Ббк 53.5 в6 я73
Министерство Здравоохранения Республики Беларусь
Белорусский государственный медицинский университет
КАФЕДРА ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ
Е.В. Леонова, Ф.И. Висмонт, А.В. Чантурия
Лечебные принципы в медицине,
Их научные основы
Учебно-методическое пособие
Минск, 2006
УДК 616-082-092.001.8 (075.8)
ББК 53.5 в6 я73
Л47
Авторы: д-р мед. наук, проф. Е.В. Леонова,
д-р мед. наук, проф. Ф.И. Висмонт,
канд. мед. наук, доц. А.В Чантурия.
Рецензенты: д-р мед. наук, проф. Н.И. Артишевская,
д-р мед. наук, проф. А.С. Захаревский.
Утверждено Научно-методическим советом университета в качестве
учебно-методического пособия протокол №
Леонова Е.В.
Л47 Лечебные принципы в медицине, их научные основы: Учеб-метод. пособие / Е.В. Леонова, Ф.И. Висмонт, А.В. Чантурия / Мн.: БГМУ, 2006. – 33 с.
Рассмотрена роль народной медицины в становлении и формировании научной клинической медицины. Изложены основные лечебные принципы, их научные основы, общая стратегия современной терапии.
Предназначено для студентов всех факультетов, будет полезно преподавателям, научным работникам, клиницистам.
УДК 616-082-092.001.8 (075.8)
ББК 53.5 в6 я73
© Белорусский государственный
медицинский университет, 2006
Мотивационная характеристика темы
Врачу вручается самое дорогое – жизнь человека. Разнообразие человеческих индивидуальностей не в состоянии предсказать ни один учебник, ни один ученый, и эта трудность остается у врача до конца жизни. Поэтому настоящий врач – всегда исследователь. Без философского мышления, без разностороннего образования врач превращается в ремесленника, в «обывателя от медицины». Современный врач должен быть человеком высокой культуры, а настоящая культура характеризуется системой взглядов и убеждений, отражающих гуманизм. Вот почему будущему врачу предстоит не только много трудиться, много заниматься, но и много размышлять. Человек, посвятивший себя благородной профессии врача, должен сочетать глубину общемировоззренческой подготовки с четким профессиональным подходом. С этой точки зрения знание научных основ восстановления здоровья, главных принципов лечения, общей стратегии современной терапии приобретает особую значимость для будущего врача. В то же время в существующей учебной литературе по патологической физиологии эти вопросы не освещаются. Целью настоящего учебно-методического пособия является восполнение этого пробела. Недостаточное количество учебных часов не позволяет изложить указанные вопросы на лекциях и лабораторных занятиях. Пособие предназначено для самостоятельной подготовки по патологической физиологии для студентов 3-го курса всех факультетов. Оно будет полезно и преподавателям, а также клиницистам.
Цель работы – рассмотреть процесс становления и формирования научной клинической медицины и лечения; ознакомить с основными лечебными принципами, их научными основами; с общей стратегией современной терапии.
Задачи занятия – студент должен:
1. Знать:
- определение понятия «лечение»;
- роль народной медицины в формировании научной медицины;
- основные заслуги Гиппократа и его школы, их значение для научной клинической медицины;
- сущность ревульсивного, аллопатического, гомеопатического, этиологического, патогенетического лечебных принципов, историю их развития и место в современной медицине.
2. Уметь:
- дать всестороннюю характеристику основных лечебных принципов; оценить их достоинства и недостатки.
3. Быть ознакомлен:
- с общей стратегией современной терапии.
Контрольные вопросы по теме занятия
1. Определение понятия «лечение».
2. Краткая характеристика народной медицины, ее роль в формировании научной медицины, значение для современной медицины.
3. Гиппократ. Его роль в возникновении научной клинической медицины, формировании принципов и общих правил лечения.
4. Ревульсивный лечебный принцип, сущность, критическая оценка.
5. Аллопатический лечебный принцип, сущность, критическая оценка.
6. Гомеопатия. История развития, сущность, место в современной медицине.
7. Этиотропная (каузальная) терапия. История развития, сущность. Место и роль в современной медицине.
8. Патогенетический лечебный принцип. Общая характеристика. Сущность этиопатогенетического подхода к лечению больного.
9. Симптоматическое лечение.
10. Неотложная (ургентная) терапия.
11. Общая стратегия современной терапии.
12. Что лечить – болезнь или больного?