Частная медицинская практика. 2 страница

Уголовный кодекс РФ содержит ряд дефиниций, положения о преступлении, наказании, принудительных мерах медицинского характера, ряд специальных составов, включая статьи, предусматривающие уголовную ответственность медицинских работников.

Федеральный закон Российской Федерации № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

В данном архиважном документе закреплен ряд принципов медицинского права, указаны субъекты здравоохранительных правоотношений и основные требования, предъявляемые к ним, гарантировано право на бесплатную медпомощь, выбор врача и медицинской организации, закреплены единые стандарты оказания медпомощи. Данный основной закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья в Российской Федерации, устанавливает основные принципы охраны здоровья граждан в Российской Федерациии ответственность органов государственной власти за ненадлежащее обеспечение охраны здоровья граждан и оказание медпомощи, ответственность за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья.

Закон РФ "О защите прав потребителей" содержит в своем составе основные понятия (потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец, безопасность товара, работы, услуги), имеющие непосредственное отношение к сфере здравоохранения.

Статьи 5 и 6 Закона устанавливают обязанности изготовителя, исполнителя, продавца, а ст. 7 закрепляет право на безопасность товара (работы, услуги). Статьей 12 Закона вводится презумпция отсутствия у потребителя специальных знаний, что требует от обязанных лиц предоставления полной и достоверной информации о предоставляемых услугах, выполняемых работах, реализуемых товарах.

Закон РФ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на медицинскую помощь.

Основной смысл Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" состоит в стремлении сделать психиатрическую помощь максимально демократичной и гуманной. Закон направлен на решение следующих задач: защиту прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи; защиту общества от общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами; защиту медицинского персонала и иных лиц, участвующих в оказании психиатрической помощи.

Закон РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" регулирует деятельность медицинских организаций и медицинских работников, связанную со сферой трансплантологии. Органы и ткани, согласно закону, не могут быть предметом купли-продажи, они выведены из гражданско-правового оборота. Купля-продажа органов и (или) тканей человека, а также реклама этих действии влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Закон РФ "О донорстве крови и ее компонентов" позволяет урегулировать оборот крови и ее компонентов, а также определяет правовой статус донора.

ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" направлен на решение вопросов, связанных с предупреждением распространения ВИЧ-инфекции; им определяются порядок проведения освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции, эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации, порядок производства средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции. Кроме того, законом опреде­ляется правовой статус ВИЧ-инфицированных.

ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" определяет особенности оборота наркотических средств и психотропных веществ, основные направления и принципы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту. Кроме того, законом определяются особенности оказания наркологической помощи гражданам.

ФЗ "О лекарственных средствах" создает правовую основу деятельности субъектов обращения лекарственных средств, устанавливает систему государственных органов, осуществляющих правоприменительную практику, распределяет полномочия органов исполнительной власти в сфере обращения лекарственных средств.

ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.

Этим законом непосредственно регулируются вопросы иммунопрофилактики инфекционных болезней, порядок проведения профилактических прививок.

ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Законом определяются меры в отношении больных инфекционными заболеваниями, пути предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний.

ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" устанавливает общие требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, определяет случаи и порядок проведения ветеринарно-санитарной экспертизы сырья для производства продуктов. Специальными нормами регулируется обеспечения качества отдельных продуктов (например, детского питания).

ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в РФ в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Определяются правовые основы противотуберкулезной помощи, профилактики туберкулеза. Законом определены порядок диспансерного наблюдения, обследования и лечения больных туберкулезом, а также права и обязанности лип, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом и больных туберкулезом.

ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской федерации" определяет правую основу, принципы организации и направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (в том числе судебно-медицинской и судебно-психиатрической служб РФ).

Глава 4 Закона регламентирует производство судебной экспертизы в судебно-экспертном учреждении в отношении живых лиц (производство судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз).

Отдельные положения, затрагивающие вопросы охраны здоровья граждан, системы здравоохранения и медицинской помощи содержатся также в других законодательных актах: Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации», Семейном кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности", Законе РФ "Об организации страхового дела в РФ" и др.

Законодательство субъектов Российской Федерации, призванное урегулировать отдельные аспекты медицинской, также активно развивается. В ряде субъектов РФ приняты законы "О здравоохранении", "О лекарственных средствах и лекарственном обеспечении" и др. Процесс этот обусловлен имеющимися пробелами в законодательстве, которые на уровне субъектов РФ законодатель пытается восполнить.

Подзаконные акты многообразны и направлены на регламентацию широкого спектра правоотношений в сфере здравоохранения. Среди них — и постановления Правительства РФ и РБ, и приказы Минздравсоцразвития РФ, Министерства здравоохранения РБ, и другие акты. В качестве примеров можно назвать: постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями"; постановление правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2006 г. № 211 "Об утверждении требований к государственным учреждениям здравоохранения Республики Башкортостан, оказывающим платные услуги населению, и перечня платных услуг, предоставляемых государственными учреждениями здравоохранения" и т.д.

В настоящее время доля подзаконных актов постепенно уменьшается — на смену им приходит закон, так как важнейшие общественные отношения в сфере охраны здоровья граждан, затрагивающие права и законные интересы граждан (населения), должны регулироваться на уровне закона, а не подзаконного акта.

Тема 2. Основы организации и управления здравоохранением в Российской Федерации.

2.1. Организация и управление здравоохранением в Российской Федерации.

Здравоохранение, являясь сложной социально-экономической системой и специфической отраслью народного хозяйства, призвано обеспечивать реализацию важнейшего социального принципа — сохранение и улучшение здоровья граждан, оказание им высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) еще в 1948 году сформулировала, что "здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов".

С организационно-правовой точки зрения охрана здоровья и ее основная часть — здравоохранение, представляет собой неоднородную систему.

Согласно статьи 29 ФЗ № 323 от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее "Основы") организация охраны здоровья осуществляется путем:

1) государственного регулирования в сфере охраны здоровья, в том числе нормативного правового регулирования;

2) разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и по формированию здорового образа жизни населения;

3) организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями;

4) обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5) обеспечения определенных категорий граждан РФ лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством РФ;

6) управления деятельностью в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования, а также саморегулирования, осуществляемого в соответствии с федеральным законом.

Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Государственную систему здравоохранения составляют:

1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы, Российская академия медицинских наук;

2) исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 1 настоящей части);

3) подведомственные федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук и исполнительным органам государственной власти субъектов РФ медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Муниципальную систему здравоохранения составляют:

1) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

2) подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Организация медицинской помощи подробно освещена в статье 32 "Основы…"

Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи. К видам медицинской помощи относятся:

1) первичная медико-санитарная помощь;

2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

4) паллиативная медицинская помощь.

Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Формами оказания медицинской помощи являются:

1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

3) плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Рассмотрим организацию медицинской помощи по видам подробно.

Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб Водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков (статья 31 "Основ").

Первичная медико-санитарная помощь.

Данный вид медицинской помощи подробно отражен в статье 33 "Основ":

1. Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

2. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях.

3. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

4. Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

5. Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

6. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

7. В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме.

Статья 34 "Основ" посвящена оказанию специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи:

1. Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

2. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

3. Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью.

Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете медицинскими организациями, перечень которых утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. Направление граждан для оказания высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется путем применения специализированной информационной системы.

Оказание скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи отражено в статье 35 "Основ".

1. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения.

2. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

В "Основах" впервые дано определение понятия "медицинская эвакуация". При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья.

Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.

В статье 36 основного закона, впервые дано официальное определение паллиативной медицинской помощи:

Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.

Данный вид помощи может оказываться в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.

Медико-социальная помощь включает в себя профилактическую, ле­чебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, выплату пособий по временной нетрудоспособности.

В статье 2 основного закона даны основные понятия, используемые Федеральном законе: здоровье; охрана здоровья граждан; медицинское вмешательство; медицинская услуга; медицинская помощь; лечащий врач; заболевание и т.д. (см. глоссарий).

В статье 48 "Основ…" даны определения понятиям "врачебная комиссии" и "консилиум врачей":

1. Врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей.

2. Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий.

3. Консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

4. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента.

Основными принципами охраны здоровья согласно 4 статьи "Основ" являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

В основном законе (статья 30) большое внимание уделено профилактике инфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.

2.2. Основные отличия ФЗ № 323 от 21 ноября 2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" и Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1.

Федеральный закон№ 323 "Обосновах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", призван стать новым базовым законом для всей сферы здравоохранения. Его принятие сопровождали многочисленные споры, рассмотрение во втором чтении переносили несколько раз из-за огромного числа предложенных поправок. Только 78 из них предложил Совет Федерации. Всего их было больше двух сотен. Несмотря на это, при рассмотрении в третьем окончательном чтении закон пришлось вернуть во второе чтение, чтобы снова внести в него изменения. При этом на каждом этапе возникали сомнения, примут ли этот закон вообще. Данный фундаментальный закон № 323 "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации принят 21 ноября 2011 года и вступил в силу с 1 января 2012 года.

Закон определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина в сфере здравоохранения и гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность федеральных, региональных и местных органов власти России в сфере охраны здоровья граждан; права и обязанности медицинских организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и фармацевтических работников. Из-за его важности и значимости многие авторы называют этот закон "Медицинской конституцией".

Потребность в новом законе авторы объяснили тем, что прежние основы приняли еще в 1993 году, и с тех пор изменилась и экономика, и разграничение полномочий между органами власти. Также на принятие нового закона повлияли появившиеся в сфере здравоохранения противоречащие друг другу нормативно-правовые акты. В итоге было принято решение свести все в один документ.

Новый ФЗ впервые закрепил принцип "Здоровье - забота и ответственность не только врача, но и самого человека, и его работодателя".

Новый закон гарантирует право на бесплатную медпомощь, закрепляет единые стандарты оказания медпомощи. При этом под действие закона подпадает как государственная, так и частная медицина.

Впервые закрепляются дефиниции, напрямую связанные с оказанием медицинской помощи и определяющие отдельные ее компоненты - "медицинская помощь", "медицинская услуга", "медицинское вмешательство", "профилактика", "диагностика", "лечение", "пациент", "заболевание" и др.

Конкретизируются в законе уже существующие и вводятся новые принципы охраны здоровья, а также регламентируются механизмы их реализации.

Усиливается ответственность органов государственной власти за ненадлежащее обеспечение охраны здоровья граждан и оказание медпомощи.

В новом законе раскрывается механизм реализации права граждан на выбор врача и медицинской организации, а также устанавливается порядок получения информации о медицинской организации, осуществляемой ею медицинской деятельности, ее медработниках, включая сведения об их образовании и квалификации.

Предусматривается обновленный подход к классификации и наполнению видов медицинской помощи. В частности, определены условия (плановая, экстренная, неотложная) и формы (вне медицинской организации, амбулаторно, стационарно) оказания медпомощи, на которых основывается характеристика видов медицинской помощи в отличие от прежних критериев, базирующихся на разграничении полномочий органов государственной власти и местного самоуправления.

Впервые на законодательном уровне закрепляются и раскрываются уже используемые в настоящее время понятия "порядок оказания медицинской помощи", "стандарт медицинской помощи" и "клинический протокол лечения".

Следует отдельно отметить нововведения закона, касающиеся вопросов редких (орфанных) заболеваний и организации медицинских мероприятий по паллиативной помощи, необходимость регулирования которых продиктована социальной незащищенностью нуждающихся в паллиативной помощи и больных редкими заболеваниями в силу тяжести течения заболеваний и потребности в дорогостоящем лечении.

Медицинским мероприятиям, осуществляемым в связи со смертью человека, посвящается специальная глава нового закона.

Помимо этого, в законе закрепляются нормы, регулирующие основные и очень важные вопросы в сфере здравоохранения, которые часто обсуждались общественностью, вызывали споры, но не были закреплены в нормативных правовых актах. В частности, к таким вопросам относится вопрос об использовании тела, органов и тканей умершего человека в медицинских, научных и учебных целях.

Также в законе наконец-то упорядочен институт медицинской экспертизы и проведена четкая грань между медицинской экспертизой и медицинским освидетельствованием.

Существенные изменения вносятся и в институт медицинских и фармацевтических работников с точки зрения усиления требований к претендентам на занятие соответственно медицинской и фармацевтической деятельностью.

Для конкретизации порядка оказания платных медицинских услуг в закон включена статья "Платные медицинские услуги". В целях обеспечения защиты прав граждан на бесплатную медицинскую помощь установлено, за что медики не могут взимать плату.

Помимо этого, законом урегулированы вопросы, связанные с осуществлением контроля качества и безопасности медицинской деятельности, определены формы и способы его осуществления, а также порядок осуществления государственного контроля за обращением медицинских изделий. Также теперь установлена ответственность за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медпомощи.

Наши рекомендации