Тема 6. «опухоли полового члена»
1. Продолжительность: 8 академических часов (1академический час - 45 мин).
2. Место проведения: онкологический диспансер.
3. Цель занятия:
· Обучить ординаторов основам диагностики опухолей полового члена, клиническому обследованию больных, выбору метода лечения на этапах медицинской помощи, диспансеризации и проведению профилактических мероприятий. Закрепить лекционный материал, обсудить факторы риска развития опухолей полового члена, предраковые заболевания, принципы обследования и лечение больных.
Для этого необходимо:
3.1. Систематизировать знания о биологической сущности опухоли, бластоматозных факторах и причинах, способствующих возникновению опухолей полового члена.
3.2. Изучить принципы построения классификации новообразований.
Место онкологии в системе противоопухолевой службы.
Диспансеризация больных предраковыми заболеваниями и опухолями полового члена.
3.3. Обучить ординаторов проведению обследования и составления плана лечения больных данных локализаций.
3.4. Воспитательное значение темы: разбираемый материал служит развитию у ординаторов клинических навыков обследования и лечения больных данной локализации.
3.5. Истоки темы: исходные знания ординаторы приобрели на кафедрах: нормальной и патологической анатомии, патологической физиологии, гистологии и цитологии, хирургии, терапии, урологии.
3.6. Выход темы: знания и навыки, приобретенные на занятиях, необходимы для освоения методов ранней диагностики и принципов лечения опухолей полового члена.
Мотивация темы занятия. Необходимость получения знаний по предопухолевой патологии и клиническим проявлениям опухолей полового члена для внедрения мероприятий по своевременной диагностике этого заболевания.
План занятия.
1. Контрольные тестовые задания.
2. Устно-речевой опрос по теоретическому материалу (заболеваемость, смертность, запущенность, этиология и факторы риска, фоновые и предраковые заболевания, современные классификации, клинические проявления опухоли, методы диагностики и порядок их использования, дифференциальная диагностика, современные методы лечения, показания и противопоказания к их использованию, основные ошибки в диагностике и лечении, факторы прогноза, оценка эффективности проведенного лечения, медицинская и социальная реабилитация больных, врачебно-трудовая экспертиза).
Контрольные вопросы:
- Назовите основные этиологические факторы развития рака полового члена и предраковые заболевания
- Каковы причины поздней диагностики опухолей данной локализации?
- С какими заболеваниями необходимо дифференцировать рак полового члена?
- Какие операции применяются при раке полового члена?
- Какой метод лучевого воздействия предпочтителен при опухолях полового члена менее 4 см в диаметре?
- Почему перед началом лучевой терапии необходимо выполнить круговое иссечение крайней плоти?
- Какие осложнения могут наблюдаться при лучевой терапии рака полового члена?
- Назовите наиболее эффективные химиопрепараты, применяемые при раке полового члена.
3. Заслушивание и обсуждение рефератов:
- Доброкачественные опухоли полового члена, лечение.
- Злокачественные опухоли полового члена. Факторы риска. Формы роста опухоли.
- Классификации рака полового члена. Группировка по стадиям.
- Клиническая картина рака полового члена.
- Варианты хирургического лечения рака полового члена.
- Лучевая и химиотерапия в лечении рака полового члена.
4. Практическая работа ординаторов:
4.1. Клинический разбор больных в онкоурологическом кабинете поликлиники.
Работа в кабинете ультразвуковой диагностики.
Обучение методике сбора анамнеза, первичной и уточняющей диагностики.
Освоение методики выполнения биопсии опухоли для забора материала на цитологическое и гистологическое исследования.
Освоение методики постановки диагноза согласно международной TNM-классификации.
4.2. Решение ситуационных задач.
- Анализ диагностических ошибок и причин поздней диагностики при раке полового члена.
РАЗДЕЛ VII. «ОПУХОЛИ КОЖИ, МЯГКИХ ТКАНЕЙ И
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»
ТЕМА 1. РАК КОЖИ.
1. Продолжительность: 12 академических часов (1академический час - 45 мин).
2. Место проведения: онкологический диспансер.
3. Цель занятия:
· Обучить ординаторов основам диагностики опухолей кожи, клиническому обследованию больных, выбору метода лечения на этапах медицинской помощи, диспансеризации и проведению профилактических мероприятий. Закрепить лекционный материал, обсудить факторы риска развития рака кожи, предраковые заболевания, принципы обследования и лечение больных.
Для этого необходимо:
3.1. Систематизировать знания о биологической сущности опухоли, бластоматозных факторах и причинах, способствующих возникновению рака кожи.
3.2. Изучить принципы построения классификации новообразований.
Место онкологии в системе противоопухолевой службы.
Диспансеризация больных предраковыми заболеваниями и раком кожи.
3.3. Обучить ординаторов проведению обследования и составления плана лечения больных данных локализаций.
3.4. Воспитательное значение темы: разбираемый материал служит развитию у ординаторов клинических навыков обследования и лечения больных данной локализации.
3.5. Истоки темы: исходные знания ординаторы приобрели на кафедрах: нормальной и патологической анатомии, патологической физиологии, гистологии и цитологии, хирургии, терапии.
3.6. Выход темы: знания и навыки, приобретенные на занятиях, необходимы для освоения методов диагностики и принципов лечения рака кожи.
Мотивация темы занятия. Рак кожи занимает лидирующую позицию в структуре онкологической патологии. Необходимость получения знаний по предопухолевой патологии и клиническим проявлениям рака кожи для внедрения мероприятий по своевременной диагностике этого заболевания.
План занятия.
1. Контрольные тестовые задания.
2. Устно-речевой опрос по теоретическому материалу (заболеваемость, смертность, запущенность, этиология и факторы риска, фоновые и предраковые заболевания, современные классификации, клинические проявления опухоли, методы диагностики и порядок их использования, дифференциальная диагностика, современные методы лечения, показания и противопоказания к их использованию, основные ошибки в диагностике и лечении, факторы прогноза, оценка эффективности проведенного лечения, медицинская и социальная реабилитация больных, врачебно-трудовая экспертиза).
Контрольные вопросы:
- Перечислите наиболее значимые факторы, способствующие развитию рака кожи
- Перечислите факультативные и облигатные предраки кожи
- В каком возрасте наиболее часто встречается рак кожи?
- Почему рак кожи наиболее часто возникает на лице?
- Назовите основные клинико-морфологические варианты плоскоклеточного и базальноклеточного рака кожи
- Характерно ли развитие на фоне предопухолевых процессов кожи плоскоклеточного рака кожи?
- Какие методы обследования необходимы при подозрении на рак кожи?
- Опишите технику выполнения инцизионной и эксцизионной биопсии при диагностике рака кожи
- Какое расстояние необходимо отступать от края опухоли при иссечении базальноклеточного, плоскоклеточного рака?
- Перечислите мероприятия по профилактике рака кожи
3. Заслушивание и обсуждение рефератов:
- Облигатные и факультативные предраки кожи.
- Варианты рака кожи. Особенности клинического течения.
- TNM- Классификации рака кожи, группировка по стадиям.
- Варианты лечения рака кожи.
4. Практическая работа ординаторов:
4.1. Клинический разбор больных в кабинете поликлинического отделения онкодиспансера, радиологическом отделении.
Работа в кабинете криодеструкции, фотодинамической терапии.
Обучение методике сбора анамнеза, первичной и уточняющей диагностики.
Освоение методики выполнения биопсии опухоли для забора материала на цитологическое и гистологическое исследования.
Освоение методики постановки диагноза согласно международной TNM-классификации.
4.2. Решение ситуационных задач.