ТЕМА 1. ЛИМФОГРАНУЛЕМАТОЗ. 1. Продолжительность: 16 академических часов (1 академический час - 45 мин)

1. Продолжительность: 16 академических часов (1 академический час - 45 мин).

2. Место проведения: онкологический диспансер.

3. Цель занятия:

· Обучить ординаторов основам диагностики ходжкинских (ХЛ) лимфом, клиническому обследованию больных, выбору метода лечения на этапах медицинской помощи, диспансеризации и проведению профилактических мероприятий. Закрепить лекционный материал, обсудить факторы риска развития лимфогранулематоза, принципы обследования и лечение больных.

Для этого необходимо:

3.1. Систематизировать знания о биологической сущности злокачественных новообразований лимфоидной системы, бластоматозных факторах и причинах, способствующих возникновению лимфогранулематоза (ХЛ).

3.2. Изучить принципы построения классификации новообразований.

Место онкологии в системе противоопухолевой службы.

Диспансеризация больных с ХЛ.

3.3. Обучить ординаторов проведению обследования и составления плана лечения больных с ХЛ.

3.4. Воспитательное значение темы: разбираемый материал служит развитию у ординаторов клинических навыков обследования и лечения больных с ХЛ.

3.5. Истоки темы: исходные знания ординаторы приобрели на кафедрах: нормальной и патологической анатомии, патологической физиологии, гистологии и цитологии, хирургии, терапии.

3.6. Выход темы: знания и навыки, приобретенные на занятиях, необходимы для освоения методов ранней диагностики и принципов лечения ХЛ.

4. Мотивация темы занятия - получение знаний об особенностях лимфогранулематоза, его гистологических вариантах, методах диагностики и лечения,ошибках в диагностике и лечении, о проведении обследования, построении диагноза и составлении плана лечения.

План занятия.

1. Контрольные тестовые задания.

2. Устно-речевой опрос по теоретическому материалу с целью закрепления лекционного материала:

- Какие органы поражаются при лимфогранулематозе?

- Морфологические формы лимфогранулематоза.

- Достоверно ли заключение гистолога о лимфогистиоцитарном варианте, если в микропрепарате не обнаружены клетки Березовского – Штернберга?

- Является ли бесспорным заключение о наличии I или II стадии, если больному не произведена томография средостения и лапаротомия?

3. Заслушивание и обсуждение рефератов:

- Клинический минимум обследования при подозрении на лимфогранулематоз.

- Диагностическая лапаротомия при лимфогранулематозе.

- Лучевое лечение по радикальной программе.

- Комплексное лечение при лимфогранулематозе.

- Клиническая картина лимфогранулематоза средостения.

- Прогноз при лимфогранулематозе.

4. Практическая работа ординаторов:

4.1.Клинический разбор больных на поликлиническом приеме и в отделениях химиотерапии и лучевом; установление стадии лимфогранулематоза по 4-5 амбулаторным картам больных, составление плана лечения по данным 4-5 амбулаторных карт.

4.2. Решение ситуационных задач.

ТЕМА 2. "НЕХОДЖСКИНСКИЕ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ ЛИМФОМЫ".

1. Продолжительность: 16 академических часов (1 академический час - 45 мин).

2. Место проведения: онкологический диспансер.

3. Цель занятия:

· Обучить ординаторов основам диагностики неходжкинских ( НХЛ) лимфом, клиническому обследованию больных, выбору метода лечения на этапах медицинской помощи диспансеризации и проведению профилактических мероприятий.

Для этого необходимо:

3.1. Систематизировать знания о биологической сущности, бластоматозных факторах и причинах, способствующих возникновению неходжкинских лимфом (НХЛ).

3.2. Изучить принципы построения классификации новообразований.

Место онкологии в системе противоопухолевой службы.

Диспансеризация больных с НХЛ.

3.3. Обучить ординаторов проведению обследования и составления плана лечения больных с НХЛ.

3.4. Воспитательное значение темы: разбираемый материал служит развитию у ординаторов клинических навыков обследования и лечения больных с НХЛ.

3.5. Истоки темы: исходные знания ординаторы приобрели на кафедрах: нормальной и патологической анатомии, патологической физиологии, гистологии и цитологии, хирургии, терапии.

3.6. Выход темы: знания и навыки, приобретенные на занятиях, необходимы для освоения методов ранней диагностики и принципов лечения НХЛ.

4. Мотивация темы занятия - получение знаний об особенностях этого процесса при поражении периферических лимфоузлов, средостения, ошибки в диагностике и лечении, получение умений выбора объема диагностических мероприятий, построения диагноза, составления плана лечения.

План занятия.

1. Контрольные тестовые задания.

2. Устно-речевой опрос по теоретическому материалу с целью закрепления лекционного материала:

- Какова роль хромосомных нарушений в генезе лимфом?

- Для чего предназначено иммунофенотипирование лимфом?

- Основные принципы классификации злокачественных лимфом,

- Основные этапы алгоритма диагностики злокачественных лимфом,

- Определение агрессивных и индолентных лимфом

- Какой лечебный подход считается «золотым стандартом» лечения агрессивных лимфом?

3. Заслушивание и обсуждение рефератов:

- Факторы риска и патогенез злокачественных лимфом

- Характеристика MALT-лимфом

- Алгоритм диагностики злокачественных лимфом

- Понятие лейкемической трансформации

- Лечение рефрактерных, индолетных лимфом, рецидивов индолентных лимфом.

- Лечение больных агрессивными злокачественными лимфомами

4. Практическая работа ординаторов:

4.1. Клинический разбор больных на поликлиническом приеме и в отделениях химиотерапии и лучевом; установление стадии злокачественных лимфом по 4-5 амбулаторным картам больных, составление плана лечения по данным 4-5 амбулаторных карт.

4.2. Решение ситуационных задач.

Наши рекомендации