Книдская медицинская школа (VI век до н.э.)
Выдающимся представителем этой школы был Эврифон из Книда – современник Гиппократа, автор многих сочинений о причинах болезней, диагностике и лечении.
Косская медицинская школа
Выдающимся представителем этой школы был Гиппократ (460 г. до н.э., в переводе с греческого «укротитель коней»).
4. Сицилийская медицинская школа – основана в V веке до н.э.
Представителем этой школы был Эмпедокл (философ, политик, поэт, оратор, врачеватель, жрец), он считал, что сутью всех вещей является огонь, вода, воздух, земля – они неизменимы и непознаваемы. В каждом человеке существуют эти первоэлементы, болезни возникают из-за нарушения равновесия.
Медицина в Древней Александрии
После классического периода Древней Греции были завоевательные походы Александра Македонского и развитие медицины сосредоточилось в Египте, Ливии, где образовались государства Птолемеи со столицей Александрией (т.е. образовалось несколько эллинистических государств в 4 веке до н.э.). Эпоха эллинизма являлась периодом систематизации знаний. Птолемеи покровительствовали развитию знаний и приглашали свою столицу греческих ученых, писателей, поэтов, врачей.
При царском дворе были основаны Александрийский мусейон (храм муз), а также была основана Александрийская библиотека – самая большая в древности.
Развитие медицины характеризовалось становлением анатомии и хирургии.
Развитие медицины Древней Александрии:
· анатомия (греч. «anatome» расчленение):
- проводилось бальзамирование трупов;
- проводилось живосечение преступников (вскрывали брюшную полость, затем диафрагму и наступала смерть).
· хирургия:
- проводили перевязку сосудов;
- применяли обезболивающие средства (из корня мандрагоры);
- изобрели катетер;
- проводили ампутацию конечностей;
- проводили сложные операции на почках, печени и селезенке.
Большое значение для развития естественно-научного знания имело учение крупнейшего древнегреческого философа и мыслителя Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.). Его труды по логике, философии, риторики, психологии, этики, астрономии представляют собой энциклопедический сборник.
Для Александрийской медицины значимый вклад в развитие анатомии и хирургии внесли Эразистрат и Герофил.
Эразистрат (330-255 гг. до н.э. - придворный врач):
· изучил мозг (мозжечок), черепно-мозговые нервы (чувствительные и двигательные);
· считал, что все органы связаны между собой посредством нервов, сосудов («В венах течет кровь (питательные вещества), формируется из пищи, а кровь в артериях формируется из воздуха, возникает жизненная пневма»).
Герофил (335-260 гг. до н.э.):
· сторонник гуморального учения (о жидкостях организма);
· в труде «О глазах» описал стекловидное тело, сетчатку глаза;
· в учении «О пульсе» изложил анатомию сосудов (легочную артерию).
Вклад в развитие медицины Гиппократа (460-377 гг. до н.э.)
Отец Гиппократа происходил из рода асклепиадов (врачей). Он был первым учителем Гиппократа в области медицины. Гиппократ был странствующим врачом – периодевтом (лечил бедное население). Его работы такие как, «Афоризмы», «О природе человека», «О воздухах, водах и местностях» посвящены вопросам классификации заболеваний, объяснению болезней, считал, что болезнь имеет свои естественные причины. Главными принципами в лечении указывал, что необходимо лечить больного, а не болезнь. В честь его заслуг была названа присяга врачей «Клятва Гиппократа». Поскольку, он в большинстве своих трудов указывал на взаимоотношения врача и больного, основные принципы вошли в клятву.
Основные труды Гиппократа
· «Прогностика» (о терапии) дает прогноз различных симптомов и их влияние на выздоровление (изменение лица, глаз, цвета кожи, характер дыхания):
- описал лицо умирающего «нос острый, глаза впалые, виски вдавленные».
· «Об эпидемии» - считал, что эпидемии возникают не от заразных болезней, а от определенных причин. Описал лихорадку, туберкулез, кожные заболевания.
· «О воздухах, водах, местностях» - описал воздействие погоды и климата на здоровье человека. Описал различные типы людей, живущих в разных местностях и их болезни.
Тема 6: Врачевание и медицина в странах древнего средиземноморья
(в Античном мире – Древнем Риме)
Цель темы
Студент должен знать:
· особенности врачевания в Древнем Риме;
· влияние Галена на развитие медицины.
Студент должен уметь:
· анализировать развитие медицины в античном мире.
План изучения темы