Особенности обучения в школе
Учебная работа требует активации многих функциональных систем, обеспечивающих активную работу головного мозга. Установлено, что в возрасте 5—7 лет дети могут сохранять активное внимание в течение 15 мин, в 8—10 лет — 20 мин, в 11—12лет — 25 мин, в 12—15лет —30 мин; длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно- двигательный аппарат и мышечную систему детей. Поддержание учащимся позы за школьной партой — утомительная статическая работа, сопровождающаяся функциональными нарушениями со стороны сердечнососудистой, периферической и центральной нервной системы, статическое напряжение приводит к ухудшению насыщения крови кислородом, снижению работоспособности.
Утомление - процесс обратимый:прекращение деятельности способно устранить его и восстановить уровень функций организма. Утомлению обычно сопутствует чувство усталости. Однако утомление и усталость не всегда совпадают во времени. Когда работа интересная и сопровождается положительными эмоциями, дети долго не чувствуют усталости, хотя объективное утомление уже наступило. Наоборот, при скучной, однообразной, неинтересной работе усталость наступает гораздо раньше, чем происходит снижение уровня функций. Развитие утомления связано со сложными процессами, протекающими в нервных центрах и в периферических органах. При этом в одних случаях ведущее значение принадлежит нервным центрам, в других - изменениям в периферических органах. Например, при интенсивных двигательных нагрузках утомление возникает в мышцах, а при деятельности с малыми мышечными нагрузками, - в нервных центрах. При средних нагрузках наблюдается сложное сочетание явлений утомления.
Утомление школьников.Утомлением называется состояние, возникающее в результате деятельности ребенка. Оно проявляется чувством усталости, нервно-мышечным напряжением, нарушением координации движений, дискоординацией в ряде различных функциональных систем (нарушение оптимальных соотношений в биохимических процессах и физиологических реакциях) и во многих случаях снижением эффективности работы.
Биологическое значение утомления двойное:
с одной стороны, оно является защитной, охранительной реакцией от чрезмерного истощения организма, с другой — стимулятором восстановительных процессов и повышения его функциональных возможностей.
Утомление представляет собой естественную реакцию на более или менее длительную или напряженную работу. Утомление не представляет опасности, так как признаки утомления носят функциональный характер и сопутствующие ему психологические, физиологические и биохимические изменения в состоянии организма обратимы. Признаки утомления школьника быстро исчезают во время отдыха на перемене, после возвращения из школы, иногда, в более выраженных случаях - после сна или достаточно продолжительного отдыха.
Признаки переутомления
Начальные признаки переутомления:
1. изменения в поведении школьника,
2. снижение успеваемости,
3. потери аппетита,
4. функциональные нервно-психические расстройства (плаксивость, раздражительность, и др.),
5. различные вегетативные расстройства, особенно сердечнососудистой системы.
Выраженные признаки переутомления:
1. резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;
2. нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность, нервные тики);
3. стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония);
4. снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.
Переутомление -кумулированное состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе. Признаки переутомления не исчезают после кратковременного отдыха и даже ночного сна нормальной продолжительности. Требует более длительного отдыха для восстановления работоспособности ребёнка или подростка, для ликвидации нервно- психических расстройств и нарушений регуляторных процессов, а в некоторых случаях необходимо комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.
Гигиеническое нормирование деятельности школьника
Чтобы деятельность не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное влияние на рост и развитие ребенка, она должна нормироваться. При гигиеническом нормировании (при установлении предельных нагрузок) ориентируются на средние морфофункциональные данные определенного возрастного периода, однако следует учитывать не только возрастные, но и индивиоуо.1ьные особенности школьников. Гигиеническое нормирование в качестве основного ориентира учитывает величину (продолжительность) восстановительного периода, позволяющего возвратить организм в исходное неутомленное состояние.