Профессор _Б.К.Кайдаров
Методические рекомендации для практических занятий
Студентов IV курса специальности «Общая медицина»
По циклу: «Онкология»
По теме: «Колоректальный рак»
Кафедра Онкологии, маммологии и лучевой терапии
Дисциплина Онкология
Код
Специальность 051301 «Общая медицина»
Объем учебных часов – 6 часов, из них:
Практические занятия – 6 часов
Курс IV, семестр изучения VII, VIII
Алматы, 2011
Методические рекомендации по циклу составлены профессором кафедры онкологии, маммологии и лучевой терапии, д.м.н. А.А.Хожаевым
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры онкологии, маммологии и лучевой терапии. Протокол № 9 от 22 апреля 2011 г.
Заведующий кафедрой онкологии,
Маммологии и лучевой терапии
профессор ____________________________Б.К.Кайдаров
1. Тема: Колоректальный рак
2. Цель дисциплины: Формирование знаний и умений об эпидемиологии, этиопатогенезе, предопухолевых заболеваниях, патолого-анатомической характеристике, клинических признаках колоректального рака, о принципах современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных с опухолями толстой кишки.
3. Задачи обучения:
· Ознакомить с основными теоретическими аспектами эпидемиологии колоректального рака, причинами возникновения злокачественных опухолей толстой кишки и возможными путями их профилактики.
· Формировать знания о статистических данных заболеваемости колоректальным раком.
· Ознакомить с факторами риска, предопухолевыми заболеваниями, патолого-анатомической картиной, формами роста, клинической классификацией и классификацией по TNM, путями метастазирования колоректального рака, и их влиянием на клинику, диагностику, лечение и прогноз заболевания.
· Формировать знания об этиопатогенезе, патолого-анатомической характеристике, и об основных путях лимфогенного, гематогенного и имплантационного метастазирования колоректального рака.
· Ознакомить с клиническими признаками колоректального рака.
· Формировать знания о симптомах колоректального рака в зависимости от локализации опухоли.
· Формировать знания о принципах современных методов диагностики опухолей толстой кишки.
· Ознакомить с основными и дополнительными методами диагностики колоректального рака.
· Формировать навыки при сборе жалоб и анамнеза заболевания и жизни у больного колоректальным раком.
· Формировать навыки правильного проведения осмотра и физикального обследования толстой кишки (пальпация, перкуссия и аускультация, пальцевое ректальное исследование), включая основной очаг и зоны возможного метастазирования рака.
· Формировать навыки правильной интерпретации результатов лабораторных и инструментальных исследований применительно к опухолям толстой кишки.
· Формировать навыки правильной интерпретации результатов эндоскопического исследования (RRS, фиброколоноскопия, лапароскопическое исследование) и рентгенологических методов исследования (рентген-контрастная рентгенография, включая ирригоскопию и -графию, КТ и МРТ-сканы).
· Формировать навыки правильной формулировки диагноза колоректального рака с оценкой стадии, клинической группы.
· Формирование навыка обоснования сформулированного диагноза колоректального рака.
· Формировать и развивать аналитические способности при дифференциальной диагностике опухолей толстой кишки.
· Формировать знания о принципах современных методов лечения опухолей толстой кишки в зависимости от стадии, формы роста, степени дифференцировки опухоли, локализации патологического очага.
· Формировать навыки оказания симптоматической помощи больным с запущенными формами рака толстой кишки.
· Формировать знания о реабилитации, медико-социальной и трудовой экспертизе больных колоректальным раком.
· Формировать навыки проведения профилактики колоректального рака.
· Развивать коммуникативные навыки, навыки общения с пациентами и их родственниками, соблюдать принципы онкологической деонтологии.
· Формирование правовой компетенции – по вопросам правильной и своевременной диагностики и лечения колоректального рака.
· Развитие мотивации у студентов в изучении темы колоректального рака.
· Формировать навыки самостоятельного проведения поиска дополнительных материалов по теме «Колоректальный рак» в руководствах, монографиях, научных журналах, интернете.
4. Основные вопросы темы.
· Эпидемиология колоректального рака, заболеваемость и смертность в РК, место в структуре онкопатологии.
· Этиология колоректального рака.
· Факторы риска и предопухолевые заболевания толстой кишки.
· Патолого-анатомическая характеристика, клинико-морфологическая классифика-ция колоректального рака. Формы роста и стадии развития колоректального рака, международная классификация по ТNМ.
· Пути лимфогенного и гематогенного метастазирования.
· Симптоматика и клиническое течение колоректального рака. Знание ранних симптомов колоректального рака, тактики активного выявления.
· Осложнения колоректального рака.
· Диагностика колоректального рака. Основные и дополнительные методы обследования.
· Пути и методы выявления больных со злокачественными опухолями толстой кишки, рациональный объем и последовательность применения методов диагностики в условиях поликлиники.
· Дифференциальная диагностика колоректального рака.
· Лечение колоректального рака. Основные принципы лечения в зависимости от основных прогностических факторов. Специальные современные методы лечения больных колоректальным раком, принципы формирования индивидуального плана лечения.
· Медицинская, трудовая, социальная реабилитация, прогноз больных колоректальным раком.
5.Методы обучения и преподавания
Будущие врачи изучают вопросы частоты заболеваемости, способствующие факторы, предопухолевые процессы, формирование группы риска, тактику их оздоровления в плане вторичной профилактики злокачественных опухолей.
В период обучения на кафедре онкологии, маммологии и лучевой терапии студенты решают ситуационные задачи в плане обследования и лечения пациентов, участвуют в обходах профессоров, доцентов, клинических разборах, консилиумах. Большое внимание отводится наглядности преподавания. К каждой теме имеются рентгенограммы, слайды, таблицы, муляжи, макропрепараты опухолей.
Проверка знаний студентов на практических занятиях осуществляется с использованием тестов, письменного и устного опроса. Занятие заканчивается оцениваем знаний с учетом 5 компетенций по балльно-рейтинговой системе оценок.
План проведения занятия (таймер-лист):
№ | Этап занятия | Средства проведения занятия | Хронометраж |
1. | Организационная часть: ознакомление с темой и планом проведения занятия, контроль посещаемости. | Тематический план практических занятий, учебный журнал | 8.00-8.10 |
2. | Оценка исходного уровня знаний | Тестовые задания, письменный опрос | 8.10-8.35 |
3. | Совместная работа с преподавателем: обсуждение темы | Участие во врачебных конференциях, обходах, клинических разборах. Таблицы, наглядные пособия, рисунки, рентгенограммы | 8.35-11.00 |
4. | Перерыв | 11.00-11.40 | |
5. | Работа студентов на усвоение темы практического занятия | ситуационные задачи, кейс-карточки, рентгенограммы, данные лабораторных методов исследования, муляжи, слайды | 11.40-12.40 |
6. | Контроль усвоения знаний | Тестовые задания, устный опрос | 12.40-13.20 |
7. | Оценка самостоятельной работы студента | Презентация, реферат | 13.20-13.40 |
8. | Подведение итогов занятия с оценкой освоенных компетенций | Учебный журнал, критерии оценки компетенций | 13.40-13.50 |
Итого | 6 академических часов (300 минут) |