Врачей при лечении лиц, больных спид'ом
Принято 40ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Вена, Австрия, сентябрь 1988
Всемирная Медицинская Ассоциация ранее приняла "Временное заявление по СПИД'у", где наметила основные пути помощи национальным медицинским ассоциациям в выработке стратегии борьбы против СПИД'а. Настоящее Заявление определяет обязанности врача по отношению к пациентам, зараженным СПИД'ом, а также ответственность ВИЧ-инфицированного врача перед пациентами.
Во "Временном заявлении по СПИД'у", принятом ВМА в октябре 1987 года, сказано: "Больные СПИД'ом и лица, имеющие положительную реакцию на антитела к ВИЧ, имеют право на полноценную медицинскую помощь и не должны подвергаться дискриминации в повседневной жизни. У врачей есть давняя и почтенная традиция заботиться о заразном больном. Необходимо сохранить эту традицию и в условиях эпидемии СПИД'а".
Лица, больные СПИД'ом, имеют право на компетентную медицинскую помощь, участие и уважение человеческого достоинства со стороны врача. Врач не имеет права отказать в лечении пациенту только потому, что тот ВИЧ-инфицирован. Медицинская этика категорически запрещает дискриминацию пациента на основании ВИЧ-инфицированности. Врач, не имеющий возможности предоставить необходимую больному медицинскую помощь, обязан направить его к другому врачу или в медицинское учреждение, оборудованное соответствующим образом. До перевода больного в другое учреждение, врач должен оказать ему максимально возможную помощь.
Следует защищать права лиц, больных СПИД'ом, как и права всех граждан. Врач, знающий, что он инфицирован, не должен заниматься работой, в ходе которой существует риск инфицирования других людей. В контексте возможного распространения СПИД'а, врач должен особо контролировать свою деятельность.
Недостаточно лишь информировать пациента о риске заражения; пациент имеет право быть уверенным в том, что врач ни при каких обстоятельствах его не заразит.
Если риска заражения нет, то информирование пациентов о состоянии здоровья врача нерационально, а если риск существует, то врач не должен продолжать практику.
Если пациент, знающий о состоянии здоровья врача и соответствующем риске для собственного здоровья, решает доверить свое лечение инфицированному врачу, последний должен получить письменное подтверждение осведомленности пациента об инфицированности врача и соблюдать крайнюю осторожность.
Все врачи обязаны воздерживаться от выдачи фальшивых справок, даже руководствуясь намерением помочь пациенту остаться в привычном окружении.
Долг врача – соблюдать самому и требовать от персонала неуклонного соблюдения хорошо известных, простых и эффективных правил и мер защиты.
Долг всех врачей участвовать в программах, направленных на предупреждение распространения СПИД'а.
Правовой статус Российских ВИЧ-инфицированных[23]
А.П.Дъяченко
Неправительственная организация «Мы и вы», Москва
По данным автора, основанным на изучении мнений ВИЧ-инфицированных, 80% из них подвергаются дискриминации. В статье обсуждается проблема правовой защищенности ВИЧ-инфицированных в Российской Федерации. Предлагается внести дополнения и изменения в действующее законодательство относительно иностранных граждан, прибывающих в РФ, и лиц, находящихся в местах лишения свободы
Изучение мнений ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом о их правовом положении показывает, что 80% из них подвергаются дискриминации, особенно при получении социальной, медицинской, психологической, финансовой и правовой помощи.
Имея в виду, что темпы распространения числа ВИЧ-инфицированных и наркоманов в России и странах СНГ будут многократно и ежемесячно возрастать, расширяя и «географию» своих территорий (например, в 1997 г. по сравнению с 1996 г. число ВИЧ-инфицированных в местах изоляции возросло в 6 раз), можно прогнозировать, что в ближайшее время права этих лиц будут еще более ущемляться.
Поэтому совершенствование правового статуса следует законодательно обеспечить с учетом изменяющейся социально-экономической, нарко- и эпидситуации как в России, так и в СНГ.
На территорию России постоянно прибывают граждане из зарубежных стран, в том числе и из СНГ, например, для работы по найму; водители и экспедиторы иностранных фирм; лица, прибывающие по частным коммерческим или служебным делам на срок до 3 мес., а также беженцы и вынужденные переселенцы из стран СНГ. Нередко эти лица «импортируют» в нашу страну наркотики, ВИЧ-инфекцию и другие заболевания, передающиеся половым путем (сифилис, хламидиоз и др.).
На наш взгляд, они должны проходить тест на ВИЧ в своих странах с тем, чтобы получить национальный медицинский сертификат, без предъявления которого въезд в Россию им будет запрещен.
Ужесточение режима въезда и транзитного проезда по российской территории, прежде всего граждан из стран СНГ, должно осуществляться независимо от срока их пребывания. Этот важный для охраны здоровья граждан и санитарно-эпидемиологического благополучия населения России вопрос до сих пор не урегулирован в Федеральных законодательных актах.
В связи с изложенным, при внесении дополнений в Федеральный Закон следует учесть имеющийся опыт отдельных субъектов РФ (например. Амурской обл.), которые самостоятельно ограничивают въезд на свою территорию иностранных граждан и лиц без гражданства.
Существуют три категории лиц, подлежащие обязательному тестированию на ВИЧ. Все они перечислены в Федеральном Законе (ст. 9). Одной из них являются лица, содержащиеся в местах изоляции, обследование которых должно осуществляться в соответствии с «Правилами обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, на выявление ВИЧ-инфекции», утвержденными постановлением Правительства РФ в 1996 г.
Несмотря на то, что «Правила» затрагивают права и свободы около 1 млн. лиц, содержащихся в местах изоляции, в том числе и ВИЧ-инфицированных, они являются закрытыми, их содержание — конфиденциальным и они не подлежат опубликованию в открытой печати.
Однако такое положение противоречит международно-правовым стандартам и Конституции РФ (ст. 15), согласно которой любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения.
В связи с изложенным целесообразно, чтобы «Правила были официально опубликованы; был резко поднят уровень правовой защищенности ВИЧ-инфицированных, этой многочисленной категории лиц, правовой статус которой предусмотрен в Федеральном Законе; сделано это безотлагательно, без вмешательства Конституционного Суда РФ.
В связи с нарушением государством неприкосновенности частной, в том числе сексуальной, жизни своих граждан и с учетом зарубежного опыта, автор убежден в необходимости полной декриминализации ст. 121, 122 УК РФ.
Представляется, что это один из идеальных вариантов законодательного обеспечения проблемы прав и свобод личности. В случае его реализации к армии ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом, в том числе и в местах изоляции, будут применяться адекватные меры социального и медицинского характера.
В качестве альтернативного варианта решения данной проблемы предлагается резко ограничить сферу уголовной ответственности этих лиц: ввести ответственность за заражение другого лица лишь лицом, заведомо знавшим о наличии у него ВИЧ-инфекции или венерической болезни (эти позиции отсутствуют в УК РФ). Целесообразно также исключить ответственность за заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией (ч. 1 ст. 122 УК) как противоречащую положениям Семейного Кодекса РФ (ст. 151), который позволяет ВИЧ-инфицированному вступать в зарегистрированный брак. В связи с ростом ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом целесообразно также создать специализированные, лечебные учреждения для содержания осужденных, больных ВИЧ-инфекцией, распространив в них правило об освобождении от наказания, предусмотренное ст. 81 УК РФ (в случае наступления психического расстройства, либо иной тяжкой болезни, препятствующей отбыванию наказания). Жертвам от ВИЧ-инфекции или другого ЗППП, достигшим 18 (16)-летнего возраста, следует предоставить более широкие правомочия по освобождению виновных в совершении преступления, предусмотренные ст. 121, 122 УК, в частности предоставить исключительное право как возбуждать уголовное преследование, так и прекращать его в случае примирения или зарегистрированного брака с виновным.
В Федеральном Законе (ч. 2 ст. 5) установлены гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных. Правовой статус граждан РФ может быть ограничен лишь в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции и только на основе Федерального Закона. В нем предусмотрены три категории лиц, подлежащие обязательному медицинскому освидетельствованию на ВИЧ-инфекцию. Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит произвольному расширению. Однако отдельные субъекты РФ (например, Москва, Республика Марий-Эл, Смоленская, Нижегородская обл. и др.) по своему усмотрению произвольно расширяют перечень, включая в него другие категории: состоящих на учете в ОВД или выявленных в ходе оперативно-розыскных мероприятий; наркоманов или лиц, заподозренных в употреблении наркотических средств; гомо-, бисексуалистов, проституток и лиц, находящихся в местах лишения свободы; подозреваемых и обвиняемых в СИЗО; а также лиц, являющихся контактными по отношению к ВИЧ-инфицированным и др.
Представляется, что субъекты РФ, издавая собственные нормативные акты, грубо нарушают ст. 2, 5, 8, 9 Федерального Закона, в связи с чем последние подлежат отмене как ущемляющие права и свободы граждан.
Подобная практика массового нарушения конституционных прав и свобод граждан в правовом государстве недопустима, и должна своевременно пресекаться органами прокуратуры на местах.
Государство должно обеспечить недопустимость ущемления прав гражданина и человека, в том числе ВИЧ-инфицированного, с помощью местных нормативных актов. Оно обязано защищать гражданина России, на какой территории он бы ни находился.
С учетом того, что более половины ВИЧ-инфицированных в настоящее время — наркоманы, целесообразно инициировать перед Государственной Думой РФ внесение соответствующих дополнений и изменений в Федеральный Закон (1995 г.). В частности, в нем следует предусмотреть обязательное медицинское освидетельствование лиц, парентерально принимающих психоактивные вещества.
Необходимо утроить усилия медиков и юристов, ученых и практиков России, стран СНГ и Балтии по разработке модельного Закона о предупреждении распространения ВИЧ/СПИДа, других опасных ЗППП и охране здоровья населения.
Целесообразно также создание законов о предупреждении ВИЧ-инфекции и ЗППП в отдельных субъектах Федерации (например, в Москве, С.-Петербурге), имея в виду распространенность и особенности нарко- и эпидситуации на этих территориях.
Представляется, что предлагаемые законодательные акты, как и меры, могут способствовать защите прав и свобод граждан, в том числе повысить правовой статус российских ВИЧ-инфицированных.
Постановлениями Правительства Российской Федерации были приняты и выполнялись федеральные целевые программы, направленные на предупреждение распространения ВИЧ в стране:
- Федеральная целевая программа на 1993-1995 годы по предупреждению распространения заболеваний СПИДом в Российской Федерации (антиспид)
В плане реализации этой программы на базе Республиканской клинической инфекционной больницы Минздрава России (г. Санкт-Петербург, пос. Усть-Ижора) организован ежегодный оздоровительный лагерь для ВИЧ-инфицированных детей; предусмотрено и осуществлялось ежеквартальное оказание социальной и финансовой поддержки семьям, имеющим ВИЧ-инфицированных детей.
- Федеральная целевая программа по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 1996-1997 годы и на период до 2000 года "Анти-ВИЧ/СПИД", утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 540, продлена на 2001 год. Является логическим продолжением предыдущей программы.
- Федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 гг.)", одним из подразделов которой является подпрограмма "Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека ("Анти-ВИЧ/СПИД"),
ФЦП утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2001 г. N 790. 69 территорий России поддержали целесообразность федеральной целевой программы и заявили о наличии в регионах программ по профилактике ВИЧ-инфекции (по состоянию на начало 2003 г.).