История развития сестринского дела
Быть милосердным –
значит делать все, что в наших силах.
Джон Донн
Начало становления сестринского дела
У народов Древнего мира уход за больным осуществляли родственники. Специальных людей, которые посвящали бы себя делу ухода за больными, не было.
К XI веку относится создание во многих городах Западной Европы общин женщин и девиц для служения делу милосердия и ухода за больными, многие из них принадлежали к княжескому роду.
Так, в XIII веке графиня Елизавета Тюрингенская, которая отличалась глубокой религиозностью и любовью к людям, всю свою жизнь посвятила служению делу милосердия. В возрасте 20 лет она на свои средства построила госпиталь, организовала приют для подкидышей и сирот, в которых сама много работала.
В 1235 г. Елизавета была причислена к лику святых и в ее честь была основана католическая община "елизаветинок" - из пожелавших последовать ее примеру. В мирное время сестры общины ухаживали только за больными женщинами, а в военное время - и за мужчинами, нуждающимися в медицинской помощи. Много сделала община и для больных проказой.
Подобной деятельностью занималась и община «иоаниток», члены которой проявили особую самоотверженность в Париже во время эпидемии чумы в 1348г.
В ведении сестер-«госпитальерок» находились крупные госпитали — Святого Людовика в Париже, а также в других городах Франции
В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестер милосердия и поставил во главе ее Луизу де Мариллак, которая организовала семинары для сестер милосердия и сиделок, а в 1641 г. создала специальную школу по их обучению.
Викентий Поль впервые предложил словосочетания «сестра милосердия», «старшая сестра».
Подобные институты сестер милосердия стали создаваться во Франции, Нидерландах, Польше и других странах. К середине XIX века в Западной Европе уже насчитывалось около 16 тыс. сестер милосердия.Развитие службы профессиональных медсестер
Cлужба профессиональных медсестер была организована во время Крымской войны англичанкой Флоренс Найтингейл со своими помощницами, среди которых были монахини и сёстры милосердия, отправилась в полевые госпитали сначала в Турцию, а затем в Крым.
Флоренс Найтингейл родилась 12 мая 1820 во Флоренции. В 1849 посетила Институт диаконис в Кайзерверте (Германия) и возвратилась в Англию с твёрдым намерением стать сестрой милосердия. В 1853 стала управляющей небольшой частной больницей в Лондоне.
Во время войны Найтингейл удалось собрать по подписке большую сумму денег, на которые в 1860 была организована первая в мире школа сестёр милосердия при больнице Святого Фомы в Лондоне .Вскоре выпускницы этой школы начали создавать аналогичные учреждения при других больницах.
Флоренс последовательно проводила в жизнь принципы санитарии и ухода за ранеными. В результате менее чем за шесть месяцев смертность в лазаретах снизилась с 42 до 2,2 %.
Найтингейл добилась того, чтобы больницы были оснащены системами вентиляции и канализации; больничный персонал в обязательном порядке проходил необходимую подготовку; в больницах велась строгая статистическая обработка всей информации. Была организована военно-медицинская школа, в армии велась разъяснительная работа о важности профилактики болезней.
В 1912году Лига Международного Красного Креста и Красного полумесяца (с ноября 1991 называется Международной Федерацией Обществ Красного Креста Красного Полумесяца) учредила медаль имени Флоренс Найтингейл, до сих пор самую почётную и высшую награду для сестёр милосердия во всём мире.
Развитие сестринского дела в России
Исторических сведений о женской медицинской деятельности на Руси очень мало. Известно, что огромную роль по уходу за больными оказывали в православных монастырях, где создавались богадельни для прокаженных (1551 год). Первая больница в которой лечили врачи, а обслуживали монахи была построена в 1618 году при Троицком монастыре (Сергиев посад).
В 1715 году по Указу Петра I создаются Воспитательные дома, в которых должны были служить женщины.
В обязанности входил уход за здоровыми и больными детьми. В 1716 году в "Уставе воинском" законодательно регламентируется организация медицинской помощи раненым и участие женщины в уходе за ними.
Попытки создать женскую службу в госпиталях носили временный характер и не получили устойчивого развития. После смерти Петра понятие «женская служба в госпиталях » была почти забыта.
К середине 18 века женский уход за больными стал осуществляться в гражданских больницах. В 1804 году попечителю Московского воспитательного дома было предложено построить рядом с больницей для бедных новый дом для вдов «Вдовий дом», чтобы некоторые из них за умеренную плату приняли на себя присмотр за больными.
Институт сердобольных вдов существовал в России до 1892 г., а затем был упразднен.
Он явился прототипом общин сестер милосердия, которые в России начали создаваться с 1854 г. За период своей деятельности сердобольные вдовы оставили о себе добрую славу на поприще милосердия и ухода за больными
В 1844 году в Санкт-Петербурге по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия. В общине не только ухаживали, воспитывали, но и обучали сестер милосердия гигиеническим правилам ухода за больными и некоторым лечебным процедурам.
С 1845 по 1856 годы общину посещал Н.И.Пирогов, производивший в ней наиболее сложные операции и вскрытие тел умерших. Работая в общине он высказал следующую мысль: «Доказано уже опытом, что никто лучше женщин не сможет сочувствовать страданиям больного и окружать его попечениями неизменными и, так сказать, несвойственными мужчинам».
В России рос спрос на деятельность сестёр милосердия и это способствовало созданию новых общин в других городах. Особенно остро проявился недостаток сестёр милосердия во время Крымской войны 1853-1856 гг.
Пирогов предложил разделить сестёр на перевязочных, дежурных, аптекарек и сестёр-хозяек, разработав специальные инструкции для каждой из этих групп, что значительно повышало качество труда сестёр и их ответственность.
Именно в это время появляется Крестовоздвиженская община сестер милосердия – предшественница Русского общества Красного Креста.
Крестовоздвиженская община объединила патриотически настроенных российских женщин самых разных слоев общества; рядом с женами, вдовами и дочерьми титулярных и коллежских советников, дворян, помещиков, купцов, офицеров российской армии и флота были и простые малограмотные женщины.
Опыт работы сестер милосердия в период Крымской войны показал следующее: сестры должны уметь создать условия для выздоровления и предотвращения болезней, "оказывать услуги для выздоровления"; знать признаки "перемен болезни", уметь оценивать их и при внезапных "переменах" оказывать помощь; знать не только название лекарств, но и их действие и осложнения, которые они могут вызвать: уметь вести документацию, в которой фиксируются "перемены" в состоянии больных и раненых, замечания и предложения по уходу за ними.
Лев Толстой в «Севастопольских рассказах» описал прибывших в действующую армию сестёр милосердия, которые позднее были награждены медалью «За оборону Севастополя», среди них —Бакунина, Карцева, Стахович, Хитрово и др. Из 120 сестёр Крестовоздвиженской обители, которые работали в осаждённом Севастополе, 17 погибли при исполнении служебных обязанностей.
В 1863 г.был издан приказ военного министра о введении по договоренности с Крестовоздвиженской общиной постоянного сестринского ухода за больными в военных госпиталях. Этот год можно считать годом рождения профессии медицинской сестры в России
В целях поощрения и увековечения заслуг сестёр в Крымской войне комитетом Крестовоздвиженской общины был учреждён позолоченный крест, которым были награждены 158 сестёр.
Но прежде, чем сестры Крестовоздвиженской общины прибыли в Крым, там уже действовал отряд женщин, которых вполне можно назвать «сестрами милосердия», хотя специального медицинского образования они не имели и никто не благословлял их на этот подвиг. Теперь неизвестно даже, сколько точно их было и неизвестны их имена. Только одно имя: девушки, которая их всех собрала и организовала… Да и то не имя, а прозвище — Даша Севастопольская. На самом деле ее звали Даша Михайлова.
С 1867 года сестринское обучение стало осуществляться на базе Российского общества Красного Креста (РОКК), а общины объединились в школы сестер милосердия.
Сестры изучали следующие дисциплины: анатомия и физиология, гигиена, общая и частная патология, сведения об эпидемиологии, фармация и рецептура, кожные и венерические болезни, общая хирургия, десмургия и учение об асептике, женские болезни, детские болезни, глазные болезни, нервные и психические заболевания, массаж.
Первая мировая война
Во время Первой Мировой войны 1914-1918 г., подготовка сестер милосердия, находились под патронажем императрицы Александры Федоровны. Она вместе со старшими дочерями Ольгой и Татьяной поступили на кратковременные курсы обучения уходу за ранеными. В качестве сестер милосердия они ежедневно трудились в Царскосельском лазарете.
Младшая сестра Николая II Великая княгиня Ольга Александровна представляла собой редкое явление. Одетая как простая сестра милосердия, она занимала с другой сестрой скромную комнату, начинала работать в 7 часов утра и часто не спала несколько ночей подряд, если необходимо было перевязывать вновь прибывших раненых. Даже раненые с трудом верили, что сестра, которая так нежно и терпеливо за ними ухаживала, была дочерью Александра III.