Этико-деонтологическое обеспечение

1. Медсестра приемного отделения является первым медицинским ра­ботником, с которым встречается пациент, поступающий на стационарное лечение, поэтому часто от поведения медсестры зависит психологическое состояние пациента.

2. Беседуя с пациентом, медсестра приемного отделения должна про­явить терпение, задавать вопросы, корректные по форме и тактичные по содержанию.

3. Деонтологические аспекты поведения медсестры приемного отде­ления подразумевают быстрейшее оказание медицинской помощи пациен­ту (вызов дежурного врача, консультантов, лаборантов, быстрое оформле­ние документов, а часто и оказание неотложной помощи). ;

4. При приеме пациентов не должно быть никакого деления по соци­альному положению (бизнесмен или бомж), все пациенты имеют право по­лучить при необходимости квалифицированную медицинскую помощь.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯЧАСТЬ

Устройство приемного отделения

1. Зал ожидания - для пациентов, их сопровождающих. Здесь должно быть достаточное количество стульев, кресел, телефон справочной службы больницы.

2. Кабинет дежурной медсестры - здесь производится регистрация поступающих пациентов, оформление необходимой документа­ции. 1

3. Смотровые кабинеты - для осмотра пациентов врачами (терапевт, I хирург, гинеколог).

4. Процедурный кабинет.

5. Перевязочная, малая операционная.

6. Санпропускник - для санитарной обработки пациентов (ванна, комната для переодевания).

7. Изолятор с отдельным санузлом - для пациентов с неясным диаг­нозом.

8. Рентгенкабинет.

9. Лаборатория.

10. Санузел.

I Функции приемного отделения

1. Прием и регистрация пациентов.

2. Осмотр, первичное обследование пациентов, диагностика.

3. Санитарно-гигиеническая обработка вновь поступивших пациентов.

4. Оказание квалифицированной медицинской помощи.

5. Транспортировка пациентов в лечебные отделения больницы.

Прием и регистрация пациентов:

Вся медицинская документация оформляется медсестрой приемного отделения после осмотра пациента врачом и решения вопроса о госпитали­зации.

Медсестра измеряет температуру тела пациента и записывает ее в "Журнал госпитализации". В этот журнал медсестра вносит фамилию, имя, отчество пациента, год рождения, домашний адрес, кем направлен паци­ент, диагноз направившего учреждения, диагноз приемного отделения, ку­да направлен пациент (в какое отделение).

Медсестра оформляет титульный лист "Медицинской карты стацио­нарного больного".

Затем медсестра приемного отделения заполняет паспортную часть "Статистической карты выбывшего из стационара"

Если пациент доставлен в состоянии средней тяжести, то медсестра обязана оказать пациенту первую доврачебную медицинскую помощь, срочно пригласить дежурного врача и быстро выполнить все врачебные назначения.

Если пациент доставлен в приемное отделение с улицы в бессозна­тельном состоянии и без документов, медсестра после оказания медицин­ской помощи обязана сообщить в отделение милиции по месту происшест­вия, указав все данные о поступившем пациенте (рост, одежду, телосложе­ние). Во всех документах до выяснения личности пациент будет числиться как "неизвестный".

При поступлении пациента в отделение реанимации (минуя приемное отделение) оформление всей необходимой документации производится постовой медсестрой с последующей регистрацией ею пациента в прием­ном отделении ("Журнал госпитализации").

Если после осмотра пациента врачом, данных для госпитализации нет, пациента отпускают домой, о чем делается запись в "Журнале отказов в госпитализации".

Сведения о пациентах, которым оказана только амбулаторная по­мощь, медсестра записывает в "Журнал регистрации амбулаторных боль­ных".

После осмотра дежурным врачом иногда возникает необходимость в консультациях узких специалистов, лабораторных и инструментальных исследованиях. Вызов всех необходимых специалистов входит в обязанно­сти медсестры приемного отделения. г

Осмотрев пациента, врач записывает в историю болезни результаты осмотра, указывает способ санитарной обработки и транспортировки.

Должностные обязанности медсестры приемного отделения:

- Готовить рабочее место, получать от старшей сестры все необхо­димое для процедурного кабинета.

- Ознакомиться с направлением пациента и сопроводить его в каби­нет дежурного врача.

- Выслушать жалобы пациента, поступившего "самотеком" и напра-.. вить его к дежурному врачу.

- Измерять поступившим пациентам температуру тела, заполнять паспортную часть карты стационарного больного (ф.ООЗ), осматри­вать пациентов на педикулез.

- Выполнять назначения врача.

- Соблюдать правила асептики и антисептики при работе в проце­дурной, перевязочной и смотровой.

- Стерилизовать шприцы, инструментарий и материалы, в соответ­ствии с действующими инструкциями.

- Следить за состоянием пациентов, находящихся в изоляторе и своевременно выполнять указания врача по их обследованию и ле­чению.

- Осуществлять, по указанию врача, вызов консультантов и лаборан­тов.

- В случае задержки срочных консультаций извещать об этом де­журного врача приемного отделения для принятия соответствую­щих мер.

- Своевременно передавать телефонограммы, активные вызовы в СЭС на инфекционные заболевания и педикулез.

- Уметь оказать неотложную, в том числе и реанимационную довра­чебную помощь.

- Осуществлять забор мочи, кала, рвотных масс и промывных вод для лабораторного исследования.

- Соблюдать правила учета, хранения и оформления записей на ис­пользование наркотических и сильнодействующих средств.

- Четко вести медицинскую документацию.

- Руководить работой младшего персонала, контролировать работу его по уборке кабинетов, проведению санобработки, соблюдению правил транспортировки пациентов и другие.

- Обеспечивать сохранность медимущества, инвентаря, аппаратуры, перевязочного материала.

- Работать над повышением деловой квалификации, осваивать смежные профессии, не допускать нарушений трудовой дисципли­ны.

Инфекционная безопасность приемного отделения.

Влажная уборка помещений приемного отделения проводится два раза в день с использованием дезинфицирующих средств (0,5% раствора хлорной извести, 1% раствора хлорамина).

Санитарная обработка пациентов проводится в санпропускнике.

Обработка ванн проводится после каждого пациента:

- двухкратное протирание ветошью, смоченной раствором 0,5% хлорной извести, 1 % хлорамина

- моющие дезсредства "Санита", "Блеск" - 0,5 гр. на 100 кв. см/ по­верхности.

Изолятор предназначен для пребывания пациентов с неясным диагно­зом, при подозрении на инфекционное заболевание. Мероприятия по де­зинфекции изолятора проводятся после каждого пациента: влажная уборка помещения с использованием дезинфицирующих средств, протирание ку­шеток, клеенок с использованием дезинфицирующих средств. После ос­мотра инфекционного пациента руки медицинского персонала обрабаты­ваются 3% раствором хлорамина (находится в кружке Эсмарха) в течение двух минут.

Санитарная обработка пациента:

1. Полная (ванна, душ)

2. Частичная (обтирание, обмывание)

Вопрос о проведении санитарной обработки пациента и ее объеме ре­шает врач. Прежде чем начинать санитарно-гигиеническую обработку, медсестра приемного отделения должна тщательно осмотреть волосистые части тела пациента для выявления педикулеза (вшивости). Самое частое место локализации вшей: затылочная и височные области (головные вши) и лобковые вши (лобок). Если педикулез не обнаружен, проводят гигиени­ческую ванну, душ или обтирание пациента и переодевание пациента в чистое больничное белье и одежду.

Если педикулез обнаружен, то санитарная обработка начинается с де­зинсекции.

Если педикулез не выявлен, пациент в сопровождении медицинской сестры переходит в ванную, где должна быть принудительная вентиляция и поддерживаться постоянная температура (около 25 °С).

Во время гигиенической ванны, душа или обтирания нельзя открывать двери, окна и форточки, чтобы избежать сквозняков и не простудить паци­ента. На полу в ванной комнате должны лежать деревянные решетки. Са­нитарную обработку пациента проводит обычно младшая медицинская се­стра или санитарка в присутствии медицинской сестры. Присутствие ме­дицинской сестры обязательно, так как при проведении санитарной обра­ботки состояние пациента может ухудшиться (появление болей в области сердца, сердцебиение, головокружение). В этом случае следует прекратить санитарную обработку и оказать доврачебную медицинскую помощь.

После санитарной обработки пациент получает нательное больничное белье и одежду. Иногда, с ведома главного врача, пациентам разрешается пользоваться собственным бельем.

Температура воды при принятии ванны должна быть не выше 37 °С, продолжительность - 20-25 минут.

На титульном листе истории болезни медицинская сестра делает от­метку о проведении санитарной обработки пациента в приемном отделе­нии.

ДЕЗИНСЕКЦИЯ - это уничтожение вредных насекомых, являющихся

переносчиками возбудителей инфекционных заболеваний.

^Алгоритм действий медсестры приемного отделения при выявлении педикулеза?"

1. Надеть на себя дополнительный халат и косынку.

2. Усадить пациента в раздевалке на кушетку, на расстеленную клеенку.

3. При помощи ватного тампона обработать волосы пациента:

- 0,15% карбофос (1 чайная ложка на 0,5 л воды)

- 0,5% раствор метилацетофоса пополам с уксусной кислотой

- 0,25% эмульсия дикрезила

- 20% водномыльная суспензия бензилбензоата.

- лосьон "Ниттифор"

- 5% борная мазь

- мыльно-порошковая эмульсия (состав: 450 мл шампуня + 350 мл керосина +200 мл теплой воды)

- шампунь "Гринцид" флакон 25 мл

- "Перфолон" флакон 50 мл

ЗАПОМНИТЬ!

Для детей до 5 лет, беременных и кормящих нельзя использовать фосфорорганические растворы.

4. Покрыть волосы косынкой на 20 мин. (лосьон "Ниттифор" - 45 мин.)

5. Промыть волосы теплой водой.

6. Ополоснуть 6% раствором столового уксуса. Вычесать частым гребнем в течение 10-15 мин.

При наличии площиц обрабатывают волосы на лобке и в подмы­шечной впадине, втирая в кожу 10% серную или белую ртутную мазь.

7. Белье пациента, халат, косынку медсестры сложить в мешок, по­местить в дезкамеру!

В домашних условиях - кипятить в 2% растворе соды 15 мин. Про­гладить горячим утюгом с обеих сторон. Верхнюю одежду обрабо­тать карбофосом, поместить на 20 мин. в целлофановый пакет, вы­сушить на воздухе.

8. Помещение и предметы после дезинсекции обрабатывают теми же дезинфицирующими растворами.

9. На листе истории болезни в верхнем правом углу делают отметку "Р" красным карандашом (контроль постовой медсестры через 7 дней).

10.Заполнить "Экстренное извещение об инфекционном заболевании"

и отправить в районную СЭС по месту жительства пациента. Затем пациент в сопровождении медсестры переходит в ванную для принятия гигиенической ванны или душа.

Транспортировка пациента в отделение

Способ доставки пациента в отделение определяет врач в зависимости от тяжести состояния пациента: на носилках (вручную или на каталке), на кресле-каталке, на руках, пешком.

Наиболее удобный, надежный и щадящий способ транспортировки тяжелобольных пациентов - на каталке.

Перекладывать пациента с кушетки на каталку и обратно удобнее втроем.

Последовательность действий при транспортировке на каталке:

1. Поставьте каталку перпендикулярно кушетке - головной конец ка­талки к ножному концу кушетки.

2. Все трое встаньте около пациента с одной стороны

- а) один подводит руки под голову и лопатки пациента, /Д

- б) второй - под таз и верхнюю часть бедер,

- в) третий - под середину бедер и голени

3. Подняв пациента, вместе с ним повернитесь на 9О градусов в сто­рону каталки.

4. Уложите пациента на каталку, укройте.

5. Сообщите в отделение о том, что к ним направлен в тяжелом со­стоянии пациент.

6. Отправьте пациента, его медицинскую карту в отделение в сопро­вождении медработника.

7. В отделении головной конец каталки подведите к ножному концу кровати, втроем поднимите пациента и, повернувшись на 90 граду­сов, положите его на кровать.

Если каталки нет, то 2-4 человека переносят носилки вручную. Вниз по лестнице нести пациента ногами вперед, причем передний конец слегка приподнят. Вверх по лестнице пациента несут головой вперед.

Последовательность действий при транспортировке пациента на кресле-каталке:

1. Младшая медсестра наклоняет кресло-каталку вперед, наступив на подставку для ног.

2. Попросите пациента встать на подставку для ног, затем, поддерживая пациента, усадите его в кресло.

3. Опустите кресло-каталку в исходное положение.

4. Следите, чтобы при транспортировке руки пациента не выходили за пределы подлокотников кресла-каталки.

ПРИ ЛЮБОМ СПОСОБЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ ПАЦИЕНТА В ОТ­ДЕЛЕНИЕ СОПРОВОЖДАЮЩИЙ ОБЯЗАН ПЕРЕДАТЬ ПАЦИЕНТА И ЕГО МЕДИЦИНСКУЮ КАРТУ ПАЛАТНОЙ МЕДСЕСТРЕ.

Наши рекомендации