Продолжительность 2 часа

Место проведения: Медицинский кабинет

Учебная цель:Понятие о необходимости неотложных мер, которые должны быть предприняты в чрезвычайных ситуациях

Учебно - материальное обеспечение:

Слайды, презентация: удаление воды и инородного тела (прием Геймплиха) из дыхательных путей, определение степени ожогов и ожоговой поверхности, диагностика степени утопления.

Наглядные пособия: бинты, вата, антисептики, перевязочный пакет, кислородная подушка, воздуховод, маска с дыхательным мешком, аптечка первой помощи.

Демонстрационные материалы: кружка Эсмарха, груша, солевое слабительное, активированный уголь, раствор марганца, дыхательный мешок с маской для подключению к кислородному баллону, бинт, вата, пипетка, противоожоговая мазь «Спасатель», глазная тетрациклиновая мазь.

Технические средства обучения: Проектор «Лектор – 2000», мультимедийный проектор

Литература: Скорая медицинская помощь. М.: Медицина, 1985. 304 с.

Учебное пособие для подготовки медицинских сестер. М.: Медицина, 1981. 656 с.

Справочник фельдшера. М.: Эксмо, 2006. 1020 с.

Учебные пособия:

1) Международное руководство по судовой медицине. – ВОЗ. Женева. 1992. – 447 с.

2) Чернышев В.Ф., Канатов Ю.В., Ремнев А.П., Демидов Б.Г. Начальная подготовка по безопасности на море в вопросах и ответах (учеб. пособие). – Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2007. – Ч. 3. Безопасность, охрана здоровья – первая помощь. – 78 с.

3) Леонов М.Г., Селифонова Ж.П. Медицинский уход за больными на судне (учеб. пособие). – Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2012. – 56 с.

4) Медицинская подготовка командного состава судов (учеб. пособие) / под ред. В.В. Бурова. – М.: Мортехинформреклама, 1993. – 152 с.

Задания Описать основные приемы оказания элементарной медицинской помощи при отравлении газами, пищевых и токсических отравлениях, утоплении, тепловом ударе, отморожении, замерзании, ожогах, электротравме. Определить степень ожога и ожоговой поверхности. Наложить ватно-марлевую повязку на ожоговую поверхность.

  Учебные вопросы. Краткое содержание излагаемого материала.     Время   Метод проведения
I. Вступительная часть. Представляюсь слушателям. Проверяю готовность слушателей к занятиям. Объявляю тему, учебные цели и вопросы, рассматриваемые на занятии. Обосновываю взаимосвязь с ранее изученными темами. Знакомлю с порядком проведения занятия. 3 мин. Довожу устно.
II. Основная часть. Первый учебный вопрос Асфиксия. Отравление газами, пищевые и токсические отравления.. Асфиксия инородным телом. Помощь пострадавшему в сознательном и бессознательном состояниях. Отравление газами. Основные отравляющие вещества. Признаки отравления. Помощь. Оксигенотерапия. Пищевые отравления бактериальной природы. Клиническая картина. Помощь. Техника промывания желудка и постановки очистительной клизмы. Отравления ядовитыми веществами. Воздействие на кожу, глаза. Помощь. Отравление спиртом. Помощь.   15 мин Демонстрация основных приемов удаления инородного тела из дыхательных путей, промывания желудка, постановки очистительной клизмы.
Второй учебный вопрос Утопление. Механизм наступления смерти (синяя, белая смерти). Утопление в пресной и морской воде. Восстановление проходимости дыхательных путей. Реанимация на воде и в шлюпке. Реанимация на судне. Оксигенотерапия.   25 мин. Обучение основным приемам спасения утопающих и реанимационным мероприятиям в воде, шлюпке и на судне.
Третий учебный вопрос Перегревание. Ожоги. Электротравма. Тепловой и солнечный удары. Причины. Симптомы. Помощь. Ожоги термические и химические. Определение степени ожогов и ожоговой поверхности. Правило Уоллеса «девяток». Помощь при термическом ожоге. Профилактика ожогового шока (обезболивание), интоксикации, сепсис (антибиотикотерапия). Борьба с плазмопотерей (солевые растворы). Местное лечение ожогов. Наложение ватно-марлевой повязки. Перевязки. Химические ожоги кислотами и щелочами. Оказание помощи при ожогах желудка, пищевода, глаз. Электротравма. Причина, признаки. Особенности оказания помощи.   30 мин. Обучение основным приемам оказания помощи при перегревании, ожогах, электротравме. Определениестепени ожогов и ожоговой поверхности (в устной форме) Курсанты накладывают ватно-марлевую повязку.
Четвертый учебный вопрос Отморожение и замерзание. Отморожение. Замерзание. Признаки. Определение степени отморожения. Помощь при отморожениях и замерзании.   10 мин. В устной форме.
  Даю задания для самостоятельной подготовки (рефераты)   2 мин. В устной форме
III. Заключительная часть. Напоминаю тему, учебные вопросы, степень достижения учебных целей занятия. Отвечаю на возникшие вопросы. Оцениваю работу курсантов. Рекомендую литературу для самостоятельного изучения. 5 мин. В устной форме.

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №1.5

Тема: Обморок. Коллапс. Кома. Шок. Алгоритм оказания неотложной помощи пострадавшим. Строение дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной и нервной систем.

Наши рекомендации