Законодательная база по управлению КМП
Управление качеством медицинской помощи
Под качеством медицинской помощи (КМП) подразумевают степень соответствия медицинской помощи установленным стандартам ее оказания, требованиям и правилам, потребностям и ожиданиям пациентов, а также степень, в которой она способствует улучшению показателей здоровья населения.
Управление качеством – включает планирование показателей КМП(т.е ожидаемых результатов);создание условий для достижения этих результатов; контроль фактически полученных результатов, а также реализацию мер по дальнейшему улучшению КМП.
Структурирует КМП по следующим критериям:
-адекватность
-доступность
-преемственность
-безопасность
-своевременность
-эффективность
-ориентированность пациента ,т.е способность удовлетворить его нужды и ожидания
Для каждого критерия разрабатываются показатели(индикаторы), по которым оценивается качество.
Для каждого показателя устанавливают целевое значение, например, с учетом лучшего значения, достигнутого в стране или запланированного правительством.
Цель политики по улучшению качества – получить лучший результат при каждом заданном уровне финансирования и материально-технического обеспечения здравоохранения. Управление КМП касается как результатов лечения конкретного пациента, так и достижение целей по улучшению здоровья населения в целом и может происходить на всех уровнях системы здравоохранения: на макро-,мезо- и макроуровнях. Следует четко понимать, что все самое важное происходит в точке взаимодействия врача и пациента – это определяющий уровень обеспечения КМП.
Управление качеством медицинской помощи за рубежом
Внимание к вопросам КМП особенно возросло после публикации в 1999г. знаменитого доклада Института медицины США «Человеку свойственно ошибаться». В этом докладе было указано, что в США ежегодно погибает от врачебных ошибок 44-98 тыс.человек, что больше, чем от рака молочной железы, СПИДа и смертей в автомобильных катастрофах ,вместе взятых. В этой связи как в США , так и в странах ЕС с начала 2000-х годов приступили к изучению и решению проблем, связанных с КМП.
Для облегчения восприятия материала оценка деятельности по управлению КМП проведена по следующей схеме:
1)Наличие национальной политики и законодательной базы
2) Наличие организационных структур
3) Используемые методы и технологии
4) Наличие ресурсов(кадровых, материально-технических).
Национальная политика по управлению КМП
Процесс планирования качества начинается с формирования политики качества на уровне государственных структур. Это предполагает , что:
1)цели, приоритеты и мероприятия в этом направлении ясно и четко изложены и понятны всем участникам системы – пациентам, страховщикам, постановщикам медицинских услуг
2)планируемые мероприятия носят комплексный и системный характер и взаимосогласованы с другими регулирующими мерами
3)приняты соответствующие законы и нормативные акты, обеспечивающие реализацию запланированных мероприятий
3)определены ответственные за повышения КМП и прописаны их функции
4)созданы специальные агентства и структуры, необходимые для реализации политики в области качества
5)мероприятия по управлению КМП реализуются на всех уровнях системы – медицинскими работниками, медицинскими организациями, органами управления здравоохранением.
В большинстве развитых странах мира программы по управлению КМП носят национальный характер.
Например:
- в Бельгии в 1995г. Министерством здравоохранения утверждена Национальная концепция по КМП.
-В Чехии в 2000г. принят закон об обязательном анализе установленных показателей качества, внедрении клинических организаций в практику и обязательной аккредитации Медицинских Организаций.
-В Германии в 1998г. приняты национальные рекомендации по управлению КМП.
-В Норвегии в 1996г. приняты национальная стратегия по управлению КМП, которая признает обязательным для всех МО внедрение систем по управлению КМП и вводит обязательную отчетность по этому направлению.
Законодательная база по управлению КМП.
В Германии и Австралии в системе ОМС на федеральном уровне приняты законы, обязывающие каждую МО внедрить в системы управления КМП. По этим законам критерии КМП необходимо использовать при заключении контрактов между Страховой Медицинской Организацией и МО.
Во Франции приняты аналогичные законы, регламентирующие обязательность прохождения каждой МО процедуры аккредитации; наличия в каждой из них систем по управлению КМП, а также публикации врачебными комиссиями МО отчета о КМП по единой форме.
В Великобритании в 1999г. принят закон, по которому конкуренция между МО осуществляется на основании оценки КМП и устанавливается единая система государственного контроля КМП. Этим же законом было определено создание специальной Комиссии по улучшению качества, а также Национального института совершенствования клинической практики.
На национальном уровне в ряде стран(В Великобритании, Ирландии, Бельгии, Испании, Италии, Нидерландах) приняты законы, которые четко определяют фундаментальные права пациентов: на получение информации о КМП, о вариантах лечения заболевания, о правилах самоухода в связи с заболеванием и о правилах приема ЛС, назначенных врачом.