Потребность в поддержании функции дыхания
Потребность в поддержании постоянной температуры тела
1. Обеспечение комфортных микроклиматических условий,
2. Дополнительное согревание,
3. Подача кислорода.
4. Из кувеза в кроватку с подогревом детей переводят только в том случае, если это не приводит к изменению их состояния.
5. При плохом «удерживании» температуры тела применяется дополнительное согревании ( резиновые грелки, обернутые в пеленки, с температурой воды 60°С) Контроль температуры проводят спиртовым термометром. Смена грелок производится через каждые 2 часа поочередно.
6. Ребенок начинает «удерживать» температуру в пределах 36,5°С-37°С, количество грелок уменьшают по одной.
Для осуществления нормальной функции дыхания недоношенный должен получать оптимальную концентрацию кислорода, увлажненную до 80-100% и подогретую до температуры 24°С.
Оксигенотерапия проводится с помощью:
-носовых катетеров
-канюль
-кислородной маски
- кислородной палатки
1. Соблюдение тактики двигательного покоя.
2. Чрезмерная стимуляция таких детей в первые дни и недели жизни, проведение интенсивной инфузионной терапии (без автоматических дозаторов) могут привести к ухудшению состояния.
3. Количество внутримышечных инъекций должно соответствовать возможностям ребенка (не более 0,5 мл раствора лекарственного препарата). Преимущественное место введения- средняя треть наружно-боковой поверхности бедра.
Критерии выписки недоношенного ребенка из стационара:
1. Постоянная положительная динамика нарастания массы тела- при выписке она должна быть не менее 2500г.
2. Восстановление всех физиологических рефлексов.
3. Способность удерживать постоянную температуру тела.
4. Устойчивое функционирование всех жизненноважных органов и систем.
1.После выписки из стационара ребенок поступает под наблюдение участкового врача и медицинской сестры.
2.В первый день после выписки проведение патронажа.
3.Выяснить уровень подготовленности семьи к уходу за недоношенным ребенком, психоэмоциональное состояние матери, отношение каждого члена семьи к ребенку, возможности преодолевать значительные физические, психические нагрузки и материальные затраты, уровень их знаний о проблемах недоношенных детей, возможном прогнозе.
4.Объяснить родителям, что если ребенку будут созданы оптимальные условия для жизни в семье и обеспечен хороший уход, то уже к концу первого года жизни их малыш сможет догнать своих сверстников и в физическом, и умственном отношении.
Основные потребности недоношенного новорожденного
Потребность быть здоровым
Потребность в общении
Потребность быть чистым
Потребность в поддержании постоянной температуры тела
Потребность во сне
Общая продолжительность сна в сутки составляет около 22-20 часов.
Температурный режим комнаты в начале должен быть не ниже 25-24°С, затем температуру воздуха постепенно снижают до 22-20°С.
Гигиенические ванны проводят ежедневно, вначале продолжительность ванны составляет 5-7 минут при температуре воды 38,0-38,5°С, со второго месяца жизни ее постепенно снижают до 37,0-36,0°С, а к концу второго полугодия доводят до 34,0-33,0°С. Температура воздуха в помещении, где проводится купание ребенка, в первое время должна быть не ниже 25,0-26,0°С.
Белье для обсушивания и пеленания ребенка, должно быть гигроскопическим и предварительно согретым.
На ранних этапах выхаживание рекомендуется проводить непосредственно на груди матери, и лишь непродолжительное время помещать его в кроватку- «Метод кенгуру». При этом создается непосредственный контакт ребенка с кожей матери, что обеспечивает поддержание у него постоянной температуры тела, облегчает процесс грудного вскармливания, улучшает лактацию.
Для закаливания недоношенного ребенка применяются тренирующие методы.
Выкладывание не живот проводят с первого дня пребывания дома 3-4 раз в день перед кормлением.
Воздушные ванны вводят с 1-1,5 месяцев по 1-3 минуты 3-4 раза в день в сочетании с поглаживающим массажем, постепенно увеличивая их продолжительность.
С 4-х месяцев начинают контрастные обливания после купания, температуру воды при проведении гигиенических ванн снижают на 0,5°С каждые 2-3 недели.
Поглаживающий массаж проводится с 1-1,5 месяцев, с 2-3-х месяцев вводят растирание, разминание, пассивные движения рук и ног.
С 8-9 месяцев для стимуляции развития речевых центров и координации мелких движений ребенку предлагают игры с мелкими предметами.
1. Большая убыль первоначальной массы тела - от 9 до 14%.
2. Низкая прибавка массы тела на 1-м месяце жизни.
3. Ежемесячная прибавка массы тела со 2-го месяца жизни до года обычно больше, чем у доношенных детей.
4. Ежемесячная прибавка роста у недоношенных детей больше, чем у доношенных детей (в среднем она должна составлять 2,5-3см).
5. Окружность головы в первые 2 месяца больше окружности груди на 3-4см, к концу 1-го года жизни окружность головы равна 43-46см, окружность груди- 41-46см.
6. Более позднее прорезывание зубов (в 8-10 месяцев).
7. Задержка появления психомоторных навыков на первом году: у детей с массой тела при рождении от 1000 до 1500г – на 2-3 месяца, с массой тела от 1500 до 2000г – до 1,5 месяцев.
Большинство детей с массой тела при рождении 2500г догоняют своих доношенных сверстников к 1 году жизни, а глубоконедоношенные дети сравниваются с ними только к 2-3-м годам жизни.
Психомоторное6 развитие ребенка зависит от течения анте - и постнатального периодов, от степени недоношенности, характера поражения ЦНС и своевременно проводимых корригирующих и реабилитационных мероприятий.