ТЕМА 1. ЛИМФОГРАНУЛЕМАТОЗ. 1. Продолжительность: 16 академических часов (1 академический час - 45 мин)
1. Продолжительность: 16 академических часов (1 академический час - 45 мин).
2. Место проведения: онкологический диспансер.
3. Цель занятия:
· Обучить ординаторов основам диагностики ходжкинских (ХЛ) лимфом, клиническому обследованию больных, выбору метода лечения на этапах медицинской помощи, диспансеризации и проведению профилактических мероприятий. Закрепить лекционный материал, обсудить факторы риска развития лимфогранулематоза, принципы обследования и лечение больных.
Для этого необходимо:
3.1. Систематизировать знания о биологической сущности злокачественных новообразований лимфоидной системы, бластоматозных факторах и причинах, способствующих возникновению лимфогранулематоза (ХЛ).
3.2. Изучить принципы построения классификации новообразований.
Место онкологии в системе противоопухолевой службы.
Диспансеризация больных с ХЛ.
3.3. Обучить ординаторов проведению обследования и составления плана лечения больных с ХЛ.
3.4. Воспитательное значение темы: разбираемый материал служит развитию у ординаторов клинических навыков обследования и лечения больных с ХЛ.
3.5. Истоки темы: исходные знания ординаторы приобрели на кафедрах: нормальной и патологической анатомии, патологической физиологии, гистологии и цитологии, хирургии, терапии.
3.6. Выход темы: знания и навыки, приобретенные на занятиях, необходимы для освоения методов ранней диагностики и принципов лечения ХЛ.
4. Мотивация темы занятия - получение знаний об особенностях лимфогранулематоза, его гистологических вариантах, методах диагностики и лечения,ошибках в диагностике и лечении, о проведении обследования, построении диагноза и составлении плана лечения.
План занятия.
1. Контрольные тестовые задания.
2. Устно-речевой опрос по теоретическому материалу с целью закрепления лекционного материала:
- Какие органы поражаются при лимфогранулематозе?
- Морфологические формы лимфогранулематоза.
- Достоверно ли заключение гистолога о лимфогистиоцитарном варианте, если в микропрепарате не обнаружены клетки Березовского – Штернберга?
- Является ли бесспорным заключение о наличии I или II стадии, если больному не произведена томография средостения и лапаротомия?
3. Заслушивание и обсуждение рефератов:
- Клинический минимум обследования при подозрении на лимфогранулематоз.
- Диагностическая лапаротомия при лимфогранулематозе.
- Лучевое лечение по радикальной программе.
- Комплексное лечение при лимфогранулематозе.
- Клиническая картина лимфогранулематоза средостения.
- Прогноз при лимфогранулематозе.
4. Практическая работа ординаторов:
4.1.Клинический разбор больных на поликлиническом приеме и в отделениях химиотерапии и лучевом; установление стадии лимфогранулематоза по 4-5 амбулаторным картам больных, составление плана лечения по данным 4-5 амбулаторных карт.
4.2. Решение ситуационных задач.
ТЕМА 2. "НЕХОДЖСКИНСКИЕ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ ЛИМФОМЫ".
1. Продолжительность: 16 академических часов (1 академический час - 45 мин).
2. Место проведения: онкологический диспансер.
3. Цель занятия:
· Обучить ординаторов основам диагностики неходжкинских ( НХЛ) лимфом, клиническому обследованию больных, выбору метода лечения на этапах медицинской помощи диспансеризации и проведению профилактических мероприятий.
Для этого необходимо:
3.1. Систематизировать знания о биологической сущности, бластоматозных факторах и причинах, способствующих возникновению неходжкинских лимфом (НХЛ).
3.2. Изучить принципы построения классификации новообразований.
Место онкологии в системе противоопухолевой службы.
Диспансеризация больных с НХЛ.
3.3. Обучить ординаторов проведению обследования и составления плана лечения больных с НХЛ.
3.4. Воспитательное значение темы: разбираемый материал служит развитию у ординаторов клинических навыков обследования и лечения больных с НХЛ.
3.5. Истоки темы: исходные знания ординаторы приобрели на кафедрах: нормальной и патологической анатомии, патологической физиологии, гистологии и цитологии, хирургии, терапии.
3.6. Выход темы: знания и навыки, приобретенные на занятиях, необходимы для освоения методов ранней диагностики и принципов лечения НХЛ.
4. Мотивация темы занятия - получение знаний об особенностях этого процесса при поражении периферических лимфоузлов, средостения, ошибки в диагностике и лечении, получение умений выбора объема диагностических мероприятий, построения диагноза, составления плана лечения.
План занятия.
1. Контрольные тестовые задания.
2. Устно-речевой опрос по теоретическому материалу с целью закрепления лекционного материала:
- Какова роль хромосомных нарушений в генезе лимфом?
- Для чего предназначено иммунофенотипирование лимфом?
- Основные принципы классификации злокачественных лимфом,
- Основные этапы алгоритма диагностики злокачественных лимфом,
- Определение агрессивных и индолентных лимфом
- Какой лечебный подход считается «золотым стандартом» лечения агрессивных лимфом?
3. Заслушивание и обсуждение рефератов:
- Факторы риска и патогенез злокачественных лимфом
- Характеристика MALT-лимфом
- Алгоритм диагностики злокачественных лимфом
- Понятие лейкемической трансформации
- Лечение рефрактерных, индолетных лимфом, рецидивов индолентных лимфом.
- Лечение больных агрессивными злокачественными лимфомами
4. Практическая работа ординаторов:
4.1. Клинический разбор больных на поликлиническом приеме и в отделениях химиотерапии и лучевом; установление стадии злокачественных лимфом по 4-5 амбулаторным картам больных, составление плана лечения по данным 4-5 амбулаторных карт.
4.2. Решение ситуационных задач.