Упражнения
Методы обучения и преподавания (комбинированный)
6. Средства обучения: пациент, муляжи, электронные таблицы, тренажеры и симуляторы, схемы ориентировочных основ действия, видеофильмы, комплект ситуационных задач.
Хронометраж
Примерный хронометраж занятия
№ п/п | Этап занятия | Содержание этапа занятия | Методы обучения | Методы контроля (по выбору преподавателя) | Время, отведенное на этап |
1. | Вводный этап | Приветствие, перекличка, оглашение темы, мотивационной характеристики, целей и задач занятия. | - | - | 5 минут |
2. | Контроль исходного уровня подгото-вки | Определение исходного уровня знаний. | - | 1.Устный опрос 2.Письменный опрос 3.Уплотненный опрос 4.Блиц-опрос 5.Тестирование | 45 минут |
3. | Основной этап | 1) 1.Преподаватель демонстрирует приемы выяснения и детализации жалоб, сбора анамнеза, методику осмотра у больных с ожогами лица. (на волонтере) 2) Преподаватель совместно со студентами проводит клинический разбор тематического больного, при его отсутствии - по слайдам определяет степень глубины ожога | Демонстрация, объяснение, разбор случаев, наблюде-ние за работой преподавателя | Прямое наблюдение за операциональными и коммуникатив-ными навыками | 100 минут |
Перерыв - 30 минут | |||||
Продолжение основного этапа | 3) Студенты работают в малых группах и т.д. | Работа в малых группах | Прямое наблюдение за операциональными и коммуникатив-ными навыками | 60 минут | |
4. | Этап проверки качества | 1.Заключительный контроль | 1.Письменный опрос 2.Уплотненный опрос 3.Блиц-опрос 4.Тестирование 5. Решение ситуационных задач и т.д. | 40 минут | |
2.Предоставление обратной связи | 15 минут | ||||
3.Заполнение оценочных рубрик (чек-листов), подсчет баллов. | 15 минут | ||||
4.Оглашение оценок и выставление их в учебный журнал. | 10 минут | ||||
5. Комментарии к домашнему заданию по теме следующего занятия. | 10 минут | ||||
Итого | 330 минут (3 академических часов по 100 минут = 30 минут, 1 перерыв по 30 минут = 30 минут). |
8. Рекомендуемая литература:
Основная литература
1. Робустова Т.Г. Хирургическая стоматология. Учебник, М., Медицина, 2001-666 с.
2.Основы челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии. Бернадский . М.: 2003-416с.
3. Руководство по хирургической стоматологии и ЧЛХ в 2-х тт. Безруков. М:2000 (776с., 488с)
Дополнительная литература
1. Клиническая оперативная челюстно-лицевая хирургия. Балин. С.П.: 2005-574 с.
2. Военная стоматология и челюстно-лицевая хирургия. М., 2008.-240 с.
3. Тематические экзаменационные тесты по вопросам стоматологии и челюстно-лицевой хирургии: учебное пособие под ред. В.В. Афанасьева, Э.А. Базикяна, А.М. Панина. – М., 2009. – 416 с.
Контроль (вопросы, задания в тестовой форме, упражнения)
Вопросы.
Задания в тестовой форме.
1.За счет какого слоя регенерирует эпителий?
А) базального;
B) шиповатого;
C) зернистого;
D) блестящего,
E) рогового
2. При какой степени ожога начинает погибать (разрушаться) ростковый (базальный слой)
эпидермиса?
А) 1 степени;
B) II степени;
C) III-A степени;
D) Ill-Б степени;
E) IV степени.
3. За счет чего идет регенерация кожи при ожоге II степени?:
А) эпителизация из сохранившихся слоев эпидермиса.
B) эпителиальных придатков кожи
C) краевой эпителизации
D) рубцового стяжения;
E) эпителизация из дермы
4. При какой степени ожога начинают погибать эпителиальные придатки кожи?:
А) I степени,
B) I I степени;
C) Ш-А степени;
D) Ш -Б степени;
E) IV степени.
5. Назовите первую стадию (период) ожоговой болезни:
А) ожоговый шок
B) ожоговая токсемия,
C) ожоговая септикотоксемия;
D) реконвалесценция;
E) период рубцевания
6. Назовите третий период ожоговой болезни:
А) ожоговый шок
B) ожоговая токсемия,
C) ожоговая септикотоксемия;
D) реконвалесценция;
E) период рубцевания
7. Назовите второй период ожоговой болезни:
А) ожоговый шок
B) ожоговая токсемия,
C) ожоговая септикотоксемия;
D) реконвалесценция;
E) период рубцевания
8. Сколько процентов от всей поверхности тела составляет у взрослого поверхность головы и шеи?
А) 4,5%;
B) 9%;
C) 12%;
D) 18%;
E) 26%
9. Сколько процентов от всей поверхности тела составляет у взрослого поверхность лица?
А) 1%;
B) 2%;
C) 3%;
D) 4%;
E) 5%
10. К особенностям челюстно-лицевой области, оказывающим влияние на клинические проявления ожогов кожи лица относят все, перечисленные ниже, КРОМЕ:
А) хорошая васкуляризация;
B) неровность рельефа;
C) наличие органов зрения;
D) разная толщина кожи на разных участках;
E) наличие зубов
11.Химическую нейтрализацию кислот проводят:
А) 2-3% раствором гидрокарбоната натрия;
B) 1-2% раствором лимонной или уксусной кислоты;
C) 5% раствором тиосульфата (гипосульфата) натрия;
D) глицерином;
E) 5% раствором сульфата меди
12. Химическую нейтрализацию щелочей проводят:
А) 2-3% раствором гидрокарбоната натрия;
B) 1-2% раствором лимонной или уксусной кислоты;
C) 5% раствором тиосульфата (гипосульфата) натрия;
D) глицерином;
E) 5% раствором сульфата меди
13. Мужчина 35 лет доставлен скорой помощью в челюстно-лицевой стационар. Жалобы на боль, отечность и покраснение кожи лба, щеки слева. Из анамнеза: ожог кипятком. Объективно: на фоне гиперремированной кожи имеются пузыри с прозрачной желтоватой жидкостью. Под крышкой пузыря определяется влажная ткань ярко-красного или розового цвета с выраженной болевой чувствительностью.
Какой из перечисленных ниже диагнозов НАИБОЛЕЕ вероятен:
А) ожог I степени;
B) ожог I I степени;
C) ожог I I I а степени;
D) ожог I I Iб степени;
E) ожог IV степени;
14. Мужчина 35 лет доставлен скорой помощью в челюстно-лицевой стационар. Жалобы на боль, отечность и покраснение кожи лба, щеки слева. Из анамнеза: ожог кипятком. Объективно: на фоне гиперремированной кожи имеются пузыри с прозрачной желтоватой жидкостью. Под крышкой пузыря определяется влажная ткань ярко-красного или розового цвета с выраженной болевой чувствительностью.
Какой прогноз НАИБОЛЕЕ вероятен:
А) образование грубых рубцов;
B) самопроизвольная эпителизация через 1-2 недели без образования рубцов;
C) самопроизвольная эпителизация через 4-6 недель с образованием негрубых рубцов;
D) образование грануляционной ткани;
E) образование значительных деформаций
15. Мужчина 35 лет доставлен скорой помощью в челюстно-лицевой стационар. Жалобы на боль, отечность и покраснение кожи лба, щеки слева. Из анамнеза: ожог кипятком. Объективно: на фоне гиперремированной кожи имеются пузыри с прозрачной желтоватой жидкостью. Под крышкой пузыря определяется влажная ткань ярко-красного или розового цвета с выраженной болевой чувствительностью.
Какое лечение НАИБОЛЕЕ целесообразно назначить на область раны:
А) кератопластики;
B) УФО терапию;
C) обработку раствором бриллиантовой зелени;
D) обработку 5% раствором йодида калия;
E) закрыть раневую поверхность лейкопластырем
16. Женщина 45 лет доставлена скорой помощью в челюстно-лицевой стационар. Жалобы на боль, отечность и покраснение кожи лба, щеки слева. Из анамнеза: ожог паром. Объективно: на ожоговой поверхности пузыри значительных размеров, напряжены, заполнены жидким или желеобразным содержимым желтоватого цвета. Дно ожоговой раны (под пузырем) ярко-розового цвета, влажное. Болевая чувствительность сохранена. Имеются участки струпа воскового цвета, с эластичной поверхностью, болевая чувствительность – снижена, тактильная – сохранена.
Какой из перечисленных ниже диагнозов НАИБОЛЕЕ вероятен:
А) ожог I степени;
B) ожог I I степени;
C) ожог I I I а степени;
D) ожог I I Iб степени;
E) ожог IV степени;
17. Женщина 45 лет доставлена скорой помощью в челюстно-лицевой стационар. Жалобы на боль, отечность и покраснение кожи лба, щеки слева. Из анамнеза: ожог паром. Объективно: на ожоговой поверхности пузыри значительных размеров, напряжены, заполнены жидким или желеобразным содержимым желтоватого цвета. Дно ожоговой раны (под пузырем) ярко-розового цвета, влажное. Болевая чувствительность сохранена. Имеются участки струпа воскового цвета, с эластичной поверхностью, болевая чувствительность – снижена, тактильная – сохранена.
Какой прогноз НАИБОЛЕЕ вероятен?:
А) образование грубых рубцов;
B) самопроизвольная эпителизация через 1-2 недели без образования рубцов;
C) самопроизвольная эпителизация через 4-6 недель с образованием негрубых рубцов;
D) образование грануляционной ткани;
E) образование значительных деформаций
18. Женщина 45 лет доставлена скорой помощью в челюстно-лицевой стационар. Жалобы на боль, отечность и покраснение кожи лба, щеки слева. Из анамнеза: ожог паром. Объективно: на ожоговой поверхности пузыри значительных размеров, напряжены, заполнены жидким или желеобразным содержимым желтоватого цвета. Дно ожоговой раны (под пузырем) ярко-розового цвета, влажное. Болевая чувствительность сохранена. Имеются участки струпа воскового цвета, с эластичной поверхностью, болевая чувствительность – снижена, тактильная – сохранена.
Какое лечение НАИБОЛЕЕ целесообразно назначить на область раны:
А) кератопластики;
B) УФО терапию;
C) обработку раствором бриллиантовой зелени;
D) обработку 5% раствором йодида калия;
E) закрыть раневую поверхность лейкопластырем
19. Мужчина 35 лет доставлен скорой помощью в челюстно-лицевой стационар. Жалобы на боль, отечность и покраснение кожи лба, щеки слева. Из анамнеза: ожог кипятком. Объективно: на фоне гиперремированной кожи имеются пузыри с прозрачной желтоватой жидкостью. Под крышкой пузыря определяется влажная ткань ярко-красного или розового цвета с выраженной болевой чувствительностью.
Какую первую помощь на месте происшествия НАИБОЛЕЕ целесообразно было провести:
А) прекращение действия повреждающего агента;
B) антибактериальная терапия;
C) десенсибилизирующая терапия;
D) местное применение кератопластиков;
E) обработку раствором бриллиантовой зелени;
20. Мужчина 35 лет доставлен скорой помощью в челюстно-лицевой стационар. Жалобы на боль, отечность и покраснение кожи лба, щеки слева. Из анамнеза: ожог кипятком. Объективно: на фоне гиперремированной кожи имеются пузыри с прозрачной желтоватой жидкостью. Под крышкой пузыря определяется влажная ткань ярко-красного или розового цвета с выраженной болевой чувствительностью.
Какую первую помощь на месте происшествия НАИБОЛЕЕ целесообразно было провести:
А) гипотермию;
B) антибактериальная терапия;
C) десенсибилизирующую терапию;
D) местное применение кератопластиков;
E) обработку раствором бриллиантовой зелени;
Упражнения.
1. Зарисуйте в альбоме схему классификации ожогов по глубине поражения.