Пищеварение в ротовой полости
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРГАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Учебное пособие
Для самостоятельной работы студентов
по дисциплине «Анатомия и физиология человека»
Тема: «Пищеварительная система»
для специальностей: 060102 «Акушерское дело»,
060501«Сестринское дело»
Курган
ББК 28.70я723
У91
Учебное пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине: «Анатомия и физиология человека». Тема «Пищеварительная система» для специальностей: 060102 «Акушерское дело», 060501 «Сестринское дело» [Текст] / автор-составитель Н. Е. Горшкова; ГБОУ СПО «Курганский базовый медицинский колледж».- М.: КБМК, 2012.-81 с.
Автор-составитель: Горшкова Наталья Евгеньевна,преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека» Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Курганский базовый медицинский колледж».
Рецензент: Речкалов Александр Викторович– доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой «Теоретические основы физического воспитания и адаптивная физическая культура» Курганского государственного университета.
Кучина Наталья Григорьевна –преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека» Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Курганский базовый медицинский колледж».
В пособии представлен материал для изучения раздела: «Пищеварительная система», который включает теоретический материал и обучающие разноуровневые задания.
Данное пособие составлено в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами специальностей: 060102 «Акушерское дело», 060501 «Сестринское дело» и квалификационными характеристиками специалистов.
Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов базового уровня медицинских колледжей, училищ.
Издание второе переработанное и дополненное.
©Горшкова Н.Е., 2012
© ГБОУ СПО КБМК, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 4
2. Технологическая карта 7
3. Деятельность студента 9
4. Лекция №1 13
5. Задания к практикуму № 1 22
6. Лекция №2 26
7. Задания к практикуму № 2 29
8. Лекция №3 31
9. Задания к практикуму № 3 38
10. Лекция №4 41
11. Задания к практикуму № 4 48
12. Задания к семинару 52
13. Тестовые задания 58
14. Кроссворды «Анатомия органов пищеварительной системы» 68
15. Кроссворды «Физиология пищеварения» 74
16. Литература 80
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пособие представляет собой инновационный дидактический материал раздела «Пищеварительная система» дисциплины «Анатомия и физиология человека» для студентов и преподавателей медицинского колледжа.
Теоретическая часть пособия содержит основные аспекты анатомии и физиологии пищеварительной системы человека. Содержание пособия соответствует темам в рамках рабочей программы к дисциплине «Анатомия и физиология человека» для студентов медицинского колледжа, согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов специальностей: 060102 «Акушерское дело», 060501 «Сестринское дело».
Пособие позволяет студенту:
· освоить общие компетенции:
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 13 | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
· сформировать знания по разделу дисциплины:
Потребность есть, пить, структуры организма человека, ее удовлетворяющие.
Понятие о полостном и пристеночном пищеварении.
Механизм глотания, всасывания, дефекации.
Пищеварительный тракт, органы, его составляющие (полость рта, глотка, пищевод, желудок, кишечник), принцип строения их стенки.
Полость рта: строение и пищеварение. Слюнные железы. Состав слюны.
Глотка: строение и функции. Лимфоидное кольцо Пирогова-Вальдейера.
Пищевод: строение и функции.
Желудок: строение и функции. Желудочный сок.
Печень: строение и функции. Желчь: состав и значение. Желчевыводящие пути.
Поджелудочная железа: строение и функции. Поджелудочный сок.
Тонкая кишка: отделы, строение стенки. Кишечный сок.
Толстая кишка: отделы, строение. Нормальная микрофлора толстой кишки.
· сформировать умения:
Применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи.
· формировать общеучебные умения:
учебно-управленческих, учебно-информационных, учебно-логических.
Предлагаемые задания рассчитаны на высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности. Предусматривают работу с теоретическим материалом данного пособия, учебником и дополнительной литературой, наблюдения в жизненных ситуациях, экспериментах, подготовку к проведению санитарно-просветительной работы среди населения, проведение поисковых работ и моделирование различных ситуаций, их анализ. Предусматривают подготовку рефератов, докладов, кроссвордов, бесед, участие в классных часах, диспутах, конференциях.
Предлагаемые разноуровневые задания являются последовательными фазами успешного развития знаний и умений по дисциплине «Анатомия и физиология человека».
Студент не усвоив первый уровень знаний - «стандарт» - оценка «3», не можете перейти на следующий по сложности уровень – второй (оценка «4»), а следовательно, и на третий (оценка «5») – творческий, учебно-исследовательский, научно-практический уровень знаний.
Аппарат контроля содержит задания, создающие условия для регулярного повторения и закрепления уже пройденного материала.
Студенту предоставляется возможность спланировать собственный маршрут познавательной деятельность с учетом индивидуальных особенностей.
Чтобы избежать утомления и усталости на аудиторных занятиях, некоторые типовые задания, а также задания повышенной сложности, рекомендуется выполнять дома, после того как студенты внимательно изучат основной материал по данной теме, пользуясь пособием, основной и дополнительной литературой.
Студент может провести самооценку познавательной деятельности при изучении той или иной темы.
Для удобства в пособии указаны порядковые номера, темы лекций и практических занятий. Студентам предлагается сначала внимательно прочитать изучаемый материал в теоретическом разделе данного пособия и в обязательной литературе, затем просмотреть вопросы и задания, предложенные к этому занятию в пособии, формулируя ответы устно. При затруднении в ответе на какой-то вопрос следует вернуться к теоретическому тексту пособия или учебника и с его помощью выполнить это задание устно, после чего уже без помощи подсказки учебника письменно оформить ответы.
Последовательность изучения данного раздела дисциплины представлена в технологической карте. Указаны связи с другими дисциплинами в рамках подготовки компетентного специалиста. В пособии введены задания для самоподготовки, самоконтроля и взаимоконтроля. Много заданий развивающего и творческого характера.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Ц1 Ц2 Ц3 Ц4 К
Развивающие цели | ||||
Помочь студентам осознать практическую значимость учебного материала. Содействовать развитию у студентов умений: · Выделять главное в познавательном объекте, · Сравнивать познавательные объекты, · Структурировать информацию, · Характеризовать объекты по таблицам и муляжам. | Создать условия для развития у студентов умений: · Анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу), · Выделять главное в познавательном объекте, · Использовать научные методы познания (эксперимент), · Предлагать решение проблемной ситуации. | Создать условия для развития у студентов умений: · Выделять логические части в тексте, · Составление схем, · Общаться. Помочь студентам осознать социальную, практическую, личностную значимость учебного материала. | Способствовать развитию у студентов умений: · Характеризовать объекты и явления по тексту учебника и дополнительной литературе, · Рецензировать ответ товарища, · Формулировать проблему, · Характеризовать объекты по таблицам и муляжам. | Создать условия для развития у студентов умений: · осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, · работать с компьютером. |
Примеры, формы обучения | ||||
Групповое обучение. Работа в парах. Проблемное обучение. Визуализация. Разноуровневое обучение. | Ролевая игра. Проблемное обучение. Групповое обучение. Разноуровневое обучение. | Групповое обучение. Визуализация. Разноуровневое обучение. | Групповое обучение. Проблемное обучение. Разноуровневое обучение. | Разноуровневое обучение. Индивидуальное обучение. |
Деятельность студента
Образовательные цели | «3» | «4» | «5» | Дополнительно |
Практикум №1 | ||||
Иметь представление · о потребности есть, пить, · о структурах организма, удовлетворяющих потребность есть и пить, · о функциях желудочно-кишечного тракта, · о характеристике пищевых веществ, · о регуляции пищеварения. · о методах обследования пищеварительного канала. · о методах обследования слюнных желез. · о принципах организации деятельности желудочно-кишечного тракта. Знать: · определение процесса питания, его этапы, · внешнее питание, всасывание, · транспорт питательных веществ к тканям, · тканевое питание, · структуры пищеварительной системы, · сфинктер, понятие, расположение, · брюшину, строение, складки, брюшную полость, · отношение органов к брюшине. · полость рта, · органы полости рта, · глотку, · пищевод, · миндалины лимфоэпителиального кольца. · большие слюнные железы, · состав и свойства слюны, · пищеварение в полости рта, · голод, · жажду, · аппетит, · регуляцию пищеварения. Уметь: · использовать медицинскую терминологию, · показать в таблицах, на муляжах структуры пищеварительного аппарата. · проецировать органы пищеварительного канала на поверхность тела человека. · указать места впадения протоков больших слюнных желез в ротовую полость. · составить схему регуляции слюноотделения, дефекации, · показать на таблицах уровни пищеварительного центра. | Задание №1. Задание №2. Задание №3 Задание №4 Вопросы с 1 по 13 допускается до 6 ошибок: · не полные ответы, · не точные ответы Решить ситуационные задачи №6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. | Задание №1. Задание №2. Задание №3 Задание №4 Вопросы с 1 по 13 допускается до 4 ошибок: · не полные ответы, · не точные ответы Решить ситуационные задачи №1, 2, 3, 4, 13, 14. | Задание №1. Задание №2. Задание №3 Задание №4 Вопросы с 1 по 13 без ошибок Решить ситуационную задачу №5 | 1. Изображение схемы пищеварительной системы 2. Срисовывание демонстрируемого объекта с муляжа 3. Составление словаря терминов 4. Составление кроссвордов. |
Практикум №2 | ||||
Иметь представление · о методах обследования пищеварительного канала (зондирование и т.д.). Знать: · желудок, · состав желудочного сока, · пищеварение в желудке, · регуляцию пищеварения. Уметь: · использовать медицинскую терминологию, · показать в таблицах, на муляжах структуры желудка. | Задание №1. Задание №2. Вопросы с 1 по 9 допускается до 4 ошибок: · не полные ответы, · не точные ответы Решить ситуационные задачи №1, 2, 14, 16. | Задание №1. Задание №2. Вопросы с 1 по 9 допускается до 2 ошибок: · не полные ответы, · не точные ответы Решить ситуационные задачи №10, 11, 13, 15. Без ошибок Решить ситуационные задачи №3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12. допускается 1 ошибка | Задание №1. Задание №2. Вопросы с 1 по 9 Без ошибок: Решить ситуационные задачи №3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12. Без ошибок | 1. Срисовывание демонстрируемого объекта с муляжа 2. Составление словаря терминов 3. Составление кроссвордов |
Практикум №3 | ||||
Иметь представление: · о методах обследования желчи, поджелудочной железы. Знать: · поджелудочную железу, расположение, функции, · печень, расположение, строение, функции, · кровоснабжение печени, · желчный пузырь, строение, функции, · механизм образования желчи. · регуляцию пищеварения. Уметь: · использовать анатомическую терминологию, · показать проекцию печени, желчного пузыря и поджелудочной железы на поверхность тела, · показать в таблицах, на муляжах структуры печени, поджелудочной железы и желчного пузыря. | Задание №1. Задание №2. Задание №3 Вопросы с 1 по 6 допускается до 3 ошибок: · не полные ответы, · не точные ответы Решить ситуационные задачи №1, 3, 4, 6, 10. | Задание №1. Задание №2. Задание №3 Вопросы с 1 по 6 допускается 1 ошибка: · не полные ответы, · не точные ответы Решить ситуационные задачи №2, 5, 7. | Задание №1. Задание №2. Задание №3 Вопросы с 1 по 6 Без ошибок: Решить ситуационные задачи №8, 9. | 1. Срисовывание демонстрируемого объекта с муляжа 2. Составление словаря терминов 3. Составление кроссвордов |
Практикум №4 | ||||
Иметь представление · о методах обследования пищеварительного канала (ректороманоскопия, копрограмма и т.д.). Знать · тонкая кишка, отделы, · толстая кишка, отделы, · состав кишечного сока, · пищеварение в тонкой кишке, · пищеварение в толстой кишке, · формирование каловых масс, · состав каловых масс, дефекация, · регуляцию пищеварения. Уметь: · использовать анатомическую терминологию, · показать проекцию кишечника на поверхность тела, · показать в таблицах, на муляжах структуры тонкого и толстого кишечника. | Задание №1. Задание №2. Задание №3 Задание №4 Вопросы с 1 по 13 допускается до 6 ошибок: · не полные ответы, · не точные ответы Решить ситуационные задачи №1, 2, 3, 13, 14. | Задание №1. Задание №2. Задание №3 Задание №4 Вопросы с 1 по 13 допускается до 4 ошибок: · не полные ответы, · не точные ответы Решить ситуационную задачу №4.без ошибок. Решить ситуационные задачи №5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. допускается 1 ошибка. | Задание №1. Задание №2. Задание №3 Задание №4 Вопросы с 1 по 13 Без ошибок Решить ситуационные задачи №5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Без ошибок. | 1. Срисовывание демонстрируемого объекта с муляжа 2. Составление словаря терминов 3. Составление кроссвордов |
Практикум №5 | ||||
Контроль | Задание №1. допускается до 6 ошибок: Задание №2. Задание №3 допускается до 4 ошибок: Задание №4 допускается до 6 ошибок: · не полные ответы, · не точные ответы Задание №5.тесты на компьютере (66-75 %) | Задание №1. допускается до 4 ошибок: Задание №2. Задание №3 допускается до 2 ошибок: Задание №4 допускается до 4 ошибок: · не полные ответы, · не точные ответы Задание №5.тесты на компьютере (76-85 %) | Задание №1. без ошибок: Задание №2. Задание №3 без ошибок: Задание №4 допускается 1-2 ошибки: Задание №5.тесты на компьютере (86-100 %) |
ЛЕКЦИЯ №1
Пищеварительная система
Брюшную полость выстилает серозная оболочка- брюшина (peritoneum). Воспаление брюшины - перитонит. Брюшина имеет 2 листка: наружный - выстилает стенки, называется париетальный, внутренний - выстилает внутренние органы - висцеральный. Брюшина образует выросты- брыжейки. Здесь проходят кровеносные сосуды и нервы. На брыжейки подвешены петли кишечника. Брюшина образует карманы: у мужчин - 1: между прямой кишкой и мочевым пузырем, у женщин 2: пузырно-маточный и маточно-прямокишечный.
Брюшина образует 2 сальника:
1. Большой сальник, который свешивается с большой кривизны желудка.
2. Малый сальник - состоит из 2 связок: печеночно-желудочной и печеночной - дуоденальной.
Органы относительно брюшины могут, находится в 3х положениях:
1. Интраперитониально - орган покрыт брюшиной со всех сторон (тонкий кишечник, желудок, поперечная, сигмовидная кишка, печень).
2. Мезоперитониально – орган покрыт с 3х сторон (восходящая и нисходящая ободочные кишки).
3. Экстроперитониально - орган покрыт с одной стороны (почки, надпочечники, поджелудочная железа).
ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ:
I. ЖКТ:
1.ротовая полость
2.глотка
3.пищевод
4.желудок
5.тонкий кишечник:
а) 12-ти перстная кишка
б) тощая кишка
в) подвздошная кишка
6.толстый кишечник:
а) слепая кишка с аппендиксом
б) ободочная кишка (восходящая, поперечная, нисходящая, сигмовидная).
в) прямая кишка
II. Пищеварительные железы:
1. Слюнные железы:
а) мелкие (на губах, щеках, небе, языке)
б) крупные (околоушные, поднижнечелюстные, подъязычные)
2. Поджелудочная
3. Печень с желчным пузырем
Рис. 1. Положение брюшины. Органы брюшной полости.
Рис. 2. Органы пищеварительной системы.
Рис. 3. Области живота.
1. правое подреберье- печень, желчный пузырь, печеночный угол толстой кишки.
2. эпигастральная, или подложечная область- желудок, поджелудочная, поперечная ободочная кишка.
3. левое подреберье- селезенка, селезеночный угол толстой кишки, частично поджелудочная.
4. правая мезогастральная область - восходящая ободочная, частично тонкий кишечник.
5. пупочная область - петли тонкой кишки.
6. левая мезогастральная область - нисходящая ободочная, частично тонкий кишечник.
7. правая подвздошная область - слепая кишка с аппендиксом.
8. лобковая, или лонная область – тонкий кишечник, мочевой пузырь.
9. левая подвздошная – сигмовидная кишка.
Рис. 4. Временные зубы.
Рис.5. Постоянные зубы.
ПИЩЕВАРЕНИЕ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ
Переработка пищи начинается в ротовой полости. Когда при раздражении рецептора импульсы по центростремительным волокнам тройничного, языкоглоточного и блуждающего нервов доходят до нервных центров продолговатого мозга. В результате чего начинается секреция слюнных, желудочных и поджелудочной желез. Пища в ротовой полости находится 15-30 с. В сутки вырабатывается 0,5 – 2л. слюны. pH 7,36.
Состав:
I. Вода 99,5 %
II. Сухой остаток 0,5 %:
1. Неорганические вещества: соли NA, Ca, K, CL.
2.Органические вещества:
а) ферменты - амилаза, мальтаза. Амилаза действует на крахмал, расщепляя его до мальтозы, а мальтаза действует на мальтозу, расщепляя ее до глюкозы.
б) муцин – слизь, благодаря нему образует пищевой комок, пища легче проглатывается.
в) лизоцим – обладает бактерицидным действием, снижает образование кариеса.
3. микроорганизмы
Функции слюны:
1. Пищеварительная функция - за счет ферментов.
2. Способствует формированию вкусовых ощущений.
3. Формирование пищевого комка.
4. Защитная функция - за счет лизоцима.
5. Стимулирует секрецию желудочного сока.
Регуляция слюноотделения:
I. Нервная – секреция слюнных желез – возбуждается рефлекторно.
Безусловным раздражителем являются питательные вещества, действующие на рецепторы ротовой полости. Условным раздражителем является запах пищи.
1.Симпатические нервы тормозят выработку слюны.
2.Парасимпатические усиливают.
Центр находится в продолговатом мозге.
II. Гуморальная
1. если кровь богата питательными веществами, то действие слюнных желез тормозится
2. если бедна, то усиливается.
Рис. 6. Поперечный разрез языка.
ГЛОТКА (pharynx)
Границы: затылочная кость, VI шейный позвонок.
Функции: проведение пищи и воздуха.
Глотка расположена на передней поверхности шейных позвонков, между глоткой и позвонками имеется заглоточное пространство заполненное соединительной тканью, здесь возможны распространение инфекции.
Части: 1. Носоглотка
2. Ротоглотка
3. Гортаноглотка
Отверстия: 2 в носовую полость – хоаны, 2 отверстия в евстахиевы трубы, 1 в ротовую полость – зев,1 гортанное, 1 пищеводное.
У входа в глотку скопление лимфоидной ткани – миндалины – 2 небные, 2 трубные, 1 язычная, 1 глоточная (у детей). Миндалины образует лимфатическое глоточное кольцо Пирогова – Вальдейера.
Функция: обезвреживание микроорганизмов.
Строение стенки:
1. Внутренний слой - слизистая. Слизистая оболочка в носоглотке выстлана мерцательным эпителием, в остальных частях - многослойным плоским.
2. Поперечно полосатая мышечная ткань, волокна продольные и три круговые – констрикторы.
3. Наружный слой адвентиция.
Воспаление – Фарингит.
ПИЩЕВОД(esophaqus)
Граница: 7 шейный позвонок- 11 грудной позвонок.
Функция: проведение пищи.
Длина: 25 см.
Части:1. Шейная
2. Грудная
3. Брюшная
Анатомические сужения:
1. На уровне 7 шейного позвонка - место перехода глотки в пищевод.
2. На уровне 5 грудного позвонка - место бифуркации трахеи.
3.На уровне 10 грудного позвонка - переходит через диафрагму.
Физиологические сужения: 1. Аортальное – 4 грудной
2. Кардиальное – 11 грудной
В области сужений могут застрять инородное тело, наблюдается стеноз пищевода при отравлении ядами.
Строение стенки:
1. Внутренний слой - слизистая.
1. Средний слой - мышечный, образован наружным продольным и внутренним кольцевым слоями. Ткань гладкая мышечная.
2. Наружный слой - адвентиция.