Задания для самостоятельной работы студентов (СРС)
№ | Тема самостоятельной работы | Форма проведения | Продолж-ть, часы |
1. | Здравоохранение РК. Язык и его основные функции.Речь: виды и формы речи. Общая характеристика форм и видов речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь: основные жанры письменной речи. | Доклад на тему: «Здравоохранение РК». | |
2. | Символы медицины. Текст как ведущая единица словесной коммуникации. Основные признаки текста. | Презентация на тему: «Символы медицины». | |
3. | Закон и право в медицине. Функционально-смысловые типы речи. Описание как тип речи. Повествование в различных сферах общения.Рассуждение как тип монолога. Виды рассуждения. Языковые особенности типов речи. | Эссе на тему: «Права и обязанности медицинских работников». | |
4. | Строение человека. Опорно-двигательная система. Функциональные стили речи.Научный стиль речи и его особенности. | Презентация на тему: «Скелет человека». | |
5. | Пищеварительная система. Языковые особенности научного стиля речи. Определение особенностей научного стиля на различных уровнях языка. | Презентация на тему: «Пищеварительная система человека». | |
6. | Система органов дыхания. Подстили научного стиля речи. Собственно научный, научно-популярный, учебно-научный подстили научного стиля речи. | Языковой анализ медицинского текста. | |
7. | Нервная система. Жанры научного стиля речи. | Доклад на тему: «Нервная система человека». | |
8. | Сердечно-сосудистая система. Научный текст. Тема текста. Структура и смысл текста. Микротема текста. | Структурно-смысловой анализ текста в рамках темы «Сердечно-сосудистая система человека». | |
9. | Кровь и кровеносные сосуды. Коммуникативная задача текста. Смысло-речевые ситуации. Определение предмета (дефиниция) – что есть что; что – это что; что называется чем. Введение термина – что носит название чего; что получило название чего; что имеет название чего. | Реферат на тему: «Кровь и кровеносные сосуды». | |
10. | Клетка – наименьшая единица живого организма. Квалификация предмета – что считают чем (каким); что считается чем (каким); что представляет собой что; что заключается в чем; что состоит в чем. | Доклад на тему: «Клетка – наименьшая единица живого организма». | |
11. | Сенсорные системы. Органы чувств. Принадлежность предмета к классу – что относится к чему; что принадлежит к чему; что входит в группу (класс, тип) чего; что является одним из чего. | Составление трехъязычного терминологического словаря на тему: «Сенсорные системы. Органы чувств». | |
12. | Иммунная система. Классификация предметов – а) что делят/ся на что; что под/разделят/ся на что; б) что делится на что; что под/разделяет/ся на что. | Составление двуязычного терминологического словаря на тему: «Иммунная система». | |
13. | Кожа – защитный покров организма. Качественный состав, строение предмета – а) что входит в состав чего; что содержится в чем; что образует что; что является составной частью чего; б) что состоит из чего; что содержит что; что включает в себя что; что имеет в своем составе что. | Эссе на тему: «Кожа – защитный покров организма». | |
14. | Эндокринная система. Обмен веществ. Количественный состав предмета – сколько чего входит в состав чего; сколько чего содержится в чем; сколько чего приходится на долю чего. | Составление двуязычного терминологического словаря на тему: «Эндокринная система. Обмен веществ». | |
15. | Болезни и больной. Возникновение, происхождение предмета – a) что (кто) возникает; что образуется из чего; что происходит из чего; что развивается из чего; б) что (кто) появляется; что получается; кто получает что; что получено кем; что вырабатывает что; что вырабатывается чем; что выделяется чем; в) кто создает что; что изобретает что; кто конструирует что; кто изготовляет что. | Презентация на тему: «Болезни и больной». | |
16. | Моя специальность. Компрессия как основной вид переработки научного текста. Виды компрессии текста-первоисточника. Основные правила компрессии текста. | Эссе на тему: «Моя будущая профессия». | |
17. | Общие методы обследования больного. План и его составление в научной сфере. Виды планов как средство самоконтроля и самооценки субъекта речи. | Составление вопросного, назывного и тезисного плана на основе текста по специальности. | |
18. | Профилактика, лечение и уход. Конспектирование научного текста. Составление конспектов. Конспектирование лекций как творческий процесс. | Составление полного и краткого конспекта на основе текста по специальности. | |
19. | Первая медицинская помощь. Цитирование в научной сфере. Основные правила оформления цитат. | Презентация на тему: «Первая медицинская помощь». | |
20. | Питание здорового человека. Режим питания. Аннотирование научных текстов. Виды аннотаций с учетом особенностей потребителей. | Составление аннотации к тексту по специальности. | |
21. | Типы ЛПУ. Здравницы Казахстана. Справочно-библиографическое описание. Структура справочно-библиографического описания. | Реферат на тему: «Здравницы Казахстана». | |
22. | Здоровье и здоровый образ жизни. Реферирование научных текстов. Виды репродуктивных и продуктивных рефератов. | Эссе на тему: «Здоровый образ жизни». | |
23. | Диада «врач – больной». Культура речи и речевая норма. Определение культуры речи. Две ступени освоения литературного языка:1) правильность речи; 2) речевое мастерство. Типы норм литературного языка: императивные (обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы. | Составление микродиалогов на тему: «Врач – больной». | |
24. | Вербальные и невербальные средства общения врача с пациентом. Качества хорошей (образцовой) речи. Правильность речи. Правильный выбор слова и формы слова. Особенности построения простых и сложных предложений. Точность речи. Точность словоупотребления. Правильное построение предложений. | Эссе на тему: «Современный врач. Каков он?». | |
25. | Гиппократ – отец медицины. Клятва Гиппократа. Богатство речи. Экспрессивный синтаксис. Выразительность речи. Источники выразительной речи. Синонимическое богатство русского языка. Антонимия. Многообразие синтаксических конструкций. | Презентация на тему: «Гиппократ – отец медицины». | |
26. | Правовая ответственность врача. Права пациента. Чистота речи. Отношение к заимствованным словам. Канцеляризмы, речевые штампы, слова-паразиты. | Устное выступление на тему: «Права и обязанности врача». | |
27. | Ведение медицинской документации. Логичность речи. Законы логики. Устранение алогизмов в речи. Нормы произношения и ударения. Разноместность ударения как причина существования различного рода вариантов языковых единиц. | Составление медицинской документации: карта больного, справка, температурный лист, лист врачебных назначений. | |
28. | Врачебная этика. Деонтология. Основные правила словоупотребления. Проблемы выбора словесных единиц в процессе выражения мысли и построения связного высказывания. | Эссе на тему: «Врачебная этика. Деонтология». | |
29. | Коммуникативная компетентность врача. Особенности делового общения. Деловой этикет. Регламентированность делового общения. | Реферат на тему: «Особенности делового общения врача». | |
30. | Культура речевого поведения врача. Устная речь как показатель образованности и культуры человека. Речевые тренировки в виде высказываний, выступлений, обмена мнениями о прочитанном, дискуссий на заданную тему, диалогов в определенных коммуникативных ситуациях, связанных с естественной профессиональной деятельностью. | Составление микродиалогов на тему: «Культура речевого поведения врача». | |
Итого: | 90 ч. |
Литература
Основная:
1. Жанпейс У.А. Русский язык. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. – Алматы: КазНМУим.С.Д.Асфендиярова. 2013. – 145 с.
2. Жанпейс У.А. Русский язык-1. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. –Алматы, 2013. – 116 с.
3. Жанпейс У.А. Русский язык-2. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. –Алматы, 2013. – 124 с.
4. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека в трех томах: учебник, 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012.
5. Афанасьев Ю.И., Юрина Н.А., Алешин Б.В. и др. Гистология, эмбриология, цитология: учебник, 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 800 с.
6. Северин Е.С. Биохимия: учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 752 с. (Перевод на казахский язык – Сейтембетова А.Ж.)
7. Асимов М.А., Нурмагамбетова С.А., Игнатьев Ю.В. Коммуникативтік дағдылар: оқулық. – Алматы, 2011. – 176 с.
Дополнительная:
1.Жанпейс У.А., Кожакеева Ш.Т. Русский язык: Учебник для 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ с казахским языком обучения. – Алматы: Изд. «Мектеп», 2014. – 264 с.
2. Жанпейс У.А., Майбалаева А.А. Русский язык: Учебник для 10 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ с казахским языком обучения. – Алматы: Изд. «Мектеп», 2014. – 384 с.
3. Озекбаева Н.А. Научный стиль речи: Учебное пособие для студентов казахского отделения медицинских вузов (бакалавриат). – Алматы, 2013. – 180 с.
4. Чумбалова Г.М. Научный стиль речи (медицинский профиль): Учебное пособие. – Алматы, 2010. – 104 с.
Интернет-источники
Интернет-сайт «Грамота» www.gramota.ru
Интернет-сайт «Культура письменной речи» www.gramota.ru
Интернет-сайт «Стиль документа» www.doc-style.ru
Информационно-дискуссионный портал www.newsland.ru
Онлайн-энциклопедия www.wikipedia.org
2.10. Методы обучения и преподавания:
· словесный:объяснение; толкование; беседа (вводная, вопросно-ответная, закрепляющая, контрольно-коррекционная), рассказ; работа с учебником;
· практический метод:выполнение устных и письменных языковых упражнений, речевых заданий; работа с толковыми и терминологическими словарями; языковой и структурно-смысловой анализ текстов различных типов и стилей; лингвистический (моно- и билингвальный) анализ медицинских терминов ; работа с АРМ;
· наглядный метод: иллюстрация учебного материала; демонстрация; работа с таблицами, опорными схемами, графическими органайзерами, рисунками; работа с ТСО;
· игровой метод: дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); деловые (организационно-коммуникативные, ролевые, имитационные);
· методы контроля и самоконтроля:рубежные (постблочные) тесты; индивидуальный опрос; фронтальный опрос; уплотненный опрос;
· ситуационный метод:коммуникативное общение, дискуссии, решение ситуативных заданий;
· интерактивные методы:проблемное изложение учебного материала; презентация, кейс-стади; работа в малых группах; мозговой штурм; критическое мышление; ривин-метод; ассоциативный метод; атака вопросами; кластерный метод; блиц-опрос; мини-исследование.
Формы организации СРС:работа с источниками по специальности; изучение литературы, связанной с речевыми темами занятий; выполнение опережающих заданий по прочитанным текстам; самостоятельный подбор текстов требуемого типа речи и стиля; подготовка (устных и письменных) работ по различным жанрам научного стиля; обзор материалов профессиональных газет и журналов на заданную тему; составление терминологических (одноязычных, двуязычных словарей); конструирование тематического глоссария; эссе, реферат, аннотирование литературы, отзыв, рецензия, видеопрезентация.
Формируемые на дисциплине компетенции: знания(когнитивно-языковая), практические навыки(операционально-речевая), коммуникативные навыки(коммуникативно-аксиологическая), правовая, саморазвитие.
Компетентностно-ориентированный подходпредполагает использование следующих методов формирования компетенций: традиционные, интерактивные (мозговой штурм, дискуссия, ролевые игры, деловые игры, презентация, атака вопросами), инновационные (ривин-метод, ассоциативный, кластерный).