Структура станций и отделений скорой медицинской помоши
Система учреждений СМП в большинстве населенных пунктов складывалась и развивалась по принципу территориального деления городов с учетом их архитектурно-планировочного районирования. Сетевая система станция СМП — оптимальный вариант — получила развитие в городах, где принцип организации этой службы предусматривает создание центральной станции и районных подстанций скорой медицинской помощи.
Подстанции СМП дислоцируются по всей территории города с учетом расчетной численности населения планировочных зон. При этом учитываются места массового скопления людей, потоки их передвижения, интенсивность движения автотранспортных средств, распределение аварий на транспортных магистралях и т. д. Основным критерием для определения мощности подстанции, а также ее расположения в населенном пункте является расчетная возможность прибытия медицинской бригады в любую точку закрепленной зоны не позднее 15 мин с момента получения вызова.
Эффективную организацию службы СМП определяет ряд факторов: оптимальное развитие и рациональное размещение сети станций и отделений СМП; четкая работа диспетчерской службы, осуществляющей прием/вызовов и направление бригад медицинских работников; направление санитарного транспорта на вызов в максимально короткий срок; четкая система госпитализации больных и пострадавших (централизованный учет свободных мест в больницах, родильных домах и других лечебных учреждениях); взаимосвязь и преемственность в лечении больных между врачами бригады СМП и врачами стационаров; научно-методическое руководство станциями СМП со стороны институтов и больниц; наличие в составе станций СМП специализированных выездных бригад: кардиологических, противошоковых, педиатрических, токсикологических и др.
Станции СМП в зависимости от количества выездов, выполняемых за год, подразделяется на 6 категорий, что определяет степень их оснащения и штатное расписание. В зависимости от количества выездов в год выделяются следующие станции СМП:
внекатегорийная — свыше 100 000
I категории — 100 000—75 000
II категории — 75 000—50 000
III » — 50 000—25 000
IV » — 25 000—10 000
V » — 10 000— 5 000
Понятие «скорая медицинская помощь» подразумевает: 1) производственную базу (станция, подстанция, транспорт и т.д.); 2) комплекс мероприятий по организации экстренной медицинской помощи населению; 3) принцип работы медицинского учреждения, а именно: оказание помощи быстро, в короткий промежуток времени, постоянная мобилизационная готовность к оказанию медицинской помощи, особенно в критических ситуациях.
Термин «неотложные состояния» применим к таким патологическим изменениям в организме человека, которые приводят к резкому ухудшению здоровья, могут угрожать жизни, и, следовательно, требуют экстренных лечебных мер.
Понятие экстренной медицинской помощи включает срочное устранение неотложных патологических состояний, возникших непредвиденно, вызванных внешними и внутренними факторами, которые независимо от степени тяжести состояния больного требуют немедленного вмешательства.
Целесообразно различать патологические состояния, требующие экстренной помощи, при которых:
1) имеется непосредственная угроза жизни, когда без своевременной медицинской помощи может наступать смерть;
2) не имеется непосредственной угрозы жизни, но, исходя из патологического состояния, угрожающий момент может наступить в любое время;
3) не имеется угрозы жизни, но неоказание своевременной помощи может причинить организму или отдельным органам стойкие изменения;
4) нет угрозы жизни, но в кратчайший срок нужно облегчить страдания больного;
5) больной находится в состоянии, не опасном для жизни, однако поведение его требует срочного медицинского вмешательства в интересах коллектива.
В организации деятельности станции СМП разделяют задачи медицинские (чисто профессиональные) и не медицинские.
К задачам не медицинским можно отнести: 1) административное управление; 2) материально-техническое обеспечение станций; 3) наиболее рациональное использование транспорта; 4) оптимальное решение и развитие всех видов связи и инженерно-технического обеспечения; 5) содержание и эксплуатацию зданий и другого хозяйства; 6) организацию работы вспомогательных служб (справочная служба, взаимосвязь с хозяйственными и другими службами города и т. д.).
Организационные медицинские задачи включают: 1) медицинское управление станцией и ее подразделениями; 2) совершенствование структуры и основных принципов организации работы станции СМП; 3) специализацию и усовершенствование медицинского персонала;
4) медицинское оснащение салона санитарных машин;
5) оценку состояния и качества экстренной помощи, ее взаимодействие с другими учреждениями здравоохранения.
Основными функциями станций СМП являются: 1) оказание выездными бригадами квалифицированной медицинской помощи пострадавшим и больным в кратчайшие сроки с момента возникновения патологического состояния на месте происшествия и при транспортировке больного и максимально быстрая доставка в соответствующее (по профилю) лечебное учреждение; 2) проведение во время транспортировки в максимально возможном объеме лечебных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных жизненно важных функций организма; 3) обеспечение преемственности в оказании медицинской помощи станцией СМП и другими медицинскими учреждениями; 4) изучение причин несчастных случаев и внезапного возникновения угрожающих жизни состояний и разработка предложений для органов здравоохранения и других ведомств по проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение травматизма и неотложных состояний; 6) транспортировка больных, пострадавших, рожениц и матерей с недоношенными детьми в лечебные учреждения, требующих сопровождения медицинского работника или специального санитарного транспорта.
Принципы организации работы станций СМП отвечают следующим требованиям: полная доступность населению этого вида помощи; оперативность в работе и своевременность оказания медицинской помощи; полнота объема и высокое качество оказываемой помощи; обеспечение беспрепятственной госпитализации в соответствующие медицинские учреждения.
Типовым проектом, утвержденным Министерством здравоохранения РФ, предусматриваются следующие основные структурные подразделения станции СМП: управление (административно-хозяйственная часть), оперативный отдел, отдел госпитализации, транспортный отдел, выездные бригады, отдел статистики.
В функции оперативного отдела входят: прием вызова, передача вызова на исполнение, управление выездными бригадами, выдача информации на подстанции и справок населению. Прием вызовов на станции СМП ведется диспетчером, централизованно по единому для всей страны номеру телефона «03». Прием вызова требует выполнения следующих операций: сбор необходимой информации, формулировка повода к вызову, занесение данных в медицинскую документацию, передача вызова (по поводу) выездной бригаде. Необходимая информация при приеме вызова содержит: повод к вызову, адрес, фамилию и возраст больного, фамилию и телефон вызывающего. Повод к вызову, как и возраст больного, определяет в дальнейшем выбор типа бригады (линейная, детская, специализированная и т.д.), а местонахождение больного (адрес) — оптимальный выбор подстанций, с которой будет направлена бригада
В крупных городах для приема вызовов в оперативных отделах станций вместо отдельных телефонов устанавливаются пульты, оборудованные световым табло и электронными часами. Параллельная установка для контроля приема вызовов имеется у старшего врача оперативного отдела. Все разговоры вызывающего с сотрудниками оперативного отдела записываются на магнитофонную пленку.
В зависимости от повода к вызову дифференцируют и регламентируют направление бригад на вызов. В первую очередь обеспечивается направление бригад на вызовы не позднее чем через 4 мин после поступления вызовов в следующих случаях: для оказания экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим, если поводом к вызову является «плохо с сердцем», «боли в животе», различные виды травм, особенно автодорожные и железнодорожные, «отравление», утопление, повешение, падение с высоты, поражение электротоком, ожоги, наружное кровотечение; при родах, происшедших в общественных местах и на дому; для срочной перевозки в лечебно-профилактические учреждения больных по заявкам врачей, находящихся у больного, в случаях, требующих экстренной медицинской помощи; для транспортировки недоношенных новорожденных. Другие вызовы по перевозке больных станция СМП обязана выполнять в день поступления заявки.
Оперативный отдел осуществляет контроль за графиком работы выездных бригад, рациональным размещением вызовов по подстанциям и оперативным показателям работы (время выполнения вызова, километраж, суточная нагрузка на бригады и т д.) Для контроля за работой выездных бригад на станциях СМП с числом выездов до 75 000 в год и более разрешается использовать одну из санитарных машин в качестве «линейного контроля».
Работа оперативного отдела начинается с приема вызова от населения диспетчером, имеющим среднее медицинское образование. Диспетчер оперативного отдела центральной станции СМП должен принять решение о направлении бригады с ближайшей к месту происшествия подстанции, решить вопрос о необходимом профиле выездной бригады. Старший врач смены при необходимости может перераспределять автотранспорт, менять состав выездных бригад, а также принимать меры для оперативного управления ресурсами в случае массовых катастроф и других непредвиденных событий. На случай аварийных и чрезвычайных ситуаций оперативный отдел центральной станции имеет дополнительные средства радиосвязи — передвижные радиостанции, работающие на нескольких каналах связи с определенными подстанциями и бригадами.
Отдел госпитализации ведет учет в городе и обеспечивает планомерность экстренной госпитализации в соответствии с наличием свободных мест, профилем учреждения и местонахождением больного или пострадавшего. Диспетчер, назначающий место госпитализации, обязан следить за тем, чтобы больные направлялись в один и тот же стационар с некоторыми интервалами, иначе дежурный персонал больницы не справится с поступающим потоком.
Выездная бригада является основной структурной единицей станции СМП.
В крупных городах с большим радиусом обслуживания для ускорения прибытия на место происшествия или внезапного заболевания выездные бригады располагаются на подстанциях в расчетных точках района или города. Диспетчер подстанции, получив по прямому телефону вызов, из оперативного отдела, наносит его на карту вызова и передает непосредственно выезжающей бригаде. Бригада по возвращению на подстанцию передает диспетчеру карту вызова, где указывает основные результаты обследования больного, диагноз, лечение и больницу (если больной госпитализирован). В случае госпитализации больного бригада заполняет на него сопроводительный лист, в котором указываются диагноз, проведенное лечение, время госпитализации. Сопроводительный лист остается в больнице; после выписки больного отрывной талон сопроводительного листа, где указываются диагноз при поступлении, клинический и заключительный, а также число койко-дней, возвращается на подстанцию. Заведующим или старшим врачом подстанции для контроля за качеством диагностики проводится сопоставление диагноза врача СМП и стационара.
В структуре подстанции СМП выделяются два вида бригад: бригады скорой медицинской помощи и бригады перевозки. Бригады скорой медицинской помощи делятся на линейные и специализированные.
Средний медицинский персонал службы СМП представлен фельдшерами, работающими в составе линейных и специализированных бригад; акушерами» работающими в составе специализированных гинекологических бригад, и медицинскими сестрами отдела перевозок.
В состав бригад СМП входят врач, фельдшер и санитар (в некоторых городах — врач и два фельдшера). В состав бригады, обеспечивающей перевозку терапевтических и хирургических больных, входит фельдшер, а в состав бригад, выполняющих перевозку рожениц и гинекологических больных — фельдшер-акушерка.
Для обслуживания травм, отравлений и жертв различных несчастных случаев направляются специализированные бригады — травматологическая и токсикологическая, которые выезжают в основном по профилю. Для обслуживания на догоспитальном этапе детей в случаях внезапных заболеваний и повреждений организуются педиатрические бригады. Кардиологическая бригада выезжает на вызов по поводу кардиогенного шока, нарушения ритма сердечной деятельности, отека легких, состояния клинической смерти и проводит на догоспитальном этапе внутривенные капельные вливания прессорных аминов и кортикостероидов, дефибрилляцию, электрокардиостимуляцию, искусственную вентиляцию легких, непрямой массаж сердца. Неврологическая бригада оказывает помощь в случаях острых нарушений мозгового кровообращения, судорожных состояний, проводит раннее дифференцированное лечение острых нарушений мозгового кровообращения.
В районном центре и в населенных пунктах сельского района скорая и неотложная помощь осуществляется отделением СМП, входящим в состав центральной районной больницы (ЦРБ), а в некоторых случаях — самостоятельными районными станциями СМП. Типовая структура отделения скорой медицинской помощи ЦРБ включает в себя диспетчерскую службу и выездные бригады.
Практика показала, что наиболее рациональной и целесообразной системой организации скорой медицинской помощи на современном этапе развития здравоохранения и медицины является развертывание больниц скорой помощи и объединение их со станциями СМП.
В задачи больницы скорой медицинской помощи входят: обеспечение населения в полном объеме высококвалифицированной и специализированной экстренной медицинской помощью; организационно-методическая помощь другим медицинским учреждениям, в функции которых входит оказание экстренной помощи, координация лечебной и организационно-методической работы, осуществляемой всеми специализированными медицинскими учреждениями экстренной помощи; оказание с помощью средств санитарной авиации и наземного транспорта экстренной медицинской помощи населению других районов с привлечением врачей-специалистов; руководство и контроль за статистическим учетом и отчетностью в лечебных учреждениях, оказывающих экстренную медицинскую помощь; анализ качественных показателей деятельности лечебных учреждений, оказывающих экстренную медицинскую помощь, показателей летальности и участие в разработке мероприятий, направленных на их снижение; изучение и анализ обращаемости населения за экстренной медицинской помощью; обобщение и распространение передового опыта работы учреждений, оказывающих экстренную медицинскую помощь, оценка эффективности мероприятий с целью совершенствования форм работы; специализация и усовершенствование врачей, среднего медицинского персонала медицинских учреждений.
Для больниц скорой медицинской помощи разработаны типовые проекты, утвержденные Министерством здравоохранения СССР из расчета на 560 коек при численности от 300 000 до 500 000 жителей и на 800 коек для более крупных городов. Если население менее 300 000, экстренную стационарную помощь оказывают городские и центральные районные больницы.
С целью приближения скорой медицинской помощи к населению и повышения оперативности работы станций СМП в городах организуется сеть подстанций на правах отделений. Основной принцип построения работы городской станции — централизация приема вызовов и оперативное управление выездными бригадами при децентрализации размещения выездных бригад на подстанциях по территории города.
В сельской местности с целью приближения скорой помощи к населению в центрах систем расселения (малые города, поселки городского типа, крупные сельские поселения) могут быть организованы выдвижные опорные пункты СМП (филиалы отделения скорой медицинской помощи ЦРБ), которые осуществляют самостоятельно прием вызовов и оперативное управление выездными бригадами. В перспективе должна быть предусмотрена централизация приема вызовов от сельского населения района и управления бригадами выдвижных опорных пунктов на базе районного центра.
Учреждения догоспитального звена скорой медицинской помощи (станция, подстанция) должны располагаться в геометрическом центре населенного пункта (в условиях крупного города — в центре планировочного района), вблизи транспортных магистралей с учетом расположения учреждений, оказывающих стационарную скорую помощь. При дислокации станции (подстанции) следует учитывать расположение административных, промышленных и культурных центров, места скопления людей, потоки их движения, интенсивность транспортных потоков и другие факторы.