Частная медицинская практика. 4 страница
Кроме того, закон расширяет возможности выбора для человека. Он имеет право один раз в год выбрать страховую организацию, медицинское учреждение и врача. При этом медучреждение, включенное в реестр и заключившее договор на оказание услуг по программе ОМС, не вправе отказать застрахованному человеку в оказании помощи в соответствии с территориальной программой ОМС.
Важным и обязательным участником системы ОМС является страховая медицинская организация. Раньше выбор страховой организации остается за страхователем, то есть за работодателем[4], у которого работает человек. Страхование неработающих людей осуществляют региональные власти. В итоге получается, что у страховых компаний нет мотивации бороться за потребителей услуг. В новом законе содержатся прямые нормы о том, что выбирает страховую компанию только человек, и страховая компания будет заинтересована в том, чтобы предложить застрахованному человеку лучший пакет услуг.
В законе четче прописаны права страховых медицинских организаций по контролю за оказанием медицинской помощи. То есть, если человек приходит с полисом в больницу, а у него начинают требовать деньги за услуги, которые ему положены бесплатно, он первым делом должен позвонить в свою страховую компанию с требованием разобраться в ситуации. И это уже забота страховой компании, с которой человек заключил договор, - быть его "адвокатом", защищая его права.
Переходить в другую страховую компанию можно раз в год, для этого нужно написать заявление до 1 ноября. Если же человек переехал в другой город или закончился договор о финансовом обеспечении ОМС, то можно менять страховщика чаще.
Одним из больших недостатков прежней системы является невозможность получить медпомощь по полису ОМС, находясь в другом регионе. Полис обязательного медицинского страхования не являлся единым для всех регионов России. Каждая страховая компания печатала для своих застрахованных собственные полисы, которые нужно было менять по мере того, как заканчивался срок их действия. При смене места работы человек обязан был сдать полис ОМС работодателю и получить новый там, куда он трудоустраивался. На это уходило время, в течение которого сотрудник, с чьей заработной платы уплачивались взносы в ФОМС, фактически не имел возможности получить медицинскую помощь. А при переходе в категорию неработающих он должен был получить полис в страховой медицинской организации, по результатам конкурса страховавшей неработающих граждан.
Закон № 326-ФЗ закрепил право на выбор поликлиники, в которой человек хочет обслуживаться. Для этого до 1 ноября необходимо прийти в медучреждение и написать заявление на имя главного врача с просьбой о прикреплении к поликлинике. Правда, в медучреждении могут отказать, если поликлиника сильно переполнена (у каждого медучреждения есть определенный "лимит" по количеству населения, которое они могут обслуживать). Но всегда можно обратиться к своему страховщику и попросить специалистов оказать содействие в решении вопроса.
Формально получить медпомощь по полису ОМС не по месту прописки гражданин мог и раньше, но больницы и поликлиники чаще всего, нарушая действующий Закон, отказывали в приеме иногородним гражданам и гражданам, проживающим в другом районе данного города.
Закон № 326-ФЗ делает проще медобслуживание в "чужом" городе. Человек может обратиться в поликлинику в любом регионе страны. За оказанные услуги взаиморасчеты с поликлиникой будет производить территориальный ФОМС.
Закон № 326-ФЗ устанавливает введение единого полиса – вначале на бумажном носителе, затем произойдет замена на пластиковую карту, которой можно будет пользоваться по всей стране. При этом пользоваться старыми полисами можно будет как минимум до 1 января 2014 года. Поэтому нет смысла срочно бежать к страховщику за заменой документов.
Принципиальная новация Закона № 326-ФЗ заключается в том, что предоставлять медицинские услуги в рамках ОМС могут не только государственные (муниципальные) медучреждения, но и организации любой организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой (ст. 15 Закона № 326-ФЗ). Главное, чтобы у них было право (лицензия) на осуществление медицинской деятельности, они должны быть включены в специальный реестр медицинских организаций и вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС и иным операциям. Реестр таких организаций ведет ТФОМС и публикует в Интернете или иным способом. В реестре указываются наименование, адрес медицинских организаций и перечень услуг, оказываемых ими в рамках территориальной программы ОМС. Порядок ведения, форма и перечень сведений реестра устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования.
Ранее "частники" тоже работали с ОМС, но получали специальное разрешение от администрации города на определенные услуги. Теперь частные клиники могут просто заявить о вступлении в систему.
Изменяется структура управления системой ОМС. Страховщиком в рамках реализации базовой программы ОМС признается ФФОМС, с 2012 г. ему перечисляются все медицинские взносы. Это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией для реализации государственной политики в сфере ОМС (ст. 12 Закона № 326-ФЗ).
В целом Закон № 326-ФЗ достаточно подробно регламентирует права и обязанности всех субъектов и участников ОМС, их взаимоотношения, предусматривает модернизацию обязательного медицинского страхования и направлен на дальнейшее развитие здравоохранения.
Тема 4. Понятие и виды субъектов медицинского права.
4.1. Понятие и виды субъектов медицинского права.
Под субъектами медицинского права можно понимать лиц, обращающихся за помощью и лиц, управомоченных оказывать медицинскую помощь.
Субъекты, управомоченные оказывать медико-социальную помощь населению в свою очередь в зависимости от наличия или отсутствия юридического лица делятся индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (ст. 23 ГК РФ); организации (ст. 50 ГК РФ).
По признаку происхождения собственности или капитала: публичные (учрежденные государством, субъектом РФ, муниципальным образованием); частные (учрежденные гражданами и юридическими лицами частного права).
По экономическим критериям: малые; средние; крупные.
Особое место занимает государство (Российская Федерация), субъекты РФ и муниципальные образования (ст. 124-126 ГК РФ). В отношениях, регулируемых, в первую очередь, гражданским законодательством, они выступают на равных началах с гражданами (физическими лицами) и юридическими лицами.
Физические лицав здравоохранительных правоотношениях чаще всего выступают в качестве пациента (клиента) организаций здравоохранения. Они обладают рядом признаков,которые индивидуализируют его и влияют на его правовое положение.
К таким признакам относятся: имя, гражданство, возраст, состояние здоровья, семейное положение, пол.
Имя.Каждый человек участвует в возникающих ежедневно и ежеминутно правоотношениях под своим именем. Право на имя является важнейшим неимущественным правом физического лица.
Гражданство.Гражданство — это принадлежность человека к народу определенной страны, вследствие чего он находится в сфере юрисдикции данного государства и под его защитой. Иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ.
Лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
Возраст.Третье обстоятельство, которому закон придает существенное значение при определении статуса лица, — это возраст.
Закон прямо связывает ряд понятий (категорий) с определенным возрастом (например, право- и дееспособность).
Правоспособность — это способность иметь гражданские права и нести обязанности (ст. 17 ГК РФ).
Правоспособность лица возникает с момента рождения и прекращается с его смертью или признанием лица умершим.
Дееспособность — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п. 1ст. 21ГКРФ).
Различают следующие виды дееспособности:полная дееспособность (по общему правилу — с 18 лет); относительная дееспособность (несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет); частичная дееспособность (лица от 6 до 14 лет); ограниченная дееспособность (лица, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками или психотропами); абсолютная недееспособность (психически больные лица, не способные понимать значения своих действий или руководить ими).
Полная дееспособность возникает с достижением совершеннолетия, т. е. по достижении восемнадцатилетнего возраста.
Человек встречается впервые с медицинским персоналом в момент своего рождения, и, нередко, последним, кого он видит в этой жизни, — это человек в белом халате. В связи с этим возникает вопрос о соотношении понятий право - и дееспособности применительно к медицинской практике. Согласно действующих норм ФЗ № 323 от 21 ноября 2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него. Иными словами, законодатель предусматривает специальный (пониженный) возраст для самостоятельного решения вопросов, связанных с медицинским вмешательством или отказом от него. Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших пятнадцати лет и граждан, признанных в установленном порядке недееспособными, дают их законные представители (родители, опекуны). При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а в исключительных случаях, при невозможности собрать консилиум — непосредственно лечащий (дежурный) врач.
В случае угрозы жизни вопрос о медицинском вмешательстве при отсутствии согласия законных представителей отдельных категорий граждан может быть решен судом на основании заявления лечебно-профилактического учреждения.
При этом следует различать понятия "согласие на медицинское вмешательство" и "сделкоспособность". В отношении заключения сделки (по общему правилу, гражданско-правового договора), требуется достижение лицом дееспособности в полном объеме (т.е. с 18-летнего возраста).
Состояние здоровья.К числу индивидуализирующих признаков личности относится и состояние здоровья. В первую очередь учитывается психическое здоровье. Согласно п. 1 ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. В этом случае статус лица существенным образом меняется: он не может лично совершать юридические действия, в том числе обращаться за медицинской помощью, определять ее объем, заключать договор на оказание медицинской услуги. Сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным, ничтожна (п. 1 ст. 171 ГК РФ).
Семейное положение.Большое значение придает семейному положению семейное, жилищное, наследственное и медицинское право. Например, вред, возникший в связи со смертью кормильца, возмещается нетрудоспособным лицам, состоявшим на иждивении умершего или имевшем ко дню его смерти право на получение от него содержания (ст. 1088 ГК РФ).
При осуществлении отдельных видов медицинской деятельности семейное положение лица может иметь существенное значение. Прежде всего, это относится к услугам в области планирования семьи и репродукции человека. Здесь возникает комплекс медицинских, этических, социальных и правовых проблем. Семейные связи также следует учитывать при передаче конфиденциальной информации о здоровье пациента заинтересованным лицам.
Пол.Иногда пол имеет определенное значение для правового положения личности.
Отдельные нормы, учитывающие половую принадлежность лица, содержатся в жилищном, семейном, трудовом законодательстве и законодательстве об охране здоровья граждан. Так, ст. 23 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан определяет права беременных женщин и матерей, а статья 36 Основ посвящена искусственному прерыванию беременности.
4.2. Правовой статус граждан как субъектов здравоохранительных правоотношений.
Конституцией Российской Федерации провозглашено охраняемое государством право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Охрана здоровья граждан является одной из социальных ценностей современного цивилизованного общества, величайшим общественным и личным благом и богатством, одной из основ национальной безопасности страны. Становление, развитие и реализация этого конституционного права объективно отражают конкретно-исторические процессы укрепления демократических основ государства, которое обеспечивает охрану и укрепление здоровья населения, продление жизни и улучшение ее качества для каждого отдельного человека и всего российского общества в целом, всемерное развитие системы здравоохранения, физической культуры и спорта, экологическое, санитарно-эпидемиологическое благополучие[5].
Право на охрану здоровья имеет комплексный характер и включает в себя целый ряд элементарных прав, которые закреплены в международно-правовых документах о правах и свободах человека, в законах и иных правовых актах. К ним, в частности, относятся: право граждан на получение достоверной и своевременной информации о факторах, влияющих на здоровье; право на медико-социальную помощь; право на особую охрану здоровья граждан, занятых отдельными видами вредной профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности; право на заботу государства об охране здоровья членов семьи; право на особую охрану здоровья беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, инвалидов, граждан пожилого возраста, граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах, и др.
Право граждан на медицинскую помощь, хотя и входит в состав права на охрану здоровья, обладает относительной самостоятельностью и занимает свое важное место в системе прав человека и гражданина. Конституционное право на медицинскую помощь, являясь системой правовых норм и гарантий, обеспечивающих возможность получения доступной, качественной, квалифицированной медицинской помощи является одним из ключевых элементов права на охрану здоровья. Оно включает в себя возможность получения бесплатной медицинской помощи, а также оплачиваемой медицинской помощи.
Гарантиями названного права выступает развитая сеть медицинских учреждений, доступность медицинской помощи, развитие лекарственной помощи. Как записано в ч.1 статьи 41 Конституции РФ, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. ФЗ № 323 от 21 ноября 2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в РФ"конкретизируя эту норму, устанавливает гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам, который им обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Он включает первичную медико-санитарную, скорую медицинскую и специализированную медицинскую помощь, медико-социальную помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (психическими, онкологическими, венерическими, туберкулезом, СПИДом), медико-социальную помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, т.е. инфекционными.
Кроме того, граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законами Российской Федерации.
Право на охрану здоровья широко связано с иными конституционными правами и свободами человека и гражданина. Необходимо отметить "взаимопроникновение" права на охрану здоровья и других прав человека, в том смысле, что некоторые элементы исследуемого права являются составными частями других прав человека.
Право на охрану здоровья тесно связано с обеспечением конституционного права на благоприятную окружающую среду, предусматривающего правомочие на санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Тема 5. Медицинские работники как субъекты здравоохранительных правоотношений.
5.1. Медицинские работники как субъекты здравоохранительных правоотношений.
К медицинским работникам как субъектам медицинского права применимы все те общие положения, которые мы отмечали для физических лиц. В то же время имеется определенная специфика в их правовом статусе.
Право на занятие медицинской деятельностью в России имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста.
Подготовка медицинских кадров осуществляется в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования соответствующего профиля, имеющих государственную аккредитацию.
По окончании обучения и после успешной сдачи выпускных испытаний этим лицам выдается диплом государственного образца, в котором указываются специальность и квалификация.
Лица, окончившие высшие медицинские образовательные учреждения, при получении диплома в торжественной обстановке дают клятву врача. Ее содержание закреплено в ст. 71 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
"Получая высокое звание врача, и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах;
проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии…
Согласно закону "Об основах…” условием допуска к профессии является сертификат специалиста. Сертификат специалиста — это документ, подтверждающий соответствие подготовки специалиста государственному образовательному стандарту по определенной специальности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования.
Сертификат обычно выдается на 5 лет. Один медицинский работник может иметь несколько сертификатов.
Врачи или провизоры, не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.
Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Одним из механизмов, направленных на совершенствование профессионального уровня медицинских работников, является аттестация специалистов. Она проводится специально создаваемыми аттестационными комиссиями в субъектах РФ. К аттестации не допускаются лица, не прошедшие повышения квалификации по аттестуемой специальности в течение последних 5 лет.
Основной формой проверки знаний соискателя квалификационной категории является экзамен. По результатам аттестации специалистам системы здравоохранения присваивается квалификационная категория.
Специалистам, имеющим достаточный уровень теоретической подготовки и практических навыков, с учетом их соответствия квалификационным характеристикам специалистов и стажа работы по аттестуемой специальности могут быть присвоены следующие квалификационные категории:
- II - не менее 3 лет для специалистов с высшим и средним профессиональным образованием;
- I - не менее 7 лет для специалистов с высшим профессиональным образованием и не менее 5 лет для специалистов со средним профессиональным образованием;
- высшая - не менее 10 лет для специалистов с высшим профессиональным образованием и не менее 7 лет для специалистов со средним профессиональным образованием.
Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности отражено в статье 69 "Основ").
Разрешение на занятие частной медицинской практикой выдается местной администрацией по согласованию с профессиональными медицинскими ассоциациями и действует на подведомственной территории. Эти же органы осуществляют контроль за качеством оказания медицинской помощи. Частную медицинскую практику могут приостановить или запретить выдавшие разрешение органы либо суд.
Законодательством закреплено право на занятие народной медициной. Под народной медициной понимаются методы оздоровления, профилактики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством РФ. Для осуществления этой деятельности необходимы гражданство РФ, получение диплома целителя, выданного министерствами здравоохранения республик в составе РФ, органами управления здравоохранением других субъектов РФ. Диплом целителя дает право на занятие народной медициной на территории подведомственной органу управления здравоохранением, выдавшему диплом. Этот же орган может лишить целителя диплома. Данное действие может быть обжаловано в суде. Запрещается проведение сеансов массового целительства, в том числе и с использованием средств массовой информации. Незаконное занятие целительством влечет административную или уголовную ответственность.
Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста (Статья 37 "Основ").
В соответствии с Положением "О лицензировании медицинской деятельности" от 24.09.2010 г. № 749, лицензирование медицинской деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи (далее - лицензирующие органы).
5.2. Права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования.
Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на (статья 72 "Основ"):
1) создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
2) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
3) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;
4) прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;
5) стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;
6) создание профессиональных некоммерческих организаций;
7) страхование риска своей профессиональной ответственности.
В статье 73 "Основ" узаконены обязанности медицинских работников и фармацевтических работников:
1. Медицинские работники и фармацевтические работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии.
2. Медицинские работники обязаны:
- оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями;
- соблюдать врачебную тайну;
- совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и т.д.
Впервые в новом законе говорится об ограничениях, налагаемых на медицинских работников и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности Статья 74 "Основ"):
Медицинские работники и руководители медицинских организаций не вправе:
1. Принимать от организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций подарки, денежные средства, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также принимать участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний.
2. Заключать с компанией, представителем компании соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий.
3. Получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам.
4. Предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную, неполную или искаженную информацию об используемых лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий и т.д.
В 323-ФЗ представлены социальная и правовая защита медицинских работников, которые имеют право на обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда, работу по трудовому договору, в том числе за рубежом; защиту своей профессиональной чести и достоинства, получение квалификационных категорий в соответствии с уровнем теоретической и практической подготовки, совершенствование профессиональных знаний, переподготовку за счет средств бюджетов, страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением профессиональных обязанностей, в условиях, угрожающих жизни и здоровью граждан, бесплатное пользование средствами связи, любым видом транспорта для перевозки гражданина в любое ближайшее лечебное учреждение; первоочередное получение жилых помещений, установку телефона, предоставление их детям мест в дошкольных и санаторно-курортных учреждениях, иные льготы, предусмотренные законодательством РФ.
В случае причинения вреда здоровью медицинских работников при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга им возмещается ущерб в объеме и порядке, установленных законодательством РФ. ОМС этой категории составляет 120 месячных должностных окладов. При гибели работников государственной или муниципальной системы здравоохранения при исполнении трудовых обязанностей или профессионального долга во время оказания медицинской помощи, а также при проведении научных исследований семьям погибших выплачивается денежное пособие в размере 120 месячных должностных окладов.
Статья 50 "Основ" посвящена народной медицине.
Народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов.
Право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Решение о выдаче разрешения на занятие народной медициной принимается на основании заявления гражданина и представления медицинской профессиональной некоммерческой организации либо заявления гражданина и совместного представления медицинской профессиональной некоммерческой организации и медицинской организации. Разрешение дает право на занятие народной медициной на территории субъекта Российской Федерации, органом исполнительной власти которого выдано такое разрешение.