Продолжительность 2 часа
Место проведения: Медицинский кабинет
Учебная цель:Понятие о необходимости неотложных мер, которые должны быть предприняты в чрезвычайных ситуациях
Учебно - материальное обеспечение:
Слайды, презентация: удаление воды и инородного тела (прием Геймплиха) из дыхательных путей, определение степени ожогов и ожоговой поверхности, диагностика степени утопления.
Наглядные пособия: бинты, вата, антисептики, перевязочный пакет, кислородная подушка, воздуховод, маска с дыхательным мешком, аптечка первой помощи.
Демонстрационные материалы: кружка Эсмарха, груша, солевое слабительное, активированный уголь, раствор марганца, дыхательный мешок с маской для подключению к кислородному баллону, бинт, вата, пипетка, противоожоговая мазь «Спасатель», глазная тетрациклиновая мазь.
Технические средства обучения: Проектор «Лектор – 2000», мультимедийный проектор
Литература: Скорая медицинская помощь. М.: Медицина, 1985. 304 с.
Учебное пособие для подготовки медицинских сестер. М.: Медицина, 1981. 656 с.
Справочник фельдшера. М.: Эксмо, 2006. 1020 с.
Учебные пособия:
1) Международное руководство по судовой медицине. – ВОЗ. Женева. 1992. – 447 с.
2) Чернышев В.Ф., Канатов Ю.В., Ремнев А.П., Демидов Б.Г. Начальная подготовка по безопасности на море в вопросах и ответах (учеб. пособие). – Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2007. – Ч. 3. Безопасность, охрана здоровья – первая помощь. – 78 с.
3) Леонов М.Г., Селифонова Ж.П. Медицинский уход за больными на судне (учеб. пособие). – Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2012. – 56 с.
4) Медицинская подготовка командного состава судов (учеб. пособие) / под ред. В.В. Бурова. – М.: Мортехинформреклама, 1993. – 152 с.
Задания Описать основные приемы оказания элементарной медицинской помощи при отравлении газами, пищевых и токсических отравлениях, утоплении, тепловом ударе, отморожении, замерзании, ожогах, электротравме. Определить степень ожога и ожоговой поверхности. Наложить ватно-марлевую повязку на ожоговую поверхность.
Учебные вопросы. Краткое содержание излагаемого материала. | Время | Метод проведения |
I. Вступительная часть. Представляюсь слушателям. Проверяю готовность слушателей к занятиям. Объявляю тему, учебные цели и вопросы, рассматриваемые на занятии. Обосновываю взаимосвязь с ранее изученными темами. Знакомлю с порядком проведения занятия. | 3 мин. | Довожу устно. |
II. Основная часть. Первый учебный вопрос Асфиксия. Отравление газами, пищевые и токсические отравления.. Асфиксия инородным телом. Помощь пострадавшему в сознательном и бессознательном состояниях. Отравление газами. Основные отравляющие вещества. Признаки отравления. Помощь. Оксигенотерапия. Пищевые отравления бактериальной природы. Клиническая картина. Помощь. Техника промывания желудка и постановки очистительной клизмы. Отравления ядовитыми веществами. Воздействие на кожу, глаза. Помощь. Отравление спиртом. Помощь. | 15 мин | Демонстрация основных приемов удаления инородного тела из дыхательных путей, промывания желудка, постановки очистительной клизмы. |
Второй учебный вопрос Утопление. Механизм наступления смерти (синяя, белая смерти). Утопление в пресной и морской воде. Восстановление проходимости дыхательных путей. Реанимация на воде и в шлюпке. Реанимация на судне. Оксигенотерапия. | 25 мин. | Обучение основным приемам спасения утопающих и реанимационным мероприятиям в воде, шлюпке и на судне. |
Третий учебный вопрос Перегревание. Ожоги. Электротравма. Тепловой и солнечный удары. Причины. Симптомы. Помощь. Ожоги термические и химические. Определение степени ожогов и ожоговой поверхности. Правило Уоллеса «девяток». Помощь при термическом ожоге. Профилактика ожогового шока (обезболивание), интоксикации, сепсис (антибиотикотерапия). Борьба с плазмопотерей (солевые растворы). Местное лечение ожогов. Наложение ватно-марлевой повязки. Перевязки. Химические ожоги кислотами и щелочами. Оказание помощи при ожогах желудка, пищевода, глаз. Электротравма. Причина, признаки. Особенности оказания помощи. | 30 мин. | Обучение основным приемам оказания помощи при перегревании, ожогах, электротравме. Определениестепени ожогов и ожоговой поверхности (в устной форме) Курсанты накладывают ватно-марлевую повязку. |
Четвертый учебный вопрос Отморожение и замерзание. Отморожение. Замерзание. Признаки. Определение степени отморожения. Помощь при отморожениях и замерзании. | 10 мин. | В устной форме. |
Даю задания для самостоятельной подготовки (рефераты) | 2 мин. | В устной форме |
III. Заключительная часть. Напоминаю тему, учебные вопросы, степень достижения учебных целей занятия. Отвечаю на возникшие вопросы. Оцениваю работу курсантов. Рекомендую литературу для самостоятельного изучения. | 5 мин. | В устной форме. |
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №1.5
Тема: Обморок. Коллапс. Кома. Шок. Алгоритм оказания неотложной помощи пострадавшим. Строение дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной и нервной систем.