Iv. ожоги от светового излучения

Тяжесть ожогов зависит от расстояния до места взрыва и отсутствия экранирования, от калибра бомбы, вида взрыва, условий местности, погоды и защищенности человека.

Особенности ожогов от светового излучения:

1 - мгновенные ожоги (ожоги происходят за очень кроткий промежуток времени - 0,3 сек);

2 - профильные ожоги (преимущественная локализация на открытых частях тела, обращенных в сторону взрыва);

3 - большая частота поражения глаз, т.к. ядерные заряды чаще могут применяться в ночное время, а при передвижении войск в темноте зрачки у военнослужащих широкие и не успевают среагировать на возникшую вспышку;

4 - высока вероятность возникновения комбинированных поражений (сочетание ожогов с травмой, облучением и заражением РВ);

5 – массовость;

6 - как правило, ожоги от светового излучения носят поверхностный характер.

Характерной особенностью ожогов при ядерном взрыве является сочетание их с воздействием проникающей радиации и механическими травмами, т. е. комбинированные поражения:

1) ожоги + проникающая радиация,

2) ожоги + механическая травма + проникающая радиация,

3) ожоги + механическая травма + проникающая радиация + заражение ожоговой поверхности радиоактивными продуктами ядерного взрыва.

При комбинированных радиационных поражениях происходит одновременное развитие ожоговой и лучевой болезней. Это проявляется в клиническом синдроме "взаимного отягощения", в результате которого даже относительно небольшие, но глубокие ожоги, сочетающиеся с поражением проникающей радиацией, уже в дозе 100 р и выше представляют значительную опасность и дают более высокую летальность по сравнению с равными по площади и глубине "чистыми" термическими ожогами. Часто возникают тяжелые формы ожогового шока, который наблюдается у 20% пораженных.

Взаимоотягощающее влияние ожога и лучевой болезни наиболее выражено в периоде разгара лучевой болезни и периодах ожоговой токсемии и септикотоксемии. Главное место в клинике синдрома взаимного отягощения занимает более тяжелое течение острой лучевой болезни, сокращается скрытый период, утяжеляется период разгара лучевой болезни(более глубокая лейкопения, ранняя анемия, выраженный геморрагический синдром).

В ожоговой ране замедляется демаркация некротизированных тканей и их отторжение, а также образование грануляций. Угнетение раневого процесса, достигающее максимума в периоде разгара лучевой болезни, сказывается и на последующем заживлении ожоговой раны: рост грануляций и эпителизация замедляются. Это способствует более раннему и выраженному развитию ожогового истощения, усугублению дистрофических процессов, развивающихся как от воздействия проникающей радиации, так и от ожоговой травмы. Постепенная активизация регенеративных процессов в ожоговой ране наступает лишь в периоде разрешения лучевой болезни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высокая летальность, массовость и тяжесть ожоговых поражений во время войны требует от врачей не только высоких теоретических знаний, но и умения организовать оказание своевременной медицинской помощи значительному числу пострадавших. Лечение обожженных представляет сложную и трудную задачу, требующую специальной подготовки военных врачей и создания необходимых условий для лечения обожженных.

В последнее время в диагностике глубины поражения кожи чаще используется тепловидение, а для ранней некрэктомии - лазерные установки. Однако необходимы дальнейшие исследования по разработке специальных критериев эффективности медицинской сортировки обожженных, показаний к ранней некрэктомии, уточнению оптимальных сроков и совершенствованию способов эвакуации тяжелобольных, в том числе и в состоянии шока, надежных методов для вычисления площади и глубины поражения в ранние сроки, прогнозирования приживаемости кожных лоскутов на ожоговой поверхности. Все эти проблемы ждут своего решения.

ЛЕКЦИЯ 19

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И ЛЕЧЕНИЕ ОБОЖЖЕННЫХ

В ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСКАХ

С ростом технического прогресса, совершенствованием видов боевого оружия значительно возрос удельный вес термической травмы в структуре санитарных потерь как в мирное время, так и при ведении боевых действий. Актуальность проблемы термических поражений в настоящее время обусловлена их сравнительно высокой частотой как в быту, так и в воинских коллективах. Ожоги составляют от 5 до 12% всех несчастных случаев, возникающих в быту и на производстве ( Азолов В.В., 1997).

Ожоговая рана отличается своей специфичностью. Трудности в лечении обожженных с обширными и глубокими поражениями связаны с наступлением у них тяжелых морфофункциональных нарушений со стороны важнейших органов и систем, а также с ранним развитием инфекционных осложнений ожоговых ран, которые приводят к полиорганной недостаточности, сепсису и гибели больных. Летальность от ожогов в целом по стране остается высокой и колеблется в пределах от 1,9-6,4% (Азолов В.В., 1999) до 11-14% (Вихриев Б.С., с соавт.1986; Still I.M. et al.,1998).

По данным Крылова К.М.(2000), общее число пострадавших от термической травмы в таком городе, как С.Петербург, составляет 20-25 тысяч ежегодно, из них 2-2,5 тысячи госпитализируется в специализированные лечебные учреждения. По данным В.В.Азолова и соавт. (1991), В.А.Жегалова и соавт. (1992), ежегодно в России регистрируется 700 тысяч обожженных и 175 тысячам из них требуется госпитализация. На лечение только данной категории больных ежегодно требуются огромные денежные средства (5 млрд. рублей по ценам марта 1992 года).

Другая трудность, характеризующая специфичность ожоговой травмы, носит чисто организационный характер. Связана она с отсутствием у общих хирургов достаточного опыта и уровня знаний особенностей лечения ожоговой раны. Ведь не секрет, что большая часть обожженных лечится в условиях общехирургического отделения по принципам обычной гнойной раны, а это большая ошибка. Ожоговая рана специфична и требует к себе особого подхода и участия в ее лечении различных специалистов.

Для нас, военных врачей, важным должен быть принцип: чем раньше оказана первая помощь, осуществлена эвакуация в специализированное лечебное учреждение, начато лечение, тем благоприятнее исход.

Наши рекомендации