (378.14)

Печатается по решению редакционно-издательского совета и центральной методической комиссии Кировской государственной медицинской академии.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ (лечебный факультет). – /Сост.: А.А.Зайков, С.П.Ашихмин, О.М.Бухарин, А.Е.Садаков. - Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2008.- 69 с.

Методические разработки предназначаются для организации практических занятий и самостоятельной работы студентов по изучению оперативной хирургии и топографической анатомии. С этой целью в каждой из перечисленных тем занятий приведен перечень вопросов, подлежащих усвоению, в том числе и в качестве практических навыков. Для облегчения процесса усвоения материала названы основные учебные элементы по каждой теме, т.е. выделено главное в ней.

Методические разработки рассчитаны на студентов лечебного факультета медицинской академии в качестве основы ориентировочной деятельности при изучении предмета, а так же на преподавателей соответствующих кафедр с целью унификации учебно-методического процесса.

Рецензенты: заведующая кафедрой патологической физиологии, доктор медицинских наук, доцент А.П.Спицин;

Заведующий кафедрой хирургии и акушерства ВГСХА, заслуженный деятель науки РФ, д.в.н., профессор А.И.Варганов.

© Зайков А.А., Ашихмин С.П., Бухарин О.М., Садаков А.Е.

© КГМА, Киров - 2008.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Успехи биологии и медицины, постоянное накопление новых интересных фактов, выдвижение новых теоретических обобщений, разработка и внедрение в практику современных методов хирургических вмешательств привели к резкому увеличению количества информации по оперативной хирургии и топографической анатомии. В связи с этим возрастает значение квалифицированной методической работы преподавателя, хорошей организации и четкого планирования практических занятий, рационального распределения времени студентов на самостоятельную работу, изучение препаратов и препарирование, на приобретение ими практических навыков и умений.

Методические разработки практических занятий обобщают опыт преподавания коллектива кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Кировской государственной медицинской института и призваны способствовать улучшению подготовки студентов лечебного факультета по топографической анатомии и оперативной хирургии. В них с определенной последовательностью изложены вопросы, подлежащие изучению на каждом практическом занятии, дано обоснование изучаемой темы, изложен порядок проведения устного разбора материала. В каждой методической разработке приведен перечень используемых на занятиях учебных пособий, рекомендован список обязательной и дополнительной литературы по изучаемой теме.

По мнению автора, методические разработки должны принести несомненную пользу студентам как при изучении материала на практических занятиях, так и при самостоятельной подготовки к ним, а так же в осмыслении основных положений пройденного материала перед экзаменами. Они будут полезны и для преподавателей, так как позволяют не только унифицировать методику преподавания на занятиях, но и значительно улучшить их организацию.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Изучение оперативной хирургии и топографической анатомии, сложный «двуединый» процесс, важный этап обучения студента. В силу своего большого прикладного значения топографическая анатомия и оперативная хирургия дают студенту знания и практические навыки, на которых основывается не только последующие занятия по хирургическим и другим дисциплинам (терапия, гинекология, урология, травматология и т.п.), но и вся его самостоятельная врачебная деятельность.

Для глубокого усвоения изучаемого материала на практических занятиях студенту необходимо систематически предварительно готовиться самостоятельно, рационально используя имеющиеся на кафедре наглядные пособия, рекомендованную литературу.

Подготовка к занятиям требует большого труда, четкого методического подхода, правильной организации своих творческих возможностей. Для облегчения самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям мы рекомендуем использовать следующие алгоритмы:

А) При изучении топографической анатомии той или иной области тела

человека:

1. Границы области.

2. Внешние ориентиры (костные, мышечные, кожные и др.).

3. Послойное расположение тканей в данной области.

4. Характеристика особенностей строения каждого слоя, прикладное

значение этих особенностей в норме и патологии.

5. Сосудисто-нервные образования в пределах каждого из изучаемых

слоев, их взаимоотношения.

6. Проекция на кожу области внутренних органов и сосудисто-нервных

образований.

7. Пути лимфооттока, расположение лимфатических узлов в пределах изучаемой области.

8. Значение особенностей строения области и входящих в нее образований в хирургической практике.

Б) При изучении хирургической анатомии органов:

1. Голотопия органа, проекция на кожные покровы.

2. Скелетотопия.

3. Отношение к фасциям и серозным покровам.

4. Изменчивость строения и расположения, взаимосвязь ее с процессами филогенеза и онтогенеза, формой телосложения, полом.

5. Синтопия органа.

6. Источники артериального кровоснабжения, иннервации, пути венозного и лимфатического оттока.

В) При изучении клетчаточных пространств:

1. Голотопия.

2. Границы клетчаточных пространств.

3. Замкнутое или сообщается с соседними областями.

4. Связи с другими клетчаточными пространствами.

5. Основные пути инфицирования.

6. Оперативные доступы, методы дренирования.

Г) При изучении техники оперативных вмешательств:

1. Название, цель операции.

2. Показания к операции.

3. Положение больного на операционном столе.

4. Способы обезболивания.

5. Инструментарий, необходимый для выполнения операции.

6. Оперативный доступ и его обоснование.

7. Оперативный прием, способы операции, этапы.

8. Ошибки и возможные осложнения.

9. Виды и техника швов, применяемых при операции.

10. Выход из операции, ушивание раны.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (2 часа) – 6-й семестр.

- Хирургический инструментарий, классификация, применение. Медицинская техника. Разъединение и соединение тканей.

- Топографическая анатомия верхней конечности. Надплечье, плечевой сустав. Плечо, локтевая область и локтевой сустав, предплечье. Лучезапястный сустав, кисть.

- Топографическая анатомия нижней конечности. Ягодичная область, тазобедренный сустав, бедро. Коленный сустав, голень, голеностопный сустав, стопа.

- Гнойная хирургия конечностей. Доступы к клетчаточным пространствам. Абсцессы, флегмоны, панариции. Операции на сосудах и нервах. Шов и пластика сосудов. Венепункция, венесекция. Обнажение сосудов и нервов. Обработка ран, шов сухожилий. Ампутации и экзартикуляции. Оперативные вмешательства на суставах и костях.

- Топографическая анатомия мозгового отдела головы. Свод и основание черепа. Топография мозга и мозговых сосудов. Черепные нервы. Топографическая анатомия лицевого отдела головы.

- Оперативная хирургия головы. Хирургическая обработка ран черепа. Трепанация. Разрезы в области лица. Пластические операции на лице.

- Топографическая анатомия шеи. Границы областей, фасции и клетчаточные пространства. Сосудисто-нервные образования шеи, топография органов шеи.

- Оперативная хирургия шеи. Доступы к сосудисто-нервным образованием и органам шеи. Доступы к клетчаточным пространствам. Трахеостомия.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИ ЗАНЯТИЙ (4 часа) – 7-й семестр

- Топографическая анатомия грудной стенки и органов грудной полости. Молочная железа. Переднее и заднее средостение. Плевра и легкие. Перикард и сердце. Топография пищевода.

- Оперативная хирургия грудной стенки и органов грудной полости. Операции на молочной железе. Оперативные доступы к органам грудной полости. Пункция плевры и перикарда. Операции на сердце и легких.

- Итоговое занятие: Топографическая анатомия и оперативная хирургия грудной стенки и органов грудной полости.

- Топографическая анатомия и оперативная хирургия брюшной стенки и диафрагмы. Слабые места. Хирургическая анатомия грыж. Грыжесечение.

- Топографическая анатомия органов брюшной полости. Органы верхнего этажа брюшной полости. Органы нижнего этажа брюшной полости.

- Оперативная хирургия органов брюшной полости. Ушивание ран печени, шов печени. Гастростомия, резекция желудка, гастроэнтероанастомоз. Кишечные швы, резекция кишки. Аппендэктомия.

- Итоговое занятие: Топографическая анатомия и оперативная хирургия живота.

- Топографическая анатомия поясничной области, позвоночника и забрюшинного пространства.

- Топографическая анатомия таза и промежности. Фасции и клетчаточные пространства. Сосуды и нервы. Органы таза.

- Оперативная хирургия поясничной области, позвоночника и забрюшинного пространства. Оперативная хирургия органов таза. Доступы, операции на мочевом пузыре, матки и её придатках, прямой кишке.

- Итоговое занятие: Топографическая анатомия и оперативная хирургия поясничной области, позвоночника и забрюшинного пространства, таза и промежности.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 (6-й семестр)

Тема занятия: Хирургический инструментарий, классификация,

применение. Медицинская техника. Разъединение и

Соединение тканей.

Цель занятия:

1. Изучить классификацию хирургического инструментария.

2. Изучить общие правила и технические приемы при пользовании инструментами различного назначения.

3. Изучить способы разъединения и соединения тканей.

4. Усвоить основные способы вязания узлов и соединения тканей.

Продолжительность занятия – 4 часа.

Этапы занятия:

- Организационная часть – 5 мин.

- Контроль исходного уровня знаний (письменно) – 10 мин.

- Разбор темы занятия – 1 час 20 мин.

- Самостоятельная работа студентов – 1 час.

- Контроль итогового уровня знаний (письменно) – 20 мин.

- Заключение, задание на дом – 5 мин.

Учебный материал:

1. Биологический материал (формоловый труп).

2. Набор хирургических инструментов, аппараты для соединения и разъединения тканей.

3. Шовный материал

4. Таблицы, схемы, слайды по теме занятия.

Контрольные вопросы:

1. Группы хирургических инструментов.

2. Общие правила и принципы разъединения тканей.

3. Как правильно рассекаются: кожа с подкожной клетчаткой, фасция, апоневроз, мышца.

4. Общие правила и принципы соединения тканей.

5. Что понимается под первичным, первично-отсроченным и вторичным швами.

6. Какие швы накладываются на кожу, апоневроз, фасции, мышцы.

7. Что относится к хирургическому шовному материалу.

Вопросы для самоподготовки с выполнением в рабочих тетрадях:

1. Назовите и покажите схемой виды узлов.

1. Назовите и покажите схемой виды хирургических швов.

2. Опишите требования, предъявляемые к хирургическому инструментарию.

3. Назовите современные хирургические разъединяющие аппараты.

4. Назовите современные хирургические соединяющие аппараты.

Практические навыки:

1. Отработать технику вязания узлов.

2. Отработать технику владения основными хирургическими инструментами.

3. Отработать технику разъединения тканей.

4. Отработать технику наложения швов на кожу с подкожной клетчаткой, фасции, апоневроз, мышцы.

Методические советы:

1. Проработать соответствующие разделы учебных пособий.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Изучить инструментарий на кафедре.

4. Отработать технику вязания узлов и наложения швов на биологическом материале и муляжах.

5. Изучить графы логических структур, схемы, таблицы.

Рекомендуемая литература:

1. Островерхов Г.Е. с соавторами «Оперативная хирургия и топографическая анатомия». – М., 1972.

2. «Оперативная хирургия и топографическая анатомия». Под редакцией В.В.Кованова. – М., 1978.

3. Лопухин Ю.М., Молоденков М.Н. «Практикум по оперативной хирургии». – М., 1964.

4. Зайков А.А. «Техническое оснащение оперативной хирургии (хирургический инструментарий)». – Киров, 1997.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема занятия: Топографическая анатомия верхней конечности.

Наши рекомендации